Большинство исследователей считают, что массовая (популярная) культура (она же - поп-культура) существовала практически всегда. Однако в последние десятилетия ее влияние на человеческую цивилизацию заметно выросло.
У массовой культуры есть множество научных определений. Все они сходятся в одном: они понимают под этим явлением широко распространенные в каком-либо обществе культурные элементы. Поп-культура ныне включает в себя музыку, кинематограф и мультипликацию, литературу, средства массовой информации (включая комиксы и Интернет), моду, кулинарию, рекламу, спорт, туризм, дизайн и множество других элементов. Фольклор (сказки, легенды, былины и пр.) и наука (в ее "облегченной" версии) также считаются составной частью и\или одним из источников массовой культуры.
Культура приобретает приставку "поп" в случае, если она превращается в нечто большее, чем просто игру разума или творческое рефлексирование - некое произведение должно стать широко популярным в обществе. "Звездами" мировой поп-культуры с равным успехом становились бесчисленные музыканты, актеры, журналисты, политики и спортсмены, художники (Сальвадор Дали и Пабло Пикассо), писатели (Эрнест Хэмингуэй\Ernest Hemingway), ученые (Альберт Эйнштейн и Зигмунд Фрейд), религиозные лидеры (Папа Римский и Далай-Лама), террористы (Карлос "Шакал" и Усама Бен Ладен), преступники (Джек-Потрошитель\Jack the Ripper), литературные персонажи (Джеймс Бонд\James Bond и Гарри Поттер\Harry Potter), герои мультфильмов (Микки Маус\Mickey Mouse и Чебурашка), революционеры (Че Гевара и Мао Цзе-дун), персонажи комиксов (Супермен\Superman и Человек-Паук\Spiderman), автомобили (Volkswagen Beetle), напитки (Coca-Cola), телеканалы (MTV и CNN), продукты питания (гамбургер и суши), бытовая электроника (сотовый телефон и компьютер), предметы одежды (джинсы), животные (панда), растения (конопля), города (Париж), горы (Эверест) и пр.
Некоторые из поп-культурных "икон" имеют долгую жизнь, их популярность переходит из поколения в поколение, другие становятся знаменитостями-однодневками, про которые в скором времени забывают. В любом случае, с их помощью поп-культура формирует некий новый способ общения, используемый множеством людей в повседневной жизни: так, например, забавные фразы политиков, персонажей рекламных роликов, телепередач или кинофильмов становятся частью живого языка и используются в качестве своеобразных пословиц, иллюстрирующих строй мыслей говорящего.
Понятие "поп-культуры"\pop-culture родилось в начале 1930-х годов, ее серьезное изучение началось в 1960-е годы. С тех пор было опубликовано множество исследований, авторы которых пытались определить: что первично - культура определенной группы людей (субкультура) или массовая культура. Единого мнения на этот счет пока не сформировалось, потому что массовая культура функционирует по особым, до конца не понятым законам. Существует ряд гипотез, авторы которых пытаются объяснить феномен поп-культуры. Британский социолог Домини Стринати\Domini Strinati, автор книги "Введение в Теории Массовой Культуры"\An Introduction to Theories of Popular Culture, собрал весьма обширную коллекцию подобных объяснений. По оценкам Стринати, их можно свести к четырем базовым теориям.
Британский литературный критик и мыслитель Фрэнк Рэймонд Ливиз\Frank Raymond Leavis, автор опубликованной в 1933 году книги "Культура и Среда"\Culture and the Environment, доказывал, что массовая культура является зримым доказательством того, что в культурном плане человечество клонится к упадку. Ливиз и его многочисленные последователи придерживались мнения, что культуру губит стандартизация и массовое производство. В этом смысле убийцей высокой литературы может считаться изобретатель современного печатного пресса - Иоганн Гутенберг. До Гутенберга книги были дорогой редкостью, поэтому к ним предъявлялись крайне высокие требования - не случайно, они до сих пор поражают красотой изложения и оформления. Массовое книгопечатание позволило множить не только и не столько творения философов и великих писателей, сколько низкопробные сочинения.
