Александр КРАСНЕР: «Все газетные монстры создали ньюс-румы, чтобы плавно перейти от бумажной формы к интернетовской»
Татьяна ТРУБАЧЕВА, "С пером и шпагой"
Хочешь – езжай, хочешь – дома оставайся. По такому принципу формируется состав участников Всемирного конгресса журналистов, который ежегодно проводит Всемирная газетная ассоциация (WAN). Побывавший в этом году на конгрессе Александр КРАСНЕР, редактор «Новой газеты – Казахстан», ни на йоту не пожалел о потраченных на поездку деньгах и советует казахстанским издателям активнее посещать подобные мероприятия.
Александр Владимирович, почему Вы решили поехать на конгресс?
- Потому что это мероприятие дает возможность увидеть, куда движется газетная отрасль в целом, что с ней будет завтра. На конгрессе собираются крупнейшие издатели со всего мира, делятся опытом, обозначают тенденции, как будет развиваться газетный рынок, есть ли у газет будущее и как трансформируется отрасль. Поэтому удивительно было видеть, что Казахстан с апатией отнесся к этому событию – от нас поехало лишь четыре человека. Хотя из России была достаточно внушительная делегация во главе с министром информации г-ном Сеславинским.
И как можно объяснить апатию?
- Да никто ничего толком не знает об этом конгрессе, его же рекламировать надо! Есть у нас Ассоциация издателей газет, которая почему-то находится в Караганде. Она, конечно, может находиться где угодно, но, мне кажется, она должна базироваться там, где выходит больше всего газет, чтобы быть в гуще событий.
Кстати, рекламированием таких мероприятий должно заниматься и Министерство информации и культуры во главе с г-ном Ертысбаевым. Но он занимается какими-то другими делами, ему, наверное, не интересно, как будет развиваться пресса, что надо делать, чтобы не отстать от остального мира и не оказаться на обочине.
Уже не братья-близнецы
А может, это связано с тем, что, например, «Казахстанская правда» знает: она будет выходить при любых мировых тенденциях, главное, чтобы наши внутриполитические тенденции оставались прежними?
- Понимаете, объективные тенденции таковы, что «Казправда» выходить не сможет, как и все остальные газеты. Газетам на бумажных носителях рано или поздно грозит смерть.
И что у нас сейчас? Агония?
- Никакой агонии нет. Просто весь мир, за исключением стран СНГ и ряда африканских стран, понял, что газеты в том виде, в каком они существуют на сегодняшний день, умирают. Исследования показывают, что молодые люди до 30 лет газеты вообще не читают и телевидение не смотрят, они всю информацию черпают из Интернета, поэтому лидеры газетной индустрии уходят в интернет-пространство.
Такие газеты, как Sunday Times создали так называемые ньюс-румы, где журналист, который работает на газету, одновременно пишет для интернет-сайта этого издания, а также делает репортажи для интернет-радио и телевидения. Конечно, одни корреспонденты занимаются больше print’ом (бумажной версией), другие – онлайном. Но, тем не менее, все пересекаются, общаются друг с другом.
Получается, и сам журналист должен трансформироваться?
- Да, поэтому в наших вузах должны учить именно этому, а не тому, чему сейчас учат в КазНУ на факультете журналистики. Я разговаривал со студентами, оказалось, то, что преподавали нам 25 лет назад, преподают студентам и сегодня. Поэтому на такие конгрессы надо посылать деканов факультетов журналистики, чтобы они тоже видели, куда мир идет, чему учить будущих журналистов.
А в бумажной и интернет-версиях выдают одну и ту же информацию?
- Газетные сайты, которые существуют у нас и в России, – это уже позавчерашний день западных СМИ. У нас выходят интернет-копии бумажных вариантов. На Западе же работают в другом режиме. Например, печатная версия Sunday Times состоит из аналитических материалов, а оперативные материалы и горячие новости выходят онлайн. На конгрессе показывали, как у них работает сайт. Там есть текст новостей и телевизионная картинка. То есть print и онлайн не дублируют друг друга, это самостоятельные продукты. Хотя все материалы бумажного варианта можно прочитать на сайте.
В пользу онлайновых газет можно сказать вот еще что. Они на сегодняшний день собирают рекламы в разы больше, чем печатные. В Норвегии одно онлайновое издание только в неделю приносит 6 миллионов долларов прибыли за рекламу.
Бесплатные газеты спасут бумажные
Почему же они тогда окончательно не похоронят бумажную прессу?
- Потому что она еще востребована. На сегодняшний день масса людей старше 30 читает газеты, для них print’ы удобнее, привычнее – полистал, нашел нужное, не надо заходить в Интернет. Кстати, многие же не умеют пользоваться Интернетом.
На конгрессе была большая дискуссия на эту тему, многие говорили, что бумажные газеты вообще никогда не умрут. Но лучше всех по этому поводу высказался апологет бумажной прессы испанец Марио Гарсия, один из самых знаменитых газетных дизайнеров, он сказал: «Газеты умрут тогда, когда умрет последний читатель». Вот поэтому все газетные монстры сделали очень просто – создали ньюс-румы, чтобы плавно перейти от одной формы к другой.
