Internews Kazakhstan

За кулисами профессии

Cоздан:   пт, 22/06/2007 - 15:53
Автор:   Зульфия

За кулисами профессии
Джамиля Маричева

Нередко журналисты, защищая других людей, сами нуждаются в защите. В Павлодаре уже три года существует Центр поддержки региональной журналистики. Это неправительственное некоммерческое общественное объединение, которое оказывает бесплатную правовую помощь средствам массовой информации, при необходимости представляет их интересы в суд, ведет мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ.

"Обозрение недели", г. Павлодар

Центр бессменно возглавляет исполнительный директор Аскар Шомшеков. Мы воспользовались поводом (грядущим профессиональным праздником), и поговорили с ним о реалиях современной журналистики.

- Каким образом вы ведете мониторинг?

- Мы берем информацию о нарушении прав СМИ с первых уст и публикуем только с согласия журналиста. Были случаи, когда журналисты не хотели, чтобы эту информацию обнародовали, по разным причинам. Я считаю, что это неправильно. Каждый факт нарушений прав журналиста, должен быть зафиксирован. Такое поведение часть профессиональной этики журналиста. Он не должен проходить мимо нарушений ни чужих прав, ни своих.

- И какие нарушения прав журналистов самые распространенные?

- Отказ в доступе общественно значимой информации. В нашем мониторинге это правонарушение составляет большую часть от всех случаев. Обидно, что страдают молодые журналисты. Окончив вуз, они приходят работать на месяц – два. Обращаются в одно место за информацией, в другое – им отказывают. У них опускаются руки, и дипломированные журналисты уходят торговать сотовыми телефонами, или в другие сферы.

- Ваш мониторинг доступен…

- Все нарушения прав журналистов, которые мы фиксируем, мы публикуем на сайте http://www.presscenter.kz. И всем чиновникам я бы рекомендовал периодически посещать этот сайт и искать информацию о себе. Особенно, если у них был некий конфликт с журналистом. Я думаю, что это будет дисциплинировать. Руководству госучреждений, особенно, если у них есть пресс-служба, я бы рекомендовал интересоваться, как же их подчиненные работают с журналистами. Но, к сожалению, в доступе к информации отказывают не только государственные учреждения, еще сложнее пробиться к частным структурам. Они считают, что вся их деятельность защищается законом о коммерческой тайне, или другие отговорки придумывают. Но закон о СМИ он един для всех, что для госорганов, что для частных предприятий, они должны это понимать.

Мониторинг у нас разный, мы отслеживаем не только отрицательные, но и позитивные моменты. Допустим, в январе открылся в Павлодаре региональный пресс-центр при областном суде. Но, позже, мы опубликовали другое сообщение. В екибастузском суде стало сложнее получать информацию, потому что там ввели должности пресс-секретарей. Вернее возложили на действующих судей эту обязанность. Ранее можно было напрямую связаться судьей, ведущим процесс, и получить информацию. Сейчас же все ссылаются на пресс-секретаря. А пресс-секретарь – действующий судья, и она занята. Казалось бы, благие намерения, но стало хуже, чем было.

- Есть надежда, что нарушения прав журналистов, пойдут на убыль?

- Мне кажется, что сложные отношения со СМИ будут оставаться, потому что уровень коррупции достаточно высок. Коррумпированные чиновники больше всего бояться огласки результатов своей деятельности, и они будут стараться держать все СМИ на коротком поводке, чтобы их «темные делишки» не были обнародованы. И случаев отказа к доступу информации – меньше не будет.
Хотя сейчас нет таких вопиющих нарушений прав журналистов, как это было еще лет пять назад. Когда журналистов за руки выводили с пресс-конференций. Когда чиновники подавали на журналистов миллионные иски, и судьи их удовлетворяли. Когда журналистов избивали. Зато появилась самоцензура. И она страшнее откровенной цензуры.