Всегда ли мы тут же идем в кафе или ресторан, как только нам этого захотелось? Увы, еще для многих россиян не по карману роскошь ежедневных посиделок в ресторане: поход в заведение планируется загодя, с предварительным подсчетом стоимости всего удовольствия. Потому что ресторан — не только отдых и общение с друзьями, но и обязательные траты на несколько блюд. Это за границей можно встретиться в ресторанчике с друзьями, ограничившись парой коктейлей или, вооружившись ноутбуком, оккупировать столик в кафе рядом с домом на весь день. А в нашей стране, так уж сложились традиции, проводить полдня в кафе или ресторане за единственной чашечкой кофе не принято. Наверное, еще и поэтому все больше времени мы общаемся с друзьями в виртуальном пространстве, заменяя реальное общение перепиской в социальных сетях.
Традиции иногда полезно нарушать, создавая новые: необычный формат заведений — «Антикафе», открывшихся в Москве, Санкт-Петербурге, а теперь и в виде Некафе в Алматы, вызывает неподдельный интерес и желание обязательно наведаться в новые заведения. Сам принцип их организации переворачивает с ног на голову все привычные представления о кафе: платить в них нужно не за еду, а за время, проведенное там.
«26 февраля в Казани открылось новое заведение, где не нужно платить за угощения. Оплата — почасовая.
Придя в кафе, вам выдаются часы, а затем мелом на доске пишут ваше имя и время прихода. Вы же садитесь в уютные кресла (в кафе есть еще качели и гамаки), в вашем распоряжении чай, кофе, сладости. Еду также можно приносить с собой. Уходя из кафе, вы платите только за проведенное здесь время.
„Цель заведения не в том, чтобы кормить и спонсировать так называемых „халявщиков“, а в том, чтобы избавить посетителей от счетов, непомерно высоких цен на чай, официантов, чеков и прочих штучек“, — говорит создатель кафе Иван Митин. „Мы хотим „вытащить“ людей из социальных сетей и заменить виртуальное общение реальным. При этом 1 минута в кафе стоит всего рубль“.
Кстати, кафе расположено на чердаке, здесь нет громкой музыки и алкоголя. Скоро в этом заведении появится и интернет с компьютерами: можно будет прийти и поработать».
Вот такой необычный формат, привлекательный в первую очередь для молодежи: подростков и студентов. Но отсутствие в меню спиртного, заставляющее с уважением отнестись к владельцам заведения, одновременно создает некоторые сомнения — а не розыгрыш ли подобное кафе?
Невысокая цена, разрешение приносить собственные продукты вообще вызывает недоумение: слишком уж непонятно — что же это за антикафе такое, в которое идешь с собственными бутербродами и домашними пирожками?
В чем подвох? Ведь это уже не первое кафе такого рода — подобному типу кафе положило начало заведение Ивана Митина «Циферблат на Покровке», расположенное в центре Москвы. Как считает сам владелец «Циферблата», предназначение его заведения — «просто посидеть», и это прежде всего социальный эксперимент, а не ресторан. Только вот больше всего это кафе напоминает закрытый клуб для избранных, в который сложно попасть «с улицы»: потому что его еще нужно умудриться найти — так хорошо законспирирован вход в заведение.
«Инструкции по поиску: обойти здание справа, в заднем дворе нажать на кнопку „звонок“ и сказать, что вы в „Циферблат“, если закрыта дверь. Второй этаж».
Кафе «Бабочки», второе московское антикафе, замаскировано не так тщательно, но зато взбираться нужно уже не на второй этаж, а аж на четвертый. Наверное поэтому интерьер «Бабочек» больше напоминает кабинет для релаксации: устал, взбираясь по лестнице — посиди, передохни, насладись непринужденной атмосферой.
«Недалеко от метро „Павелецкая“ заработал клуб „Бабочки“, или антикафе, как называют его сами создатели. Здесь можно работать, играть в настольные игры или Xbox, смотреть фильмы, бесплатно поесть.
