Internews Kazakhstan

Новый закон расширит границы прослушивания телефонов и электронной перлюстрации в США

Cоздан:   вт, 07/08/2007 - 18:06
Автор:   Зульфия

Джеймс Ризен (Нью-Йорк Таймс)

Президент Буш поставил свою подпись под принятым в воскресенье законом, который значительно расширяет права государства на прослушивание международных телефонных переговоров и просмотр электронных писем американских граждан без санкции суда.
Помощники конгрессменов и другие лица, знакомые с подробностями закона, говорят, что его последствия значительно шире, чем та легкая коррекция юридических норм, которая, по заявлениям администрации США, требовалась для сбора информации об иностранных террористах. Как они поясняют, незаметные на первый взгляд изменения в юридических формулировках принципиально меняют правовые ограничения возможностей государства по слежке за миллионами телефонных звонков и сообщений по электронной почте – как исходящими с территории США, так и "входящими". Они также отметили, что новый закон впервые создает юридическую базу для значительной части мероприятий по слежке без санкций суда, которые втайне осуществлялись Министерством национальной безопасности (МНБ) вне рамок Закона о слежке за иностранцами от 1978 года (этот закон, как предполагается, должен регулировать права государства на прослушивание частных разговоров американских граждан).

"Он более или менее легализует программу МНБ", – отметила, изучив новый закон, Кейт Мартин, директор Центра исследований в области национальной безопасности, базирующегося в Вашингтоне.

До принятия закона, если государственные органы хотели прослушать телефонные переговоры, а также знакомиться с перепиской по электронной почте и с помощью других средств коммуникации между частными лицами в США и лицами за границей, им требовались ордера на обыск, санкционированные особым судом по вопросам слежки за иностранцами – это в том случае, если государство осуществляло слежку на территории США.

Нынче большая часть международных телефонных звонков в США и из США проходит по оптически-волоконным кабелям, и самый эффективный способ для их прослушивания властями – это подключение к гигантским телекоммуникационным узлам в США.

В новом законе изменено юридическое определение понятия "электронная слежка". Это позволяет властям прослушивать такие разговоры без санкции суда, подключаясь к вышеупомянутым гигантским узлам, если только объект слежки властей "на основе веских доказательств" считается находящимся за границей.

Например, если человек, находящийся в Индианаполисе, звонит кому-то в Лондон, Министерство национальной безопасности может прослушивать этот разговор без ордера, если только объектом слежки МНБ является человек в Лондоне. Пресс-секретарь Белого дома Тони Фрэтто в воскресенье заявил в интервью, что новый закон не исчерпывается улаживанием загвоздки с телефонными переговорами иностранцев между собой и потенциально позволяет властям подслушивать звонки американцев за границу. Но Фрэтто подчеркнул, что цель нового закона – обеспечить большую гибкость властей при сосредоточении на подозрительных иностранцах за границей, а не при преследовании американцев. "Ключевое слово тут "иностранный", – отметил Фрэтто. – Важно удостовериться, что вас интересует иностранный объект". Поправки к закону о слежке были срочно проведены через Конгресс и Сенат в последние дни их сессии перед августовскими каникулами.

Спешка Белого дома отчасти объяснялась тем, что в нынешнем году особый суд по вопросам слежки вынес вердикт (его текст все еще не рассекречен), который гласит: для прослушивания международных телефонных переговоров через американские телекоммуникационные узлы власти должны получать ордера, санкционированные судом. Новый закон, задуманный как временная мера (срок его действия истекает через шесть месяцев), также знаменует смещение "центра силы" в области организации и регулирования слежки, осуществляемой государственными органами.

Новый закон наделяет полномочиями на санкционирование международной слежки не особый суд по вопросам слежки, а генерального атторнея США и директора ЦРУ. Единственной функцией суда станет проверка и одобрение процедур, использовавшихся властями при слежке после того, как эти мероприятия уже осуществлены. Суд не будет детально изучать дела лиц, за которыми следят.

Закон также расширил права администрации по принуждению телекоммуникационных компаний к содействию подобному шпионажу. Отныне такие компании можно обязывать к сотрудничеству по распоряжению генерального атторнея и директора ЦРУ. Помощники конгрессменов-демократов в воскресенье сообщили, что некоторые руководители телекоммуникационных компаний выразили лидерам Конгресса свое недовольство этой статьей закона и, возможно, будут оспаривать его в судебном порядке. По словам помощников, телекоммуникационные компании известили законодателей, что предпочли бы санкционированные судом ордера, обязывающие их оказывать содействие.

Собственно, давление телекоммуникационных компаний на администрацию Буша, по-видимому, сыграло большую, хотя и скрытую роль, в политической битве, разыгравшейся по вопросу о слежке в последние месяцы. В январе администрация распространила Закон о слежке за иностранцами на программу прослушивания без санкций суда, осуществлявшуюся МНБ, и впервые вынесла мероприятия МНБ на рассмотрение особого суда по вопросам слежки. В воскресенье помощники конгрессменов-демократов высказали предположение, что одной из причин этого шага стал нажим крупных телекоммуникационных компаний на Белый дом. Этим компаниям угрожали громкие судебные иски за тайное содействие прослушиванию без санкции суда, так что теперь, прежде чем решиться на расширенное сотрудничество с властями, компании потребовали прежде расширить юридические гарантии для них. Но в результате этих поправок на суд внезапно обрушилась целая лавина заявок на одобрение ордеров на обыск, что, в свою очередь, побудило администрацию внести новый закон.
Источник: Inopressa.ru