Старший жуз - куча муз
(По страницам "Экспресс К")
Как творческий индивид, каждый журналист имеет свою внештатную музу. Причем древнегреческие музы вроде Клио, Евтерпы и Эрато на эту малопочетную должность не годятся. Журналистская муза более меркантильна, менее одухотворена и не столь добропорядочна. Классифицировать их можно в следующем порядке.
1. Муза Тщеславия
Самая беспокойная муза. Свое имя она получила за первобытное и дикое желание непременно прославиться. Муза Тщеславия приходит к журналисту в виде высохшей старухи с желтым огнем в глазах. Она суетливо потирает ладошки и бессистемно толкает своего подопечного в бок: мол, давай, вундеркинд, твори - и мир у тебя в кармане. Журналист теряет сон, у него пропадает аппетит. Он становится суетлив и многословен. Жажда славы заставляет его совершать бездумные поступки, как-то: прыжок с парашютом на вулкан Кракатау или эксперимент на выживание в клетке с тигром.
Со временем на смену Тщеславии придет другая муза, журналист забронзовеет и станет стучать по клавиатуре компьютера не славы ради, а корысти для. Но иногда долгими зимними вечерами он будет перебирать пергаментными руками старые публикации, и в его глазах снова появится неугасимый желтый огонь тщеславия.
2. Муза Возлияния
Очень распространенный вид музы. Падчерица Дионисия и дочь Бахуса от второго брака. Рыжая бестия с ненормативной лексикой и благородной отрыжкой. Она набивается в музы к любому журналисту, предлагая самый легкий вид вдохновения. И многие не могут устоять перед столь заманчивым допингом. Слов нет, муза Возлияния на первых порах может оказать начинающему журналисту посильную помощь. Бывает, что он может даже написать с пьяных глаз такой шедевр, что Пулитцер приятно шокирован. Однако это чревато: в конце концов к журналисту придут маленькие зеленые человечки, которые уведут его из респектабельной редакции в тишь малобюджетных ведомственных изданий, а там и до кладбища недалеко. Многие, очень многие журналисты именно из-за беззаветной любви к такой музе сгинули во цвете лет. А жалко.
3. Муза Прекрасная
Как известно, из-за Елены Прекрасной началась Троянская война. Из-за музы Прекрасной тоже происходят нешуточные локальные конфликты на серых страницах периодических изданий. Эта муза является журналисту в образе красивой девушки с глазами трепетной газели. В реальности она обычно является студенткой журфака, которая проходит производственную практику в газете.
Есть еще один подвид музы Прекрасной - интервьюируемая звезда эстрады, балета, кино и так далее. Журналист после встречи с такой женщиной приходит в дикое возбуждение и, греясь в лучах чужой славы, тоже хочет стать знаменитым. Это ни в коем случае не муза Тщеславия. Это любовь. А любовь - такая штука, которая не терпит препарирования чувств, лоботомии души и трепанации сердца. Ветреная эта муза Прекрасная. Ну ее к лешему!
4. Муза Меркантиль
Если муза Тщеславия является первой любовью начинающего корреспондента, то муза Меркантиль - последней страстью законченного журналюги. Прочь издержки романтического постмодернизма и хлюпающего сентиментализма! Даешь калькулятор души и логарифмическую линейку разума! Чистый лист будущей статьи становится разлинованным стандартным бланком бухгалтерской ведомости, а черные буквы текста - волнительными цифрами тарифной сетки. Каждый удар по клавиатуре компьютера - звонкая монета, каждая удачная "шапка" статьи - гонорарный дождик в шляпу журналиста на паперти сребролюбия. А муза Меркантиль сидит в душном подвале журналистской души и набивает сундуки златом. Последняя муза, как и последняя любовь, - навсегда!