Internews Kazakhstan

Время на телевидении поделилось на "до" и "после" "Школы"

Cоздан:   вт, 02/02/2010 - 11:12
Категория:
Тэги:

Сериал "Школа" продолжается. С эфира его не сняли, несмотря на депутатские протесты и возмущение кочующих с канала на канал экспертов по всем вопросам.

Но никто не смог пока отменить известную эстетическую формулировку: судить художника по законам, им самим над собою установленным. Возразят — Германика не художник. Молода, мол, еще, субъективна, снимает без зазора и дистанции. Тогда почему же о произведении, ею созданном, — не будем забывать, что низкий жанр отнюдь не исключает мастерства автора и наличия художественных достоинств, — говорят так много и так страстно. Равнодушных, кажется, не осталось. Возмутились все — респектабельные родители, отправляющие своих чад учиться куда-нибудь подальше от таких вот "Школ", в уют закрытых заведений для избранных и благополучных, или и вовсе за границу — в другую жизнь, к другим возможностям, без одноклассниц с фиолетовыми ногтями, распивающих на лестничных клетках дешевое пиво.
Строгие депутатши вспомнили, что, глядя на школу через щелку родительских собраний, они ничего схожего с тем, что живописала в своем телеопусе Германика, не наблюдают. Бушевали политологи, социологи, зрелые редакторы уважаемых СМИ, свободные молодые гуманитарии, втайне сожалеющие, что свое поколение они так и не воплотили в художественных образах, а вот Германика свое — воплотила. Явила всей стране и в общем-то не скрывает, что для этой, как и для предыдущей своей работы —художественного фильма "Все умрут, а я останусь", — она лишь переплавила личный опыт, а нужная художественная дистанция, которой от нее так яростно требуют критики сериалов и просто увлеченные моралисты, для нее как для режиссера — следующая высота.

Высказался даже министр образования и науки Андрей Фурсенко: "Сериал "Школа" — мотивация к обсуждению образования". Одобрил ну или смирился. В общем, был более или менее нейтрален. Зато глава синодального отдела Московской патриархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Дмитрий Смирнов вполне конкретно осудил: "Авторы сериала наживаются на самом низменном, что есть в людях". Сама Валерия Гай Германика во время дискуссии (которая, впрочем, скорее всего еще не окончена) не была многословна. Ее позиция: какой зритель, такой и фильм. К сравнениям своего творчества с "Домом-2" режиссер тоже относится спокойно.

Благосклонны к Германике, похоже, только блогеры, обменивающиеся в Сети самостоятельными рецензиями на то, что по телевизору смотреть стоит, а что — нет. Хвалят Германику за "новый реализм" и свидетельствуют, что "Школа" — это наш вариант "Над пропастью во ржи". Разумеется, их можно считать меньшинством. Впрочем, если зрителю, который в большинстве, и впрямь нужна художественная дистанция сериалов "Универ", "Барвиха", "Ранетки" или "Папины дочки", сериал Германики — продукт действительно некондиционный. Если же зритель в состоянии оценить совсем другое качество, которое осмелился предложить ему Первый канал, — нужно радоваться. Мы стали видеть нюансы. В отличие от экспертов экспертовичей, которым что-то до боли узнаваемое и потому пугающее так режет глаз.

Хотя они и сами себя неоднократно одергивали: мы, мол, не проблемы образования обсуждаем, а проблемы сериала "Школа", вернемся к сути. И не возвращались, добавляя очков молодому режиссеру. Еще можно констатировать, что принципы новой, или документальной, драмы раз уж попали на телевидение — значит, просочились в мейнстрим, а выход телесериала и последовавшая за ним бурная общественная дискуссия превзошли по занимательности споры вокруг ЕГЭ и поделили время на нашем телевидении на "до" и "после" "Школы".

Источник: Лениздат