Прославленная философская "Франкфуртская школа" (вероятно, ее наиболее видными представителями были Теодор Адорно и Герберт Маркузе) пришла к выводу, что бурное развитие массовой культуры объясняется сущностью потребительского капитализма. Производители "культурных товаров" (например, кинофильмов и книг), которых Адорно и его последователи назвали "культурной индустрией", заинтересованы только в увеличении сбыта и поэтому "подстраивают" общества под свои интересы. В итоге и возникает гегемония определенных образцов культуры. Причем эти образцы, как правило, невысокого качества - дело в том, что массовое производство не заинтересовано в единичных дорогих товарах высокого качества, ему требуется много дешевых товаров, доступных большинству потребителей. В свою очередь, рабочий класс (представители "Франкфуртской школы" крайне симпатизировали марксизму, поэтому постоянно рассуждали на эту тему) страдает от распространения массовой культуры - его горизонты сужаются. Фактически, поп-культура стала способом контроля над мыслями и чувствами широких народных масс.
Другое объяснение предлагает "аристократическая теория" (ее автором считается Алан Свингвуд\Alan Swingewood, в 1977 году опубликовавший исследование "Миф Массовой Культуры"\The Myth of Mass Culture). Эта теория гласит, что причиной бума поп-культуры стало ослабление традиционных общественных институтов, таких, как религия и семья. То есть, современное общество утратило некую иерархию власти, которая отвечала - вольно или невольно - за формирование определенных культурных вкусов. В 20 веке их место заняли средства массовой информации, которые и стали - часто небескорыстно (к примеру, размещая рекламу определенных книг, выставок или фильмов) - формировать культурные вкусы общества. Образовавшийся вакуум и был заполнен массовой культурой, которая, в свою очередь, начала создавать свою "табель о рангах", свои представления о красивом и уродливом, умном и глупом и пр.
Более оптимистично смотрят на вещи сторонники теории "прогрессивной эволюции". Вероятно, одним из наиболее известных ее представителей является канадский философ Маршалл МакЛахэн\Marshall McLuhan, создатель термина "глобальная деревня". Суть "прогрессивной эволюции" заключается в следующем: в либеральном обществе могут возникнуть самые разные образцы культуры, которые, де-факто, являются проявлением свободы слова. Благодаря поп-культуре, самые разные люди получают возможность реализовать себя в культурном пространстве. Поэтому поп-культура - не зло, а благо. Сторонники этой теории доказывают, что поп-культура не уничтожила культуру эстетов: так, например, поп-музыка не стала причиной смерти классической музыки. С точки зрения сторонников этой теории, поп-культура служит не уничтожению, а демократизации культуры. К примеру, до конца 19 века вкусы любителей живописи определялись небольшими группами профессиональных художников, объединенных в организации, признанные государствами (во многих странах Европы существовали академии художеств). Художники, которые выбивались из принятых правил, автоматически становились париями. Подобное происходило, например, с импрессионистами, авангардистами, сюрреалистами и пр., которые опирались на массовую культуру своего времени (так, Анри Тулуз-Лотрек оформлял афиши, используя приемы экзотической для тогдашней Франции японской живописи). Однако, делают вывод сторонники этой теории, следует признать, что академии художеств, де-факто, не служили культуре, а тормозили ее развитие.
В истории человечества постоянно существовали так называемая "высокая" и "низкая" культура - первая процветала среди образованных представителей элиты, вторая - соответственно, среди малограмотного или вовсе неграмотного простонародья. Однако в последние десятилетия границы между этими культурами постепенно стираются. Частично это объясняется тем, что участие в создании культуры стало намного более легким делом, чем ранее: к примеру, любой желающий может создать страничку в Интернете и выложить на нее свои стихи или рисунки, став, таким образом, частью мирового культурного процесса. В 1991 году американский социолог Майкл Шадсон\Michael Schudson, составитель академического сборника "Переосмысливая Массовую Культуру"\Rethinking Popular Culture: Contemporary Perspectives in Cultural Studies, высказал идею, которая в последующие годы нашла множество подтверждений. По его мнению, различие между "высоким" и "низким" в культуре существует не в эстетическом и интеллектуальном, а исключительно в политическом плане.
Джон Стори\John Storey, автор книги "Изобретение Массовой Культуры: От Фольклора до Глобализации"\Inventing Popular Culture: From Folklore to Globalization, указывает, что понимание поп-культуры претерпевало серьезные изменения с течением времени. Кроме того, по его мнению, сам термин "массовая культура" был изобретен представителями интеллектуальной элиты и априори несет в себе негативную оценку. Он приводит следующий пример: фольклор существовал всегда у всех народов, он играл важнейшую роль в культурной жизни человечества, однако интеллектуалы обнаружили его существование и признали его важность лишь в 18 веке.
Источник: Washington ProFile