Алексей Пивоваров: «Журналистика всегда была частью пропагандистской работы»
В июне Алексей Пивоваров, исчезнувший с телеэкранов после ухода с НТВ, стал ведущим проекта «Парк» на Первом канале. Пивоваров был лицом НТВ на протяжении 20 лет. Зрители помнят его по программам «Сегодня» и «Авиаторы» как создателя нашумевших документальных фильмов. В 2012 году в телебеседе с Дмитрием Медведевым (на тот момент президентом) он фактически признался в цензуре на своем канале. За полгода до этого он якобы отказался вести эфир, поскольку в нем не планировалось освещать митинг на Болотной площади. Позже был проект «Срок» об оппозиционерах. В разговоре с «Лентой.ру» журналист рассказал, почему не вернется к общественно-политической тематике, и объяснил, отчего телевизионщики опасаются задавать неудобные вопросы.
По интерактивности «Парк» во многом напоминает американское ежедневное утреннее шоу Today, выходящее на NBC больше 60 лет.
В эфирах «Парка» «женщина-паук» взбирается на небоскреб «Москва-Сити», фокусники Сафроновы насквозь прокалывают ведущую, Денис Мацуев играет на рояле в окружении парящих флайбордистов, актеры читают стихи Пушкина на латышском и эфиопском языках, Дед Мороз ходит по летним аллеям, а рядом с кинотеатром «Пионер» танцуют бегемоты. Словом, создатели программы делают все для того, чтобы удержать внимание зрителя в начале воскресного дня на протяжении двух часов.
Передача транслируется в записи, но по подаче материала она максимально приближена к прямому эфиру. По задумке авторов, «Парк», где еженедельно обсуждаются самые популярные мемы интернета, и сам должен генерировать видеомемы, которые разойдутся по социальным сетям. Посетители парка, присутствовавшие на съемках, выкладывают в соцсети фото с хэштегом#паркнапервом.
По словам Пивоварова, участие в «Парке» стало для него вызовом. После НТВ он возглавил департамент трансмедийных проектов «СТС Медиа» и на экране не появлялся. С СТС он никуда не уходит — руководство лояльно отнеслось к его участию в проекте другого канала.
«Лента.ру»: Зрители вас знают прежде всего как ведущего и корреспондента НТВ. Почему ушли?
Пивоваров: Потому что, как мне кажется, всего, чего мог добиться в общественно-политическом вещании, на сегодняшний день добился. Рост прекратился. Я не видел смысла просто сидеть и читать в кадре по суфлеру. Я привык жить проектами и ставить какие-то цели развития перед собой.
Но перед вашим уходом НТВ не соглашалось показывать сюжеты об оппозