Тележурналисты канала «Ёшлар» («Молодежь») Национальной телерадиокомпании Узбекистана Саодат Омонова и Малохат Эшонкулова, публично заявившие на пресс-конференции в правозащитном обществе «Эзгулик» «о засилье цензуры и местничества на государственном телевидении и хищениях со стороны руководства НТРК», выступили с открытым письмом к президенту Узбекистана Исламу Каримову.
Обращение к президенту с помощью независимых СМИ сотрудники НТРК объяснили невозможностью сделать это через официальные государственные издания Узбекистана. Одной из причин, побудивших их напрямую обратиться к главе государства с просьбой «о справедливости и защите», стало то, что после пресс-конференции руководство телеканала начало оказывать на них давление. Так, Саодат Омонову отстранили от съемок, на улице к ней пристают подосланные кем-то беспризорники, на ее телефонный номер поступают звонки с угрозами и оскорблениями. Запугивают по телефону и ее мать. Саодат Омонова сказала, что не поддается на провокации и считает, что давление еще больше усилилось после того, как она дала интервью радио «Озодлик» (узбекской службе Радио Свобода). Открытое письмо президенту Саодат Омонова и Малохат Эшонкулова передадут и в Международную правозащитную организацию Human Rights Watch.
Ниже приведен перевод с узбекского языка открытого письма тележурналистов президенту Узбекистана:
«Уважаемый Ислам Абдуганиевич!
Сегодня мы обращаемся к Вам, чтобы донести боль, которая накопилась в душах тысяч сотрудников Национальной телерадиокомпании: телерадиожурналистов и технических работников. Мы считаем нашим гражданским долгом, долгом журналистов сообщить Вам о нарушениях и злоупотреблениях, процветающих в нашей компании: о хищениях государственных средств, местничестве и засилье цензуры. И поскольку в местных средствах массовой информации говорить открыто о проблемах, существующих на НТРК, у нас нет никакой возможности, мы вынуждены были обратиться к Вам и попросить у Вас помощи через независимые СМИ.
Согласно Вашим, уважаемый Ислам Абдуганиевич, указам и решениям, исходя из тех задач, которые были озвучены в этих документах, все телеканалы НТРК должны оснащаться современным оборудованием. Для этого были выделены огромные средства. Но сегодня руководитель компании Алишер Ходжаев и директор телерадиоканала «Ёшлар» Хайрулла Нуриддинов присваивают значительную часть государственных средств, предназначенных для развития НТРК. На выделяемые деньги закупается самая дешевая техника, которая по документам проходит как самая дорогая, тем самым большая часть средств незаконно присваивается руководством компании. Присваивается и значительная часть поступающих в НТРК денег за рекламу. Поскольку реклама на телевидении идет через частные фирмы, которые имеют льготы и скидки, значительная часть средств оседает в таких предприятиях, которые потом делятся с руководством компании.
В 2005 году, после того как Алишер Ходжаев сел в кресло председателя НТРК, из-за его «ненасытности» резко снизилась зарплата сотрудников. На телерадиоканале «Ёшлар» процветает поощряемое руководством местничество, что привело к существенной разнице в зарплате сотрудников. «Людям директора» (а это, в основном, «ташкентские») платят высокую по сравнению с остальными сотрудниками зарплату. К примеру, закончившим среднюю школу администраторам выплачивается зарплата в размере до миллиона сумов ($1=2219 сумов по реальному курсу). Есть сотрудники, которые получают и по два миллиона сумов. По нашим сведениям, эти люди часть зарплаты отдают заместителю директора Дилшоду Мухамедову, который заносит эти деньги Х.Нуриддинову, придумавшему хороший способ «отмывания» денег.
Многие сотрудники редакции информационной программы «Давр» могут неделями не появляться на работе. Есть и такие, кто не сделал ни одной передачи, ни одного сюжета, но в табеле им пишется по 8 часов работы, и они получают очень хорошую зарплату, находясь в привилегированном положении. Нам же не прощают малейшего нарушения. Такое отношение сильно угнетает действительно работающих сотрудников.
Вы сами не раз говорили о том, что человек может терпеть всякие трудности, но он не может терпеть несправедливость, и мы это хорошо помним. Дело в том, что сегодня при распределении корреспондентов «Давра» на съемки наблюдается явная несправедливость. Некоторые сотрудники, не могущие написать и пары строк, дав взятку руководству, выходят на выгодные съемки, где уже сами берут взятки. На самом деле, мы считаем, что съемки должны распределяться в соответствии с талантом сотрудников.
В коллективе редакции с ведома начальства практикуется воровство текстов и, что самое ужасное, – воровство идей. К примеру, один и тот же текст может без изменений идти в эфир и сегодня, и через неделю. Увы, это никого не волнует. Никто над этим даже не задумывается. Основная причина этого – незнание руководителями специфики работы телевидения, их некомпетентность. Сегодняшние руководители очень далеки от ТВ, они не творческие люди.
Далеко за примерами ходить не нужно. Например, «руководитель дня» программы «Давр» Зоир Курбанов, в течение года не выходя на съемки, использовал чужие тексты, «заимствуя» их из компьютеров. И хотя зачастую ворованные сюжеты не шли в эфир, он получал за это большую зарплату. Когда сотрудники подняли этот вопрос, руководство просто закрыло на это глаза. В придачу вороватый З.Курбанов был по предложению руководства награжден медалью «Шухрат» и получил должность заместителя директора телерадиоканала «Ёшлар» по вопросам просветительства. А все потому, что З.Курбанов «ташкентский». И еще нужно отметить, что за последние годы на государственные премии выдвигались, в основном, кандидатуры именно «ташкентских», вне зависимости от того, достойны они этого или нет.
