Результаты исследования «Карта цифровых медиа» презентовали в Казахстане
Проект «Mapping Digital Media», целью которого является изучение и анализ глубинных причин изменений, в глобальном контексте способствует установлению контактов между лидерами медиа-сообщества, учеными, политиками, представителями общественности и профессионального сообщества, преподавателями вузов из разных стран мира. В тех странах, где процесс цифровизации менее активен, проект призван мотивировать игроков рынка и другие заинтересованные стороны участвовать в этих изменениях, чтобы влиять на их исход. Также данное исследование способствует формированию информативной базы для расширения и продвижения сферы обсуждения проблематики электронных СМИ.
Предметом исследования Медиа Программы Фонда «Открытое Общество» (http://www.opensocietyfoundations.org/about/programs/media-program ) стало изучение в контексте разных стран влияния новых информационных технологий на развитие СМИ наравне с ценностями плюрализма, прозрачности и подотчетности обществу, редакционной независимости, свободы выражения и информации, высоких профессиональных стандартов журналистики.
Проект «Карта цифровых медиа» оценивает глобальные риски и возможности, обусловленные следующими факторами:
• переход с аналогового на цифровой формат вещания;
• рост новых медиа-платформ как источников новостного контента;
• интеграция традиционных форм вещания с телекоммуникациями.
29 октября 2013 года в Астане, в рамках форума вещателей «Телевидение в цифровую эпоху: казахстанские реалии и глобальные тенденции» состоялась презентация исследования, проводившегося в Казахстане.
Как отмечается в исследовании, «Казахстан, богатый нефтью и другими природными ресурсами, за годы своей независимости мало продвинулся в части свободы СМИ и информации. Государственный контроль медиа-рынка продолжает усиливаться, в то время как развитие электронных СМИ открывает новые возможности для распространения новостей и проведения общественных дискуссий.
Так, казахстанским СМИ сегодня характерны усиление государственного контроля над информацией наравне с появлением и динамичным развитием рынка электронных СМИ.
Телевидение, будучи наиболее популярным источником новостей, серьезно контролируется государством еще со времен аналогового вещания. Сегодня, в цифровую эпоху, государство заметно усилило контроль над телекомпаниями. Произошло это во многом благодаря получению государственными телеканалами преференций при распределении частотного спектра, установлению государственного контроля над процессом цифровизации и выделению из бюджета инвестиций на создание национальной сети спутникового вещания.
В Казахстане нет общественного телевидения и каких-либо серьезных попыток развернуть общественную дискуссию о необходимости его создания предпринято не было».
Основные выводы исследователей «Карты цифровых медиа» в Казахстане:
- не существует механизмов для обеспечения независимости регулирующего органа от правительства. Государственное регулирование телерадиовещания осуществляется подконтрольной Министерству культуры и информации РК Комиссией по вопросам развития телерадиовещания, а не независимым органом. В обществе также нет дискуссии о необходимости перехода к независимому регулятивному органу;
- в результате принятия серии поправок в национальное законодательство по вопросам регулирования информационно-коммуникационных сетей, блоги, чаты и социальные сети – платформы с преобладанием пользовательского контента – были приравнены к СМИ. Таким образом, интернет-пространство стало объектом государственного регулирования наравне с жестко контролируемыми масс-медиа. Изменения в законодательстве стали инструментом для подавления инакомыслия в интернете;
- несмотря на усилия казахстанских НПО, государство так и не инициировало переход к общественному вещанию. В Законе РК «О телерадиовещании» отсутствуют какие-либо положения, регламентирующие создание общественного телевидения в Казахстане;
По результатам исследования даны следующие рекомендации:
- медийным НПО необходимо инициировать серию адвокационных кампаний с целью повышения общественного интереса к данному вопросу, а также продвигать законодательные предложения, обеспечивающие независимый статус регулирующего органа.
- заинтересованным сторонам в лице медийных НПО, СМИ, представителям интернет-бизнеса и пользователям-активистам, которые в 2009 году оппонировали так называемому Закону РК «Об Интернете», необходимо поднимать вопрос о свободе в интернете на различных общенациональных дискуссионных площадках, в т.ч. и на международном уровне. Факты блокировок и фильтрации интернет-контента должны предаваться огласке, а их причины – озвучиваться гражданским обществом. Стратегические судебные тяжбы могут использоваться как одна из мер по оспариванию необоснованных блокировок веб-сайтов;
- Правительству в сотрудничестве с гражданским обществом необходимо разработать закон и соответствующие подзаконные акты, регулирующие деятельность общественных СМИ, начиная с понятийного аппарата, а также разработать и принять законодательную базу, регламентирующую процедуры финансирования общественных СМИ согласно их форм собственности. Закон должен отвечать требованиям цифровой эпохи и учитывать потребность граждан в получении информации через общественные СМИ, доступные аудитории в традиционных и онлайн-форматах.
Полный текст исследования «Карта цифровых медиа» по Казахстану на русском, казахском, английском языках прилагается.
Вложение | Размер |
---|---|
Kazakhstan MDM Country Report -Russian.pdf | 2.67 МБ |
Kazakhstan MDM Country Report - Kazakh.pdf | 2.73 МБ |
Kazakhstan MDM Country Report - English.pdf | 566.54 КБ |