О проблемах распространения печатных СМИ в городе рассказывает редактор журнала
«Тотем» Сергей ЗАРВА. По его мнению в городе сложилась нестандарстная ситауция. Жителей Усть-Каменогорска, по его мнению, можно назвать самыми не читающими в республике.
«В среднем тиражи периодических изданий административно-территориального центра Восточно-Казахстанской области в несколько раз меньше, чем в Павлодарской», – заявляет Сергей ЗАРВА. Даже Семипалатинск, где доходы населения значительно ниже, чем в Усть-Каменогорске, опережает областной центр по тиражам и количеству издаваемых печатных СМИ. Говорить об алматинской или павлодарской области и не приходится – земля и воздух. Например, в Экибастузе, где населения в несколько раз меньше, чем в Усть-Каменогорске вновь появившаяся на рынке газета за год может набрать тираж 10 и более тысяч экземпляров. У устькаменогорских печатных масс-медиа при таких же стартовых условиях – не поднимется больше 3 тысяч и это в лучшем случае.
Смотрящий менталитет
Сергей Зарва считает, что в Усть-Каменогорске существует несколько причин, которые снижают динамику продаж периодики области. Прежде всего, менталитет. К сожалению, восточноказахстанцы привыкли больше смотреть и слушать электронные СМИ. По мнению многих общественных деятелей, телевидение и радио в какой-то мере способствуют вырождению печатных изданий.
Еще один нюанс – близость Российской Федерации, чья пресса по качеству печати и материалов на порядок выше областных, а то и республиканских средств массовой информации. Причем интерес к зарубежным СМИ поддерживают отечественные оптовые продавцы. В Усть-Каменогорске всего лишь два крупных оптовика, имеющих в своем распоряжении стационарные торговые точки. По городу их не более семидесяти. Что это для более чем трехсоттысячного города? Капля в море.
Анализируя условия, на которых оптовики предоставляют свои услуги, становится понятно, что цена за их работу практически одинаковая. Так, если один берет процент с реализации, то другой однозначно заявляет: «Заплатите мне определенную сумму, а то, что наторгуют продавцы, будет ваше». В среднем то на то и выходит. Стоимость посреднических услуг практически одинаковая.
Более того, оптовики настоятельно просят минимальную стоимость предоставляемого продукта, тем самым ставя в жесткие рамки издателей: либо по одной цене, но в сети оптовика, либо крутись самостоятельно, а это дополнительные затраты на водителя-экспедитора, автомобиль и пр.
Конечно, определенную часть потребностей рынка покрывают так называемые частные или общественные распространители. Однако они напрямую зависят от оптовиков, которые заняли нишу поставок и зачастую диктуют свои условия рознице. В среднем рядовые реализаторы накручивают от 5 до 15 тенге за экземпляр газеты и от 50 и выше на журналы, аргументируя это тем, что их труд не нормирован и сопряжен с неблагоприятными погодными условиями. Таким образом, средняя цена газеты составляет от 45 тенге и до 60.
Не матерым СМИ не пройти
Немаловажным является и то, что у новоиспеченных СМИ зачастую отсутствуют средства на продвижение своего информационного продукта через оптовиков и розничных продавцов. По статистике, на начальном этапе реализации нового издания затраты на среднего уровня PR, который обеспечивают оптовики (размещение на стекле, плакаты на киосках и пр.), даже не перекрывается средствами, получаемыми в результате продажи тиража. Массированная же рекламная атака на читателя под силу только матерым средствам массовой информации. Громкие акции, прокат роликов на ТВ и радио, баннеры съедают добрую половину зарабатываемых изданием на продаже средств. Поэтому многие владельцы молодых СМИ предпочитают иметь дополнительный канал поступления средств.
Практика показала, что наличие альтернативных торговых точек ни в коей мере не позволяют снизить стоимость прессы для потребителя. В городе имеется несколько киосков, которые принадлежат одному из изданий областного центра. Однако эффект от их работы минимальный. Зачастую эти торговые места закрыты, а ведь за аренду земли, на которых они расположены нужно платить, равно, как и выплачивать заработную плату торгующим и налоги.
Еще один момент. Уж очень осторожно и без особого желания продавцы периодики соглашаются на новый информационный товар. Даже при самых благоприятных условиях для реализаторов их очень трудно убедить в том, что новая газета ничуть не хуже активно продаваемых изданий, утверждает Сергей Зарва.
Еще одна проблема – конкуренция. Были случаи, когда издания платили реализаторам за то, чтобы они отказывались брать на продажу продукцию конкурентов. Естественно, продавцу проще взять деньги за то, чтобы вовсе не брать товар, нежели пытаться продать его покупателю.
Источник: Центр поддержки региональной прессы