Всеволод Богданов, СЖР: Доверие — такая вещь, которую просто так не раздают
В этом году Союз журналистов России проводит 23-й Бал прессы. Проходящее на нем вручение «Золотых перьев России» давно выходит за рамки журналистского сообщества. Это событие привлекает внимание многих — политиков, экономистов, деятелей культуры. Потому что СМИ остаются важным фактором общественного сознания. На вопросы корреспондента информационно-аналитического портала Viperson.ru отвечает председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов.
— Всеволод Леонидович, с чего началась эта традиция? Кто придумал балы прессы?
— В мире такая традиция — не новинка. Есть, например, Венский бал, который собирает известных людей. Они встречаются, общаются, обмениваются контактами и идеями. Вообще, праздник — это прекрасный повод, чтобы подвести итоги и обсудить планы на будущее в кругу приятных людей.
Для нас Бал прессы — это праздник тех, кто отличился в работе. Каждый год мы вручаем звание «Золотое перо России». Им отмечаются люди за выдающиеся достижения в журналистике.
— Как относились к проведению бала прессы в 90-е годы, когда задерживали зарплаты, когда жизнь в журналистском сообществе была «не сытной», не доходной? Да и сейчас многие журналисты, мягко говоря, не зажиточно живут...
— Для нас это было важно репутационно. К тому же мы затевали все это не ради процветающих журналистов, не ради «баловней судьбы», а ради тех, кто «выпал в осадок».
— Вы имеете в виду тех, кто потерял работу?
— Я имел в виду тех профи, которые оказались не востребованным в силу смены приоритетов. Например, была потрясающая когорта журналистов-международников на ТВ: Александр Бовин, Александр Ильяшенко, Спартак Беглов, Леонид Зорин, Всеволод Овчинников... В силу смены программной политики на телевидении многие из них оказались не у дел.
В ту пору в СМИ многие, что называется, «выпали в осадок». Из журналистики пропали такие жанры, как эссе, очерк, фельетон. Информационное поле захватила информатика, помноженная на собственное мнение, не отягощенное жизненным опытом. Наши балы помогли объединиться и поддержать то здоровое, что еще оставалось в журналистике.
— Удалось ли вам посредством этих балов как-то реформировать СМИ?
— На самом деле, СМИ переживают в эпоху глобализации серьезные изменения. Рождаются новые форматы газет, бурно развиваются Интернет-издания... Сейчас вообще встал вопрос: будут существовать печатные СМИ или нет?
Мы думаем над этим вопросом и делаем свои предложения. Сегодня в регионах очень часто газета, телеканал и интернет-портал объединяются и подчас являются настоящими властителями дум в отдельно взятом городе. То есть захватывают власть. У нас есть телеканалы, которые ушли от старых форматов — Тюмень-регион, ТВ Белгородской области, Краснодарское телевидение.
— Какова все-таки главная цель Балов прессы?
— Цель — обозначить лучший опыт. И открыть новые имена в журналистике. Кстати, благодаря нашим балам в регионах открыто много молодых талантов.
В свое время Хлопонин объявил Красноярский край регионом активных действий журналистики. И вмешательство молодых людей в работу органов власти принесло свои плоды. Губернатор прислал в Союз журналистов 10 лучших проектов. Красноярские журналисты прибыли и сами доложили, что изменилось в их регионе к лучшему.
— Сколько «золотых перьев» вы вручаете ежегодно?
— Каждый год происходит вручение пять-шесть золотых перьев.
— Какие из них для вас наиболее памятны?
— Когда убили тележурналиста, оператора Тамерлана Казиханова (его расстреляли в упор во время работы), для нас это было шоком. После этого к нам в Союз журналистов приехали его отец и брат и предложили учредить от имени семьи погибшего Премию Тамерлана Казиханова за мужество.
В этом году мы вручаем такую премию Сергею Соколову из «Новой газеты», которому в связи с его смелыми публикациями в «Новой» пришлось объясняться с руководителем СКР Бастрыкиным в лесу...
— Одна из престижных регалий Бала прессы — звание «Легенда российской журналистики»... Если не секрет, кто будет удостоен этого высокого звания в нынешнем году?
— В этом году мы будем награждать Александра Аджубея посмертно. Как главный редактор газеты «Известия» он много сделал для отечественной журналистики. Тем самым Союз журналистов хочет поддержать «Известия».
— Одно из самых престижных званий, которые вручают на балу прессы — «Грамота доверия» политикам. Кому доверяют журналисты?
— Мы действительно каждый год вручаем Грамоты доверия людям, которые пользуются безусловным уважением журналистов. Первым политиком, которому мы вручили Грамоту доверия, стал Евгений Примаков. Мы вручали подобные грамоты Сергею Шойгу, Владимиру Ресину, полпреду по Дальнему Востоку Ишаеву...
В этом году, правда, решили никому не вручать...
— Политики лишились вашего доверия?
— Доверие — такая вещь, которую просто так не раздают. Доверие надо заслужить.
Ольга Гороховская, Viperson.ru
Источник: Планета СМИ