Internews Kazakhstan

Исар Дорфман: Не стреляйте в журналистов!

Cоздан:   пт, 21/05/2010 - 10:46
Автор:   ml

К профессии журналиста многие из нас относятся со смешанными чувствами. Одни называют их сторожевыми псами демократии, для других они - представители второй древнейшей профессии. Для одних "акулы пера" олицетворяют четвертую власть, могущую возвысить из небытия любого смертного на пьедестал славы и всенародной любви или сбросить с этого пьедестала в прах всеобщего презрения и людского забвения любого политика и общественного деятеля.

Для кого-то журналисты, как глоток чистого воздуха в затхлой атмосфере всеобщего упадка нравов и разложения общественных отношений, другие смотрят на журналистов, как на "падальщиков", копающихся в чужом грязном белье. Каждый человек прав со своей точки зрения, поэтому, наверное, правы и те, и другие.

А вот взгляд человека изнутри. В 1953 году главный редактор газеты New York Times Джон Суинтон в ответ на просьбу произнести тост за независимую прессу сказал следующее: "На сегодняшний день в мировой истории такого понятия, как "независимая пресса", в Америке не существует. Вы это знаете, и я это знаю. Среди нас нет никого, кто посмел бы высказать в печати свое личное мнение, а если и посмел бы, то заведомо зная, что оно никогда не будет опубликовано. Мне каждую неделю платят деньги за то, чтобы я держал свое личное мнение при себе. Вам тоже платят деньги за аналогичные вещи, и если кто-то из вас будет настолько глуп, что напечатает свое личное мнение, он сразу же окажется на улице в поисках новой работы. Если бы я позволил себе напечатать в газете свое мнение, то не прошло бы и суток, как остался бы без работы. Или, что вполне вероятно, был бы попросту убит.

Работа журналиста заключается в сокрытии правды, в откровенной лжи, в искажении фактов, в очернении, в подлизывании к монстру, чтобы продать эту страну с целью прокормить его. Вы это знаете, и я это знаю. Что за чушь - тост за независимую прессу? Мы - инструменты и вассалы богачей за кулисами. Мы - марионетки: они дергают за ниточки, а мы пляшем. Наши таланты, наши возможности и наши жизни являются чужой собственностью. Мы - интеллектуальные проститутки, шлюхи. Больше никто!"

Такая ситуация c журналистикой сложилась во всем мире: и в странах с тоталитарными режимами, и в развитых странах с развитой демократией.

И все-таки, существуют ли на сегодняшний день независимые СМИ? Ведь тот, кто платит, тот и заказывает музыку, а журналисту тоже кушать хочется. Развитие интернета, социальных сетей и блогосферы все-таки позволяет "народной" журналистике и в наше непростое время общественных катаклизмов и войн доносить голос правды до потребителя информации. Хотя абсолютно независимых журналистов быть не может по определению, ведь каждый человек находится в плену собственных политических и мировоззренческих пристрастий.

Немного сухой статистики. В 2009 году в мире было убито 70 журналистов. Это больше, чем когда бы то ни было на протяжении тех 30 лет, что ведется сбор этих данных, говорится в докладе "Нападения на прессу в 2009 году", который недавно обнародовал КЗЖ - Комитет по защите журналистов, международная организация, базирующаяся в Нью-Йорке.

Россия, по данным Комитета, находится на четвертом месте в мире по количеству убитых журналистов и на девятом - по числу нераскрытых убийств журналистов.

Профессия журналиста во всем мире становится с каждым годом все более опасной. Гибнут под пулями те, кто освещает события в горячих точках планеты, убивают тех, кто не угоден власть предержащим за раскрытие коррупции на верхушке политической пирамиды, за разоблачение виновных в экологических и военных преступлениях.

В древности гонцам, приносящим плохие вести, отрубали голову. Сейчас такими гонцами, страдающими за правду, являются лучшие представители журналистской братии.

Журналистов не только убивают, их избивают, калечат и запугивают, бросают в психушки и тюрьмы. По данным КЗЖ в разных странах мира в заключении находятся сейчас 150 журналистов, из них 60 - в Иране, где власти де-факто поставили эту профессию вне закона. Пальму первенства по содержанию интернет-журналистов в тюрьмах в последние 10 лет удерживает Китай.

Перефразируя известное выражение, хочется крикнуть: "Люди! Не стреляйте в журналистов! Они пишут, как умеют". Пишут правду так, как они ее видят, как подсказывает им их гражданская совесть. По-другому писать они просто уже не могут.

В одной древней притче рассказывается, как однажды Правда пришла в мир. Она пришла в большой город, ожидая, что будет встречена с восторгом, но вместо этого все повернулись к ней спиной. То же произошло и в других городах: люди всюду избегали ее. Опечаленная, Правда вышла из города и села у дороги. Проходила мимо Притча и спросила ее: "Почему ты плачешь?" Правда рассказала обо всем. "Я просто не понимаю, почему люди отворачиваются от меня", - всхлипывала Правда. - Да ты посмотри на себя,- сказала Притча, - ты же голая. Вот почему никто не хочет признавать тебя. Иди, я тебя одену. С этими словами Притча одела Правду, и теперь, где бы она ни появлялась, люди принимали ее.

Джоэль Саймон исполнительный директор Комитета по защите журналистов во введении к докладу комитета пишет: "Что бы создать безопасные условия для существования живой и свободной прессы в различных странах мира, необходим новый стратегический подход, который позволит привлечь убийц к ответственности, сократить число заключенных журналистов и поддержать репортеров, работающих в изгнании или в репрессивном окружении".

Думаю, что всем нам надо принять горькую правду о том, что современное общество еще не готово, простите за повтор, услышать горькую правду о себе и о своих политиках. Не у всех есть простое гражданское мужество признать, что король-то голый!

Если не произойдет переворот в самосознании каждого человека и, как следствие, переоценка целей и ценностей всего общества, нам еще много лет понадобится деятельность различных комитетов в защиту прав журналистов, не быть отравленными в самолетах или застреляными в подъездах собственных домов.

Такая переоценка в общественном самосознании произойдет только с помощью всестороннего воспитания и детей, и взрослых о роли и предназначении Человека в этой жизни и о том, существует ли абсолютная правда-истина, одна на всех.

Источник: Единый мир