Пространство открыли три компаньона Павел, Михаил и Сергей. Они давно хотели сделать что-то вроде кафе, но без всяких запретов, правил и ограничений. А потом узнали о формате заведений, где платить надо только за пребывание, и решение пришло само собой. К выбору пространства подошли серьезно: антикафе разместилось в большой мансарде в 5-м Монетчиковском переулке, где в свое время жил и работал известный архитектор Сергей Киселев. Создатели „Бабочек“ уверены, что место впитало в себя творческую атмосферу прошлого, которую теперь будут ощущать все посетители.
Всего в мансарде четыре комнаты: главная с диванами и столиками, зона отдыха с приставкой Xbox, небольшая переговорная и кинозал-лекторий. Обстановку в просторном лофте решили сделать максимально уютной и купили мягкие диваны, цветные подушки и пуфы. Здесь работает бесплатный Wi-Fi.
В клубе „Бабочки“ можно бесплатно угощаться чаем и десертами, приносить свою еду не возбраняется. Для тех, кто хочет полноценно пообедать, скоро заработает доставка домашней еды в антикафе, средний счет — 200 рублей. На входе в заведение посетитель получает карточку, на которой отмечают время и счет за обед, расплачиваться надо на выходе.
Каждый вечер в 21:00 проходят кинопросмотры, на которых в основном показывают классику, но два дня в неделю посвящены сериалам — сейчас, например, смотрят „Как я встретил вашу маму“ и „Доктора Хауса“, — а по воскресеньям крутят советские психоделические мультфильмы».
Чем-то формат антикафе напоминает канувшие в лету кружки по интересам для взрослых при Дворцах Культуры — когда после работы или учебы можно было заняться интересным для себя делом в кругу единомышленников, пообщаться, обменяться мнениями. И как это было востребовано и двадцать, и тридцать лет назад, так нужно людям и сейчас — ведь никакой Интернет не может заменить живого общения и дружеских непринужденных посиделок.
Весьма оригинально трактует концепцию заведений этого класса Павел Мельников, руководитель проекта антикафе «Бабочки».
«Когда нас спрашивают, почему мы решили создать именно такой формат заведения, мы вспоминаем социолога Рея Олденбёрга, который 1990 году в одной из своих книг употребил термин „постороннее место“ (The Third Place) или, как мы называем -„Being place“. Постороннее место даёт возможность временно отрешиться от домашних хлопот и от трудностей связанных с работой в офисе. По мнению Олденбёрга, эта идея соответствует фрейдистской концепции счастья — „когда есть любимый человек и любимая работа“, только с более реалистичным оттенком: „работать, когда тебя никто не достает“.
В добавок к этому, мы конечно же не хотели открывать очередное кафе или пространство, где обычно делают то, что предписывают правила или сам формат. В Кофейне — пить кофе, в пиццерии — есть пиццу; „Со своей едой нельзя!“, „Завтра только до 12“. Проблема заключается в нехватке места, которое бы могло быть использовано по нашему с вами усмотрению. Нам хотелось создать домашнюю атмосферу, где людям ничего не мешало бы, где можно просто быть».
Несомненно, подобная идея могла созреть только у людей, которых уж очень сильно «достали» домочадцы, отвлекающие от творческого процесса бытовой суетой. И когда собственный дом не может быть «тихой гаванью», почему бы заведению нового формата не стать именно тем местом, куда можно спрятаться от посягательств окружающих на личное пространство хотя бы на несколько часов — чтобы никто не мешал, не отвлекал и не дергал?
Конечно, изысканных блюд в антикафе не получить, но это и неважно: согласитесь, чем больше и разнообразнее выбор мест для отдыха, тем лучше для всех. Мы ходим в рестораны, чтобы вкусно поесть, в пиццерии — насладиться итальянской кухней, в кофейни — выпить чашечку замечательного крепкого кофе. А в антикафе можно прийти развеяться, пообщаться или насладиться одиночеством, ограничившись чашечкой чая и бутербродом, не нарушив при этом никаких правил и традиций. Потому что основной принцип антикафе как раз в том и состоит: не ломать традиции, а создавать новые.