После событий на Гаити во многих редакциях и агенствах новостей продолжают изучать факторы, влияющие на эффективность работы редакции во время кризисов и стихийных бедствий, в том числе на эффективность общения с членами редакции, работающими в зоне стихийного бедствия.
В феврале в Вашингтоне состоялось заседание менеджеров и репортеров американских агентств новостей: участники заседания обсудили проблемы лидерства и менеджмента во время кризисных ситуаций. Директор Центра исследования травмы и журналистики им. Дарта Брюс Шапиро подчеркнул важность общения между руководством агентства новостей и репортерами.
Несмотря на то, что большинство журналистов общаются с другими журналистами, по мнению Шапиро, очень важно, чтобы руководство поддерживало постоянный контакт с репортерами, находящимися в зоне боевых действий или в зоне стихийного бедствия: в подобной ситуации журналисты находятся в чрезвычайно стрессовой ситуации и подвергаются опасности травмы.
По оценкам Центра им. Дарта
Проф. Энтони Фейнштейн, профессор психиатрии в Университете Торонто и автор книги «Журналисты под обстрелом: Освещение военных действий опасность для психики», считает, что посттравматическим стресом страдают 12% журналистов.
Несмотря на статистические данные, Национальный центр посттравматического стресса утверждает, что очень часто степень воздействия трагических событий на журналистов недооценивается, риск не принимают всерьез, более того, многие люди думают, что у журналистов «выработался иммунитет к тем человеческим страданиям, которые им приходится наблюдать».
В профессии репортера способность быстро восстанавливать свои силы является необходимым качеством, а невосприимчивость к трагедиям считается основанием для гордости: это приводит к тому, что журналисту тяжело признавать психологические проблемы, а члены редакции не знают, как вести себя в этой ситуации.
Шапиро считает, что «плохое управление еще больше усиливает риск посттравматического стресса».
Проанализировав опыт с Гаити, Шапиро подготовил ряд важных рекомендаций для руководства редакций на случай будущих чрезвычайных ситуаций.
- Планируйте заранее: Журналисты должны быть подготовлены: они должны знать, что они собираются делать в зоне бедствия.
- Предварительный тренинг: Убедитесь в том, что журналисты и другие сотрудники знают о риске травмы. Они должны знать симптомы травмы и посттравматического стресса, а также способы с ними бороться.
- Предлагайте поддержку: Если журналист находится в зоне бедствия, с ним постоянно должен поддерживать связь
кто-то в редакции кто-то, кому можно рассказать о ежедневных событиях. Способствуйте общению журналистов со своими семьями и близкими. После возвращения домой этим людям будет необходим период реабилитации. - Будьте внимательны: Необходимо понимать, что журналисты находились в эпицентре трагических событий. Наблюдайте за их поведением Шапиро называет это «внимательным ожиданием».
- Распространяйте информацию: Распространяйте информацию: разместите информацию о травме и источники на своем вебсайте, проведите семинары, расскажите о влиянии травмы на журналистику.
Шапиро подчеркнул важность общения и предложил ряд рекомендаций на тему диалогов с репортерами и того, как важно выслушать журналиста.
Методология: как активно выслушать журналиста.
Факты (Что случилось?)
Влияние (Что Вы думаете и чувствуете?)
Сейчас (Как дела сейчас?)
Образование (Это нормальные чувства.)
Что делать можно, а что нельзя
- Нельзя говорить: «Я знаю, что ты чувствуешь.»
- Нельзя ставить диагноз: не заставляйте их чувствовать, что с ними
что-то не так. - Нужно смотреть им в глаза
- Нужно свести свою реакцию к минимуму: наблюдайте, делайте выводы, но не высказывайте мнения и не давайте советов.
- Для получения более подробной информации нажмите www.dartcenter.org.
Источник: IJNet-International Journalists' Network - www.ijnet.org