Знаменитый казахстанский байкер Дмитрий Петрухин продолжает путешествовать по разным странам мира. Сейчас он находится в Азербайджане. Как всегда, планов громадье, а время бежит быстро, и надо еще покорить много непокоренных вершин…
Николай КРАВЕЦ
Корреспондент [Караганда]
– Дмитрий Иванович, думается, на сегодняшний день, вы можете сказать, что вполне довольны собой?
– Наверное, я покривлю душой, если скажу, что полностью доволен собой. После того как четыре года назад стартовал в кругосветный мотопробег, у меня постоянно происходит внутренняя борьба с самим собой. Чувство неудовлетворения постоянно присутствует где-то рядом. Наверное, я воспитан так, что если за что-то взялся, то обязан сделать это качественно и в срок. К тому же, когда я смотрю на карту и вижу, что я еще не проехал всю Южную Америку, всю Южную Африку, думаю еще пару лет, и полный круг замкнется. Хотя вроде позади более шестидесяти стран и почти сто тысяч километров. Но в целом я, конечно, доволен, что мной гордятся мои дети, родные и друзья.
– Расскажите, как все начиналось? Почему вы занимаетесь именно этим видом спорта, а не другим?
– Как и все пацаны, в детстве я был одержим техникой – начиная от двухколесной. Просто во мне и во взрослом возрасте не угасла страсть к мотоциклам и экстриму. Конечно, я занимался и борьбой, и футболом, и хоккеем, но мечта проехать весь мир всегда была. То, что я это сделал на своем двухколесном друге, так это результат моей упертости в достижении цели. Известно, что мое поколение воспитывалось под влиянием таких писателей как Джек Лондон, Герберт Уэллс и многих других.
– Вас притягивает место, где вы родились?
– Мое рождение в далеком 1956 году произошло в месте, где упал Тунгусский метеорит – в Красноярском крае. Сам я считаю, что это тоже повлияло на мой поступок в осуществлении кругосветки. Я, конечно, уже в зрелом возрасте пару раз приезжал на место своего рождения. Родина моя – Караганда, где я получил образование, начал свою трудовую деятельность. Пацаном ушел работать под землю, на шахту Сокурская (многие помнят о трагической судьбе многих шахтеров на этой шахте), где я 10 лет проработал в очистном забое.
– У вас, наверное, есть семья, которая хочет видеть вас каждый день. Как они относятся к вашему хобби?
– Вообще-то я сам уже взрослый. Воспитал двух сыновей: одному 25, а другому 26 лет. Я им дал образование. Они уже самостоятельные люди. Жена Наталья (тоже карагандинка), полностью поддерживает меня и с пониманием всегда ждет меня с кругосветки. Я считаю, что в этой жизни каждый обязан оставить свой достойный след.
– Не возникали ли у вас такие моменты, когда вы уезжали за пределы Казахстана на своем мотоцикле, и хотели все бросить и вернуться домой и заняться другим делом?
–Честно скажу, меня все четыре года одолевают такие мысли. Бросить этот адский труд – кругосветку и уйти в спокойный бизнес. Так нет, голова думает, а ноги и руки делают. Конечно, я счастлив, что я такой, потому что помимо своего дела приношу многим людям своей страны радость и удовольствие от моего мотопробега. Ведь понятно, что таким способом я открываю многие двери в другие страны, делаю узнаваемость нашей страны для других людей планеты. Считаю, что пиар нашего государства на данный момент – это главная задача и обязанность каждого гражданина Казахстана
– Нам известно, что вы путешествовали по Ирану и Кувейту. Расскажите нам о том, что видели в этих странах.
– Так и хочется репортаж назвать «Тегеран 08». Наверное, у нашего поколения это глубоко засело в мозгах. Великая Отечественная война 1941-45 г.г. И мы все помним из истории, что решающий поворот в этой войне произошел именно здесь, на персидской земле, в Иране. Тогда, в ноябре 1943 года, три ведущих государства – США, Великобритания и СССР провели конференцию и приняли Декларацию о совместных действиях в войне против Германии. Не буду много пересказывать, но главное, что мне приходит на ум при словах «Иран – Тегеран», так это именно дата той знаменитой конференции. Пару слов я обязан сказать об Иране. Это одно из самых больших государств Юго-Западной Азии, более 1,5 миллионов квадратных метров. Граничит он с семью государствами, в том числе и с Турцией, и с Азербайджаном, где мы сейчас находимся. Как я уже говорил, мы вовремя ретировались из той опасной зоны, тем более, если бы задержались там еще на пару дней, то опять бы попали в крутую зиму. Повезло.
