Позволяет ли этот закон «О защите прав граждан и неприкосновенности частной жизни» говорить, что у депутата или чиновника, например, есть вторая жена? Что вообще можно говорить, а что нет?
Ответ
Ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (статья 142 УК РК. «Нарушение неприкосновенности частной жизни») в уголовном кодексе РК существует уже давно.
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам защиты прав граждан и неприкосновенности частной жизни» просто усилил эту ответственность. Были увеличены размеры штрафов, а за деяние, допущенное с использованием служебного положения, либо в публичном порядке, либо через СМИ, была введена новая мера ответственности - лишение свободы сроком до пяти лет с конфискацией имущества.
К «частной жизни» относится та область отношений, которая находится за пределами служебной и общественной деятельности человека. К частной жизни лица относятся, в частности, такие сведения, которые составляют его личную или семейную тайну. К ним могут быть отнесены любые сведения, находящиеся вне сферы публичного интереса, например, сведения об отношениях в семье, с родственниками, о занятиях вне работы, о дружеских связях, о различных сторонах интимной жизни.
Ст. 144 ГК РК предусматривает право на охрану тайны личной жизни, в том числе тайны переписки, телефонных переговоров, дневников, заметок, записок, интимной жизни, усыновления, рождения, врачебной, адвокатской тайны, тайны банковских вкладов.
К тайне личной жизни, охраняемой законом, относятся все стороны интимной жизни. Информация о наличии второй жены, скорее всего, попадет именно в эту категорию тайн, в случае судебных или других разбирательств.
При этом, исходя из логики и смысла закона, при выяснении вопроса была ли раскрыта тайна личной жизни, следует выяснить: желало ли лицо сохранить эти сведения в секрете и принимало ли оно меры для ее защиты? Если депутат появляется в общественных и людных местах со своей второй женой, то это вряд ли можно назвать тайной и журналист, написавший об этом, не должен быть привлечен к ответственности за раскрытие тайны личной жизни.
Наше законодательство не предусматривает случаев освобождения от ответственности за раскрытие тайн личной жизни публичного лица, когда общественный интерес в раскрытии такой информации перевешивает право на защиту такой информации в силу ее частного характера. Поэтому, независимо от обстоятельств дела, если информация будет признана относящейся к частной жизни, лицо, распространившее такую информацию, будет нести ответственность.
Кужукеева Гульмира,
юрист Представительства «Интерньюс Нетуорк» в Казахстане