Лилия Побережская, для «Телекритики»
О британском опыте конкуренции цифрового, FM- и интернет-радио.
Когда в понедельник утром я по привычке потянулась к кнопке своего цифрового радиоприемника, мне подумалось, что с этим связаны какие-то неприятные новости. Окончательно проснувшись, я вспомнила, в чем дело: 31 марта закроется одна из моих любимых цифровых станций – The Jazz. В тот же день прекратит вещание еще одна цифровая станция, Planet Rock, рассчитанная на слушателей моей возрастной группы – людей, скажем так, молодых духом, но уже давно не тинейджеров. Ее закроют несмотря многочисленные протесты слушателей, количество которых за последний год выросло на треть.
О решении закрыть эти станции объявила в прошлую субботу крупнейшая в Великобритании группа компаний коммерческого радио CGap. Она также заявила, что продает свой контрольный пакет в единственном коммерческом цифровом радиомультиплексе Digital One. Это известие изрядно испортило настроение поклонникам цифрового радио и спровоцировало дискуссии о его будущем на газетных полосах и в британском эфире. В других европейских странах зорко следят за тем, как будут развиваться события: Великобритания одна из первых в Европе начала развивать цифровое вещание в стандарте Digital Audio Broadcasting (DAB), поэтому медийщики смотрят на нее, как на полигон этой технологии.
О радио вообще и цифровом в частности
Здесь, пожалуй, надо сделать небольшое лирически-информационное отступление (или, как сейчас принято говорить по-русски, “бэкграундер”) о цифровом радио в Британии. Еще до наступления цифровой эры здешнее радио пользовалось репутацией одного из самых лучших в мире. В этом, скорее всего, повинна Би-би-си с ее многочисленными радиостанциями – общенациональными и местными, разговорными и музыкальными, рассчитанными на самые разные вкусы и потребности. Би-би-си держит радиопланку так высоко, что коммерческие радиостанции вынуждены тянуться, чтобы выдерживать конкуренцию. От этого аудитория только выигрывает.
В общем, радио здесь любят, уважают и много слушают. Поэтому началу вещания в цифровом стандарте Digital Audio Broadcasting (DAB) в конце 90-х годов обрадовались и слушатели, и радиовещатели – и тем, и другим оно сулило немалые преимущества перед аналоговым. Во-первых, технические расходы на цифровое вещание ниже, чем на FM. Во-вторых, радисты получили в свое распоряжение гораздо больше каналов, чем может предоставить ограниченный FM-диапазон, а вместе с этим – и возможность открывать новые станции для более «нишевых» аудиторий.
К примеру, Би-би-си – пионер цифрового вещания – начала с параллельного транслирования в цифровом режиме своих аналоговых станций (simulcasting), но с появлением на рынке бытовых DAB-радиоприемников в 1999 году запустила целых пять узкоспециализированных цифровых станций: ВВС Radio 6 («альтернативная» музыка), BBC Radio 7 (литературно-драматическое вещание), BBC 1Xtra (все жанры «черной» поп-музыки), BBC Radio 5 Sports и BBC Asian Network, ориентированная на молодежь с индийскими и пакистанскими корнями.
За Би-би-си ниши ринулись занимать и коммерческие станции. Сегодня мой цифровой приемник в Лондоне ловит 55 станций – от религиозного вещания до Gaydar Radio, с ориентацией на нетрадиционные ориентации. Я, к примеру, пишу эту статью под аккомпанемент самого странного представителя цифровой фауны: радиостанции Birdsong, которая 18 часов в сутки беспрерывно транслирует пение птиц, кваканье лягушек и другие лесные и болотные звуки. Станция стала неожиданным хитом, о ней пишут на интернет-форумах и в газетах, и хотя она явно не приносит прибылей владельцу коммерческого мультиплекса Digital One, любые попытки ее закрыть вызовут яростные протесты любителей птиц и цифрового радио. Кто его знает – может быть, Birdsong заинтересуются рекламодатели. В стране, где фанатичным орнитологам-любителям несть числа, это не такая уж бредовая идея.
Чем еще, кроме разнообразия, цифровое радио может привлечь потребителя? Явно не ценой техники – цифровые приемники пока намного дороже аналоговых. Самые дешевые и не очень качественные цифровые приемники стоят в Великобритании около 30 фунтов (чтобы представить сумму в долларах, умножьте на два). Приличный приемник обойдется в фунтов 70-90, а за цифровой стереоприемник с разными интересными функциями придется выложить больше ста фунтов. Но несмотря на цены, только в прошлом декабре, перед Рождеством, в Великобритании было продано больше полумиллиона цифровых приемников. По последним данным в стране сейчас 6,5 миллионов DAB-приемников; прогнозируют, что к концу года эта цифра достигнет десяти миллионов. Сейчас цифровой сигнал можно принимать на 65% территории страны, где проживает 80% населения.