– Бывая за рубежом, вы сравнивали Казахстан с другими странами?
– Когда я нахожусь в какой-то стране, то пытаюсь как-то сравнивать ее с нашим государством. Вообще получается, и приходишь к мысли, что народы все-таки едины на этой земле и им нужен только мир, а разные междоусобицы на планете происходят от действий людей с нарушенной психикой, находящихся у власти. Иран – страна контрастная, но для туризма еще не совсем открыта. Я побывал на знаменитом горнолыжном комплексе. Замечательно, склоны нисколько не уступают таким грандам как Шомани во Франции или ЦельАм Зею в Австрии. Ну, вообще все по порядку… Дороги в Иране разные. Полицейские (по сравнению с границей) практически братья. Не шаманят, не листают паспорта. Добряки.
– Тегеран – это большой город. Там же ведь можно заблудиться?
– Было такое. На въезде в Тегеран мы чуть-чуть не заблудились. Все-таки огромный город. Единственное, что могу сказать точно: что это копия Каира: такой же хаос и неразбериха. Мотоциклов больше, чем людей. Правила на дорогах практически мало кто соблюдает. Но даже при такой ситуации аварийность минимальная. Потом после сумасшедшего дня в течение одной минуты происходит 20 экстремальных ситуаций. Что касается мотоциклов, то впервые вижу их в таком количестве и на каждом из них установлено лобовое стекло, крыша от дождя, и на ручках газа прикреплены огромные рукавицы. Потом мне все стало ясно. У них нет круглогодичного лета. Таким образом, зимой они себя утепляют. Все люди практически охотно идут на общение. Когда я без шляпы, то, глядя на мою бороду, они уверены, что я иранец. А когда в шляпе, говорят – мексиканец. Всем понятно, что американец не сможет появиться на людях, да еще на байке. Вообще про Америку лучше с ними не говорить. Больная тема. Но вот Казахстан многие знают, правда, теоретически. Большой плюс.
– Какую самую главную проблему вы заметили в Иране и Кувейте?
– Я заметил, что самая главная головная проблема в стране – это деньги! Они вроде есть, но взять их невозможно. В стране нет банков и банкоматов, которые работали бы с карточками Visa и MasterCard. Это как раз то, о чем я говорил выше. Отношения Ирана и Америки. Я уже собираюсь звонить домой, чтобы хоть как-то мне прислали денег по WesterUnion. Но как всегда нам на помощь пришли наши дипломаты. И тема разрешилась. Ни разу на своем пути я не почувствовал какого-либо негативного отношения к моей персоне. Все очень здорово.
– Когда вы были в Иране, вы принимали участие в каких-нибудь торжествах?
– В Иране много замечательных встреч и мероприятий. Конечно, меня принял в первую очередь г-н посол Эрик Утембаев. Он лично организовал нам встречу с Президентом НОК Ирана, встречу с послом Кувейта, встречу в посольстве России и многое другое. Очень насыщенно прошли эти дни. Во время приема в НОК Ирана, сам г-н президент Жамал Омид подтвердил участие их страны на Азиаде 2011 в Казахстане, и тем самым оставил свой автограф на флаге ОСА, заметив при этом оригинальность своеобразного приглашения от которого невозможно отказаться, где мы обменялись подарками.
– Как встречали вас местные жители на чужой земле?
