Эксклюзивное интервью министра финансов «Частному корреспонденту»
Алексей Кудрин // Светлана Привалова, Коммерсантъ
Три года особого режима
Вижу дно?
Вице-премьер российского правительства и министр финансов Алексей Кудрин провел утро понедельника в здании на Охотном Ряду. Ему предстояло выполнить возложенную на него миссию — разъяснить депутатам фракции «Единая Россия» суть поправок, которые правительство намерено внести в бюджет текущего года. Парламентарии попытались узнать у Кудрина все детали вносимых корректировок, обсуждение затянулось на полтора часа. Как признались «Часкору» депутаты, покидая зал заседаний, острых споров дискуссия не вызвала. Парламентарии согласились с большинством предложений правительства.
Доходная база бюджета на текущий год, по прогнозам правительства, сократится на 4 трлн рублей, но при этом расходы увеличатся на 667 млрд по сравнению с теми цифрами, которые были заложены в бюджет до корректировок. При этом дефицит бюджета составит 8%. Кудрин объяснил депутатам, что это стало возможным за счет средств Резервного фонда и других источников поддержания бюджета. Он также пообещал, что социальные обязательства правительство выполнит в полном объеме, кроме того, их размер даже увеличится, исходя из этого, придется решать проблемы с сокращением доходов населения, увольнениями, созданием новых рабочих мест и организацией трудовой миграции граждан из одного региона в другой.
Цель поправок, как сообщает пояснительная записка, — обеспечить сбалансированность федерального бюджета в условиях «неопределенности перспектив завершения финансового кризиса». Главные средства: отмена ограничений по распоряжению средствами Резервного фонда и снижение требований к федеральному бюджету и бюджетам субъектов РФ. Так сказать, ответим на неопределенность экономической конъюнктуры бюджетной неопределенностью.
Читать дальше
Правда, в процессе обмена мнениями всё же было решено на несколько дней отложить внесение проекта поправок к бюджету и рассмотрение на заседании палаты. Первоначально планировалось, что правительство внесет бюджет уже в середине этой недели, в будущий понедельник он будет одобрен Госдумой, а 1 апреля его рассмотрит Совет Федерации. Парламентарии хотели ускориться, чтобы успеть разделаться с поправками к 2 апреля — на этот день был намечен ежегодный отчет правительства в Госдуме, который должен был представлять премьер-министр Владимир Путин. Однако теперь решено, что бюджет будет внесен в конце недели, а премьер выступит перед Госдумой 6 апреля. Выходит, что председатель правительства будет не столько отчитываться за проделанную работу, сколько объяснять параметры скорректированного бюджета.
РТС и бивалютная корзина оттолкнулись от дна, нефть не подешевела, несмотря на решения ОПЕК, валютные резервы России и падение уровня безработицы устаканились. В США начали активно строить дома, а Китай растет, не замечая мирового кризиса. Похоже, позитивные тенденции налицо.
Читать дальше
Покидая заседание, Кудрин объяснил, что с точки зрения сохранения стабильности экономики и корреляции курса, поддержания спроса, 8% дефицита бюджета, включая операции Фонда национального благосостояния, является предельным. «И сегодня мы в целом получили одобрение этого бюджета», — радостно отрапортовал он, правда, заметил, что правительство готово учесть предложения депутатов. «Мы открыты к тому, чтобы вместе с депутатами, обсудив по всем направлениям, уточнить приоритеты, взвесить, что сегодня нужнее регионам, отраслям, социальным группам в части борьбы с кризисом, с компенсацией в связи с ухудшением положения ряда отраслей экономики, социального блока, поэтому мы здесь будем работать открыто и готовы к корректировке предложений правительства», — заверил он.
В кулуарах Госдумы главный финансист страны согласился ответить на вопросы «Часкора».
— Алексей Леонидович, можно ли считать, что корректировки в бюджет этого года, предложенные правительством, рассчитаны на стимулирование внутреннего спроса?
— Очевидно, что, если мы увеличиваем расходы в условиях снижения доходов, это идет на поддержку увеличения спроса. Что вообще означает политика увеличения спроса для любой страны? Ее можно измерить в дефиците бюджета, поэтому наш дефицит бюджета 8%, включая Фонд национального благосостояния, один из самых больших в мире. В среднем европейские страны смогут существенно меньше себе позволить — от 3 до 5 или 6%. В Испании, например, 7%. В Великобритании — 8%. Но это единичные случаи. Это означает, что Россия — одна из самых крупных стран по стимулированию спроса за счет расходов бюджета.
— А что будет дальше с кредитной политикой? Ведь банки кредиты предприятиям не дают и реальный сектор стоит.
— Есть ошибочное представление о том, что банки не выдают кредиты. На 1 января количество выданных кредитов предприятиям в России было 12 трлн рублей. И еще примерно 4,5 трлн или даже 4,9 трлн — это потребительские кредиты. Это данные на 1 января. За январь объем кредитов увеличился еще на 850 млрд рублей. Это означает, что не только был рефинансирован старый пакет — по объему он не изменился, а был увеличен на 850 млрд. В феврале чуть-чуть кредитов стало меньше. Выдали меньше, чем в предыдущем месяце. Поэтому говорить, что кредиты не выдаются и экономика стоит, — это абсолютно неправильно.
В декабре превышение расходов над доходами составило уже 21% ВВП. Это действительно было мрачное время для российской казны, ведь цена нефти в ноябре упала с 60 до 49 долларов за баррель, а к концу декабря просела до 36 долларов. Оптимизм, проявленный федеральными властями в те дни, долго будут вспоминать как эталон неадекватности: стремительно прошедший все инстанции закон о бюджете на 2009 год был построен на прогнозе нефтяной цены в 95 долларов за баррель.
Читать дальше
У нас сейчас другая ситуация. У нас сейчас ситуация не роста экономики и роста спроса на металл, на нефть, алюминий, которые бы увеличивали кредитные заимствования. У нас сейчас период спада спроса на российскую экспортную продукцию, который уменьшает возможности получения кредита. В том числе уменьшается и залоговая база: активы предприятий, недвижимость снижается в цене, поэтому залоги уменьшаются под выдачу кредитов, поэтому кредиты не могут расти в период кризиса. Кто-то возвращает, но кто-то их берет.
Будут брать и получать самые здоровые звенья. В этом и смысл кризиса и его оздоровительная роль, что останутся самые эффективные. Поэтому не все смогут в такой же степени получать кредиты.
Но мы часто слышим, что для предприятий жизненно важно, даже для предприятия, которое не может реализовать продукцию, имеет все предпосылки для затоваривания продукции, — мы слышим, что и ему тоже нужны кредиты. Но это означает рисковать средствами вкладчиков и клиентов банков. И есть представление, что банки неохотно дают кредиты и тормозят процесс. Но банки распоряжаются деньгами, которые принадлежат нам с вами. Вкладчикам. Это основные ресурсы банков. В ресурсах банков 80% — это деньги вкладчиков, это деньги — депозиты предприятий и это кредиты, которые они взяли в банках или в виде облигационных займов. И тем самым они отвечают за наши средства.
Мы должны с вами ответить на вопрос — мы как вкладчики готовы, чтобы наши деньги направлялись предбанкротным предприятиям, которые потом, возможно, их не вернут? Я должен сказать, банки обязаны соблюдать очень строгие правила и сохранить наши вклады! Но тем не менее найти те предприятия, которые сумеют наши деньги приумножить, а не потерять.
Беседовала Елизавета Мещерская