Из-за процветающего местничества на телерадиоканале «Ёшлар» грубо нарушается кадровая политика. «Нуриддиновцы» считаются «элитой», а их покровитель может открыто оскорблять людей, которые приехали из областей. По отношению к ним Х.Нуриддинов позволяет себе даже такие высказывания: «Если вы хотите подметать улицу, то обязательно нужно было ехать в столицу? Что, у вас в кишлаке не нашелся бы веник вместо этого кривого карандаша?». Не удивляюсь, что после моего интервью, которое я дала радио «Озодлик», в интернете в мой адрес появились слова: «Ты, таджичка, убирайся в свой Таджикистан». Я считаю это открытым оскорблением. Возможно, оно исходит именно от Нуриддинова.
Большая проблема на ТВ - засилье цензуры. Когда в 1998 году телеканал «Ёшлар» начинал свою деятельность, информационная программа «Давр» поднимала актуальные и злободневные вопросы. Увы, после того как Алишер Ходжаев и Хайрулла Нуриддинов заняли свои посты, они строго запретили нам, журналистам, готовить критические репортажи, аналитические сюжеты. Сегодня сюжеты и репортажи, которые мы готовим, рассматриваются представителями различных организаций, коррективы могут внести представители любых госструктур. По своему желанию они сокращают сюжеты, меняют местами кадры. Они могут сократить интервью, в которых есть критические мнения или поднимаются злободневные вопросы. В официальных выпусках новостей нас вынуждают читать тексты информационной программы «Ахборот», выходящей на канале «Узбекистан», и дублировать из нее кадры мероприятий с Вашим участием и другие официальные сюжеты. Готовить свои тексты нам тоже запрещено.
Мы считаем, что действия руководителей НТРК направлены на отделение Вас от народа. Они возвели стену между Вами и народом. Наша цель – убрать эту стену, разрушить ее, оповестить вас об опасной ситуации, которая сегодня существует на НТРК.
Ислам Абдуганиевич!
Все сотрудники ТВ хорошо знают об этих проблемах. Многие недовольны сложившейся ситуацией. Но поднять эти проблемы у них не хватает смелости. Они подбадривают нас, стоя в стороне. Мы просим Вас, Президента Республики Узбекистан, пресечь эти нарушения закона.
Может возникнуть вопрос, почему мы не обратились в «соответствующие инстанции». Но с декабря прошлого года моя коллега М.Эшонкулова не раз обращалась с письмами-жалобами к Вам, к премьер-министру Ш.Мирзияеву и в правоохранительные органы. Но эти вопросы по-прежнему остались нерешенными. После расследования, проведенного прокуратурой, чтобы пресечь возникшие «разговоры» и скрыть деяния Х. Нуриддинова, совершенно неожиданно телерадиоканал «Ёшлар» был награжден международной премией «Олтин калам», хотя накануне всем было известно, что гран-при должен был получить телерадиоканал «Тошкент». По мнению многих наших сотрудников, за этим стоит заместитель премьер-министра Абдулла Арипов. Это он прикрывает Х.Нуриддинова. Почему, несмотря на выявленные прокуратурой злоупотребления Нуриддинова, на коллегии НТРК он отделался простым выговором? Что скрывается за этим? Может быть, ответ кроется в проданном Нуриддиновым особняке за 350 тысяч долларов, о чем писали электронные издания?
Увы, существует много того, чего нельзя доказать. Но известно, что нет дыма без огня, и наши коллеги уверены, что заместитель премьер-министра Абдулла Арипов является «опорой» Х.Нуриддинова. Может быть, именно из-за этого наши обращения не доходят до Вас, Ислам Абдуганиевич. Поэтому мы были вынуждены именно таким путем донести до Вас свой голос.
Уважаемый Президент!
После проведения пресс-конференции, посвященной раскрытию фактов хищения на НТРК, на нас началось давление со стороны руководства. К примеру, 24 августа меня (С.Омонову) сняли со съемок мероприятия награждения победителей конкурса «Энг улуг, энг азиз» («Самый великий, самый дорогой»). Теперь меня вообще не подпускают к съемкам. На меня начали давить и через милицию. В Ташкенте у меня нет своего дома, за немалые деньги я снимаю квартиру, и до недавних пор никто меня не беспокоил, но после моих выступлений в СМИ не раз приходили сотрудники милиции, спрашивали, прописана ли я в этой квартире, притом, что им хорошо известно, что я прописана в Кибрайском районе Ташобласти. Мне хотят создать проблемы, чтобы я замолчала и больше не выступала. Против меня устраивают провокации, подсылая беспризорников, чего раньше никогда не было. Я, конечно, стараюсь не обращать внимания на эти провокации. Думаю, что руководство пошло на это, поскольку не может просто так уволить нас с работы. Они наняли этих беспризорников, возможно, надеясь, что со мной что-то случится. Неизвестные люди угрожают мне по телефону, оскорбляют меня. Звонили даже моей маме. Она сильно напугана. Мы хотим, чтобы Вы защитили нас и помогли добиться правды.
Обозреватель информационной программы «Давр» телерадиоканала «Ёшлар» Саодат Омонова и старший редактор Малохат Эшонкулова».
Источник: Фергана.ру