– Как я уже говорил, страна практически полузакрытая. Спутниковое телевидение запрещено. Интернета очень ограничено и найти трудно. С сотовой связью проблемы. Хозяева отеля, где мы с командой остановились, с гордостью повесили на входе флаг Казахстана. Только интересно, где они его взяли. Всем постояльцам показывали на нас – мол, вот кто у них проживает. Цены, скажу, не дешевые, за сутки около 50 долларов, почти на окраине города. Вообще не хотел об этом говорить, но думаю надо. Днем мне звонит в номер один мужик и на ломаном русском языке говорит, что хочет со мной встретиться. Нет проблем, пожалуйста. Не успел я обдумать этот звонок, как стук в дверь и заходят два огромных дяди. Как позже выяснилось, они из Пакистана, один говорит по-русски, второй - нет. После долгого вступления, что они уважают нашу страну и что они – серьезные бизнесмены и много лет поставляют к нам в Казахстан фрукты, перешли к конкретному вопросу. Как оказалось, они были акционерами одного из банков Казахстана, и после того как банк распался, они лишились огромной суммы денег, которая была на их счетах. После того, как я их выслушал, я спросил, какое отношение к этому я имею. Они открытым текстом заявили, чтобы я им всячески помог вернуть эти деньги у одного из руководителей банка, только после этого я смогу беспрепятственно со своей командой покинуть Тегеран. Детектив, да и только. Набрали номер телефона в Казахстане, дали мне трубку и сказали, чтобы я объяснил ситуацию на другом конце провода. Вообще в течение часа, куда бы они ни звонили, нигде не брали трубки. Может, и можно их понять, но у меня, честно говоря, такие встречи не запланированы, а тут еще отвечать за чужие грехи. Скорее всего, они на меня случайно вышли, видно, увидели возле отеля флаг Казахстана и решили – авось что получится. Я не подал вида, что начинаю заводиться. Было огромное желание выпроводить их из номера. Я им спокойно пожелал мирно разрешать свои проблемы в законном порядке. Так же быстро они ушли, обещали еще вернуться. Интересно, как они зашли в отель? Здесь так все строго. Но, видно, все возможно. После этого я своих ребят ни на шаг не отпускал от себя. Вот такой получился у нас Тегеран. Теперь дорога нас поведет в сторону Кувейта. А вот как мы туда попадем – через Ирак по суше или на пароме по Персидскому заливу – вопрос. Информация есть, что грузовые корабли из Ирана в Кувейт не ходят. Там разберемся. А пока выдвигаемся, ведь до границы ехать 1000км.
– Наверное, в Иране очень жарко. Как вы там спасались от жары?
– Я вас огорчу. Иран далеко не тропическая страна. В Тегеране +18, а только отъедешь на 200 км в сторону юга, и температура уже ноль. Все-таки трудно угадать и угодить байкеру в какое время года совершать мотопробеги. Ну уж лучше так, чем ехать по пятидесятиградусной жаре, как это делал мой друг байкер-кругосветник Синус в Австралии. Вообще Иран по всем статьям может стать одним из центров туристического бизнеса. Все предпосылки для этого есть. Особенно в зимнее время. Сначала неделю катаешься на лыжах, на знаменитом горнолыжном комплексе ДИЗИН, высота которого 3600 метров в окрестностях Тегерана. Затем садишься на самолет, билет стоит 20 долларов, и на неделю приземляешься на юге Ирана в районе Персидского залива (и температура уже +30 + 35 ). Так уже многие делают, кто может открыть визы и держит тайные связи с организаторами туров. Дело все в том, что страна закрыта и поэтому такие сложности. Все очень надеются, что, наконец, в стране будут изменения. Коли я еще еду по Ирану, то пару слов скажу о некоторых достопримечательностях. Если я буду концентрироваться только на передвижении своего байка, то уверен, что читателю порядком может надоесть некоторое однообразие.
– Какие достопримечательности вы заметили в Иране?
– Недалеко от столицы находиться грандиозный мавзолей на могиле Аятоллы Хомейни (иранское название «Харам-е мотахар» – то есть место отдыха). Как все-таки его чтит весь народ Ирана. Сплошь и рядом повсюду его портреты. Также знаменитый вулкан Демавенд, что в пятидесяти километров. Кстати, он же является самой высокой горой в стране. Еще добавлю, что фуникулер Точал-Телекабин – один из самых длинных в Азии. Но я видел и катался на нем в южной Америке в Каракасе (Венесуэла), самый длинный фуникулер в мире. Ну, вот в двух словах об основных достопримечательностях. Еще чуть не забыл сказать о городе – музее - Исфахан. В свое время еще до нашей эры он был столицей страны. Сейчас крупный промышленный город со своей своеобразной архитектурой.
– А как же интимная жизнь вдали от дома, от супруги? Предлагали ли вам заняться сексом с девушками в странах, в которых вы бывали?
– Ну что скрывать, наверное, это один из главных дискомфортов в моем мотопробеге. Поверьте мне, что после 500 км пробега секс уходит на второй план. Во-первых, ты грязный, уставший, вспотевший, вонючий, злой и голодный. Задача номер один – отдохнуть и помыться, постираться, отремонтироваться, подготовить маршрут на завтра. Конечно, мне секс предлагали, но ведь я не водитель дальнобойщик грузовика, а байкер-одиночка на двух колесах со всем своим скарбом. А если честно, то такая грязь мне не по душе!
– Какие у вас планы на будущее?
– Планы у меня грандиозные. Во-первых, я еще в дороге. Сейчас в Непале. Думаю к осени закончить Азию, а там поеду по белым пятнам.
Республиканская газета "Максимум новостей"
№30 от 12 сентября 2008 года