Многообразное сообщество, насчитывающее миллион человек, высоко ценит свою культурную самобытность)
Цыган-активист Джон Никелс борется против предубеждений в отношении цыганского народа
Вашингтон. В Международный день цыган внимание будет сосредоточено на Европе, где цыгане пережили столетия маргинализации и преследований. Даже сегодня европейские цыгане продолжают бороться за социальное равенство и экономические возможности. Меньше знают об американских цыганах, которых, по оценке Бюро переписи населения, насчитывается до миллиона человек. Они рассредоточены по США с компактным проживанием в отдельных регионах, включая Техас, Калифорнию и Средний Запад.
История цыганского народа берет начало из Восточной и Центральной Европы, но в Соединенных Штатах и Европе цыгане подвергаются негативной стереотипизации, наиболее часто – в популярных СМИ, которые изображают цыган как народ, склонный к антиобщественному поведению. Предубеждения привели к предрассудкам и этническому профилированию, в частности, к принятию местных дискриминационных законов.
Международный день цыган посвящен цыганской культуре, а также проблемам, стоящим перед цыганским народом. Решение о проведении Дня цыган каждый год 8 апреля было принято на четвертом Всемирном цыганском конгрессе, состоявшемся в Польше в 1990 году. США в этот день также призывают к соблюдению прав человека в отношении цыган.
Иэн Хэнкок, профессор Техасского университета в Остине, ведущий американский ученый-цыганолог, рассказал, что цыгане появились в Северной Америке еще в колониальную эпоху, когда небольшое количество цыган было привезено из Великобритании для работы на плантациях Вирджинии, Барбадоса и Ямайки. Массово цыгане-иммигранты начало приезжать в Америку в конце 19-го века, гонимые войнами и социальными потрясениями в Европе.
Эмиграция продолжается и по сей день, сообщил Хэнкок, который сам является иммигрантом цыганского происхождения. Он принадлежит к британской ветви цыган – романишаль.
Цыганский язык – обширное понятие, включающее в себя все диалекты, на которых разговаривают представители различных ветвей цыганского народа. На язык цыган значительное влияние оказали местные языки, в результате чего цыганам из разных регионов бывает трудно общаться друг с другом.
Для цыган, желающих соблюдать народные традиции, сказал Хэнкок, сохранение культурной самобытности – труднейшая задача, поскольку мощные ассимиляционные течения вовлекают цыганскую молодежь в более широкий культурный поток, как и представителей других этнических меньшинств и иммигрантов.
“Существует конфликт культур, страх потерять “цыганскость” и постепенно лишиться самобытности, что нежелательно”, – отметил Хэнкок.
Натан Мик – американец цыганского происхождения, который работал на Капитолийском холме, представлял США в дипломатических кругах, а в настоящее время является сотрудником отдела экономического развития администрации округа Гаррард, штат Кентукки. Мик говорит об общих элементах культуры, объединяющих американских цыган.
“В цыганской культуре присутствует чувство общины, которое заставляет нас держаться близко друг к другу, поддерживать тесные семейные отношения, но между различными общинами цыган нет особого взаимодействия, не говоря уже о связях с нецыганскими общинами”, – рассказал Мик.
“Когда я рос, я мало что знал о своем наследии, – сообщил Мик. – Мой отец – не цыган, моя мать – романишаль. Я вырос в штате Небраска и в летнее время ездил с родителями по стране. Лишь будучи старшеклассником, я познакомился с цыганской культурой. Потом я узнал о Европе, в частности, о Холокосте”.
Во время Второй мировой войны до 700 000 цыган погибли в результате геноцида, проводимого нацистами.
Активные усилия по улучшению качества жизни цыган предпринимает “Голос цыган” – базирующаяся в Севастополе, штат Калифорния, некоммерческая организация, поддерживающая особые связи с цыганами, которые живут сегодня в Косово на положении перемещенных лиц. “Голос цыган” открыл в Косово отделение для оказания помощи в экономической, гуманитарной и образовательной области. В Соединенных Штатах эта организация представляет цыганское искусство и традиции, стремясь опровергнуть как романтизированные, так и отрицательные стереотипы в отношении цыган.
Уроженка Чехии Петра Гелбарт, этномузыковед Гарвардского университета и волонтер “Голоса цыган”, которая занимается проблемам женщин, имеет корни среди немецких, словацких и чешско-моравских цыган.
“Мы стремимся помочь цыганам обрести более громкий голос и более широкие возможности в вопросах экономической деятельности, образования, а также повысить свой авторитет в обществе”, – сказала Гелбарт.
Проект этой организации под названием “Нити, которые нас связывают” помогает цыганам производить текстильную продукцию, укрепляя свою экономическую самостоятельность.
“Голос цыган” организует культурные мероприятия круглый год. “Я пою и играю на аккордеоне”, – сообщила Гелбарт, которая будет выступать перед зрителями в мае. В рамках Международного дня цыган 2009 года планируется проведение концертов, танцевальных семинаров, обсуждения фильмов и фестивалей цыганской кухни в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Аркате в северной Калифорнии.
По словам президента организации “Голос цыган” Сани Рифати, эти культурные мероприятия дают “поразительные” результаты.
“Выступления перед школьниками и студентами оправдывают себя. Навязчивые культурные стереотипы нам очень мешают. Проводимые нами мероприятия в этом плане помогают”.