Пожалуй, самое большое преимущество цифрового радио – это кристально чистый звук. Станции не «наезжают» друг на друга, создавая помехи, как это часто бывает на до отказа забитом FM-диапазоне. Настраиваться на любимые станции легче и приятнее – не надо знать частоты, поскольку названия всех станций просто высвечиваются на дисплее. На том же дисплее бегущей строкой идет название программы или трека, который звучит в эфире, а некоторые приемники даже показывают радиопрограмму на неделю вперед. В приемниках подороже есть и другие полезные «фишки». К примеру, если мне кто-то позвонит во время интересной программы, я могу нажатием красной кнопки на своем «Робертсе» остановить трансляцию на короткое время (от 10 до 30 минут), а потом воспроизвести ее с момента паузы. В последних моделях есть карты памяти, на которые можно записывать программы
Все эти преимущества завоевывают цифровому радио все больше сторонников среди потребителей. Но у некоторых внушительных игроков на радиорынке появились сомнения в его жизнеспособности.
Ложка дегтя
Новый генеральный директор медиагруппы CGap Фру Хэзлитт, которая объявила о закрытии The Jazz и Planet Rock и продаже контрольного пакета в мультиплексе, объясняет решение тем, что DAB-вещание оказалось экономически невыгодным: «После 10 лет, DAB составляет только 9,9% всего радиослушания, и большая его часть – это слушание станций, которые параллельно транслируются и на FM, и в DAB. Только 4% слушают исключительно цифровые станции. Этого недостаточно».
Фру Хэзлитт заявила, что ее медиагруппа будет инвестировать в развитие технологии, которая позволит слушать цифровое радио на мобильных телефонах, и в интернет-радио. Последнее не удивительно: до перехода в CGap она работала генеральным менеджером интернет-компании Yahoo UK and Ireland.
В цифровой радиоиндустрии есть и другие скептики. Менеджеры некоторых коммерческих радиостанций, вещающих параллельно на FM и в DAB, признаются, что сегодня ушли бы с цифры, если бы не были связаны по рукам и ногам: регулятор радиовещания продлил им лицензии на FM-частоты при условии, что они будут вещать и в DAB. Последнее обходится им приблизительно в миллион фунтов стерлингов в год, и эти затраты не окупаются.
Соотношение аналоговых и цифровых приемников в стране пока десять к одному. Такая диспропорция создается за счет того, что автомашины, в которых большое количество людей слушает радио, выпускаются в подавляющем большинстве с аналоговыми приемниками, потому что в большинстве стран Европы DAB-вещание не развито. Цифровые приставки для машин, которые недавно появились в продаже, пока погоды не делают, да и стабильность приема в пути оставляет желать лучшего.
Некоторые эксперты поспешили назвать DAB «бетакамом радиоиндустрии», намекая на то, что DAB в конечном счете проиграет интернет-радио – точно так же, как в свое время стандарт Betacam проиграл VHS битву за первенство на рынке бытовых видеомагнитофонов.
Все-таки бочка меда?
Несмотря на уход из цифрового радио такого внушительного игрока, как CGap, многие считают, что есть все основания верить в светлое будущее DAB и что коммерческие цифровые станции сами виноваты в том, что не получили ожидаемых прибылей. По мнению экспертов, некоторые из них решили вещать по дешевке, не вложив достаточные средства в разработку оригинального контента. А те, кто мог предложить интересный нишевый контент, сэкономили на маркетинге и раскрутке новых брэндов, и теперь пожинают плоды.
Что касается прогнозов о том, что DAB проиграет конкуренцию интернет-радио, оптимисты ссылаются на последние данные авторитетнейшей маркетинговой службы RAJAR, которой доверяют рекламодатели. Несмотря на то, что доступ к широкополосному интернету есть у половины населения, а DAB-приемники – только в каждом пятом доме, интернет-радио слушают только 1,9% всей радиоаудитории, а цифровое радио – 9,9%.
Но самые большие основания для оптимизма дает приход на цифровой радиорынок консорциума 4Digital. В прошлом году он выиграл тендер на новый десятиканальный коммерческий мультиплекс, но еще не начал вещание. Десять станций 4Digital должны заполнить брешь, образовавшуюся в DAB-эфире после ухода CGap
Ведущий партнер в консорциуме – телеканал Channel 4. Он запускает сразу три новые цифровые станции, одну из которых – 4 Radio – c нетерпением ждут любители серьезного радио. Название станции – зеркальное отражение Radio 4, одного из ведущих каналов ВВС – говорит о том, что новая станция намерена всерьез конкурировать с признанным лидером информационно-политического, документального и литературно-художественного вещания в стране.
Би-би-си, на долю которого приходится половина цифрового вещания, и консорциум 4Digital, поспешили успокоить приунывших слушателей. В совместном заявлении они выразили преданность идее DAB-радио и пообещали работать, не покладая рук, чтобы закрепить первенство Великобритании в развитии цифрового эфира.
Единственное, чего они не обещают, – это открытия новой цифровой джазовой станции. Так что пойду послушаю The Jazz, пока не закрыли.
Источник: http://www.telekritika.ua/media-rinok/media-svit/lp/2008-02-15/36536