К тому же сейчас во всем мире очень развито чтение новостей через мобильные телефоны. Хотя у нас этого вообще нет, а в России это только начинается.
Но та же WAN говорит, что тиражи бесплатных газет растут.
- Да, тиражи всех бумажных газет падают, а бесплатных – растут. Например, одна из газет ЮАР за 5 лет достигла тиража 500 тысяч ежедневно . Это с учетом того, что в ЮАР лишь около 40% грамотного населения. Причем это не рекламная газета, которых у нас сейчас уйма, а нормальное информационное издание. Газету раздают не по квартирам, а распространяют через торговую сеть (доплачивают продавцам, ведь никто бесплатно не будет работать). Выживает издание за счет рекламы. Там бешеные расценки на рекламу, особенно если сравнивать с нашими: меньше 30 тысяч долларов за полосу вообще нет. Они в стоимость рекламы заложили себестоимость газеты и расходы на продавцов.
Газета представляет собой таблоид, квадратный по форме, с множеством фотографий, картинок, которые поймет даже безграмотный, короткими текстами. Этот таблоид очень хорошо читает молодежь. В общем, если бумажные газеты и выживут, то только благодаря бесплатным изданиям.
Значит, правы были участники последнего Евразийского медиафорума, когда высказывали опасение, что развлекаловка может вытеснить серьезную журналистку?
- Серьезная журналистика может трансформироваться, но не исчезнуть. Темп жизни все время ускоряется, на чтение остается мало времени, поэтому надо активно применять инфографику. Можно сказать, что это аналитика, только в другой форме. А развлекательной журналистики и должно быть больше, не каждый же читает аналитику. То есть баланс сохранится.
Речь идет о другом: никакая газета никогда не сможет соревноваться по возможностям с Интернетом. В Интернете можно сделать что угодно, включить любую информацию, сделать ссылку и так далее.
Поэтому я думаю, что нашему министру надо над этим подумать, если он действительно хочет развивать газетную отрасль. Его Министерство культуры и информации должно заниматься не судебными разборками, а стратегическими вещами: продвигать современные модели развития СМИ, организовывать учебу наших дизайнеров, корреспондентов, редакторов.
Зачем наступать на грабли?
На постсоветском пространстве все печально или есть подвижки в «западную» сторону?
- В прошлом году российская «Новая газета» провела опрос и выяснила, что не только «Новую газету», но и все остальные газеты молодые москвичи не читают и телевизор не смотрят, тоже только Интернетом пользуются. После этого «Новая газета» создала новый сайт, который близок к тому, что сейчас делают мировые газетные лидеры. На сайте «НГ» есть новости в режиме онлайн, есть телевизионные репортажи, есть блоги, которые ведут журналисты издания. Онлайн тем и хорош, что сразу же можно обсудить материал с читателями. «Новая газета» в Казахстане пытается делать нечто подобное.
И как успехи у российской «Новой газеты»?
- Очень хорошие результаты – много посещений, а вот с рекламой пока не очень, думаю, рекламодатели еще не перестроились. Нужно учитывать, что в «Новой газете», как и в любом издании, имеющем альтернативную точку зрения на те или иные события, вообще с рекламой проблемы: бизнесмены боятся туда идти, чтобы не испортить отношения с властями.
Но реклама все равно придет в интернет-издания. В качестве примера приведу опыт московской бесплатной газеты «Экстра-М». Тираж «Экстра-М» достигал 2 миллионов. А два года назад они обнаружили, что реклама от них стала уходить в Интернет. Поэтому они создали интернет-версию газеты, которая отличается от бумажной, и собирают туда рекламу. Я думаю, что у нас это тоже не за горами.
Но такое может произойти только при повальной компьютеризации и интернетизации. У нас этого нет.
- Будет, от этого никуда не денешься, тут не отсидишься – мир-то глобализуется. Все равно придется жить по правилам глобального мира, хотим мы этого или нет.
Когда это понимаешь, очень смешно выглядят попытки запретить какие-то газеты.
Не смешно: пользователи «Казахтелекома» помнят, как не могли зайти на тот же «Казахстан тудей».
- Монополия – временная вещь. Китай тоже пытается регулировать потоки Интернета, фильтровать информацию. Но это плохо получается.
Как Вы думаете, почему все-таки Казахстан находится на обочине мировых процессов?
- У нас уровень компьютеризации пока низкий, существует монополия на связь. А монополия всегда тормозит развитие. У нас же запредельные, по сравнению с остальным миром, цены на связь. В той же ЮАР Интернет стоит копейки.
Хотя исправить ситуацию можно – есть компьютеры, есть люди, есть веб-дизайнеры, веб-редакторы. Зачем наступать на грабли, на которые уже кто-то наступил, зачем и дальше создавать перекособоченные сайты, ведь никто не запрещает ездить по всему миру и учиться.
Источник: Центр поддержки региональной прессы