Вы никогда не подскакивали на диване, когда неторопливый ход какого-нибудь задушевного фильма прерывался "тетей Асей" или призывом "сникерснуть"? Наверняка бывало. И дело тут даже не в резкой смене картинок. Рекламные ролики буквально "дают по ушам" - иногда по уровню громкости они вдвое превышают весь остальной эфир. По сути это нарушение закона, но и соблюсти его, как выясняется, невозможно. "Известия" разобрались в ситуации.
- Смотрят родители телевизор вечером... и вдруг - ба-бах! - рекламная пауза. Ребенок просыпается. Я это уже знаю. Как только реклама начинается, звук убираю, - рассказал "Известиям" глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
Именно возглавляемое им ведомство последние несколько лет борется за рекламную "тишину". Пока не очень успешно.
Закон "О рекламе" на первый взгляд суров и однозначен: "При трансляции рекламы уровень ее звучания, а также уровень звучания информации о последующих передачах не должны превышать средней громкости звучания программы, прерванной этой рекламой". Но что значит "средняя громкость"? А вот этот вопрос законодатели решили отдать на откуп правительственным чиновникам. "Параметры соотношения уровня звука рекламы и среднего звука прерванной ею телепрограммы или телепередачи определяются требованиями технического регламента", - написано в законе.
Этого техрегламента, без которого мы с вами будем глохнуть, не то что нет - его нет даже в планах. А значит, закон просто не может быть исполнен. Типичная проблема, не правда ли?
- Пять лет Министерство промышленности (именно оно отвечает за разработку техрегламентов. - "Известия") не отвечает ни на одно наше письмо по этому поводу. А мы продолжаем писать. А этот техрегламент даже в план не поставлен. Мы говорим: отдайте нам, мы соберем экспертов, сами решим, как измерять, какими приборами, какой частотой, на каком экране. Выберем какой-то эталонный образец телевизора, с которого будем снимать показания, - кипятится глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
Пока все его усилия тщетны. "Известия" попытались разобраться, в чем проблема. И выяснилось, что техрегламента нет, потому что и программ регулирования звука до сих пор нет в природе.
- Мы проводим исследования, но это длительный и дорогостоящий процесс, - рассказывает замдиректора Всероссийского научно-исследовательского института телерадиовещания Лаврентий Лишин. - Нужно ставить автоматические регуляторы громкости, но для этого нужно "влезть в канал". А если мы влезаем в канал, получается, что автоматически нарушаются авторские права создателей той самой программы, которую прерывает реклама.
Кроме того, по его словам, на руку недобросовестным рекламщикам иногда работают и сами телевизионщики. Так, в идеале между программой и рекламой должна быть пауза, которая зрителю незаметна, но для профессионала очень много значит. Теоретически именно в эту паузу и можно вклинить регулировщик звука, но, как правило, телевизионщики накладывают рекламу на программу. А значит, изменить уровень звука невозможно.
- Ладно бы реклама была ненавязчивая. Но ведь у нас как начнут рекламировать какого-нибудь артиста, так непременно орут. Зачем орать-то? Или музыку еще включат, - возмущается Лаврентий Лишин.
Но сделать пока ничего не может. Чтобы провести все исследования, нужны огромные деньги, которых нет. Есть надежда, что при переходе на цифровое вещание что-то новое придумают, но пока это дело будущего.
Елена Шишкунова http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1060271-0.html#1
Рекламистам закон не прописан
Человеческое ухо - инструмент тонкий и воспринимающий звуки индивидуально. Тем не менее известно, что звуки громкостью до 20 децибел (шепот, например, "весит" 15 дБ) воспринимаются нами как тишина, комфортным уровнем звука является 45-50 дБ, а как шум воспринимается звук больше 55 дБ (например, радио средней громкости достигает уровня в 75 дБ, а бытовой пылесос - 60 дБ).
Однако наше ухо способно переносить и звук бензопилы (100 дБ), и два часа эстрадного концерта на стадионе (120 дБ), и выстрел из ружья (135 дБ). И лишь превышение болевого порога шума (140 дБ) заставит нас в ужасе заткнуть уши. Но вот длительное шумовое сопровождение - к примеру, 8 часов непрерывной музыки громкостью всего 85 дБ - уже способно повредить наш слух, причем необратимо.
Повышенный уровень звука в телерекламе режет слух по контрасту с привычным звуковым фоном телепередач. Но это вовсе не случайное повышение или, как утверждают производители рекламы, более высокое качество звукозаписи - мол, для вашего же блага. Психологи прекрасно знают, что повышенный уровень звука передаваемой информации снижает критичность ее восприятия. Но использовать это "тайное оружие" рекламистам позволяет то, что нормы звука в нашем рекламном законодательстве не прописаны.
Татьяна Батенёва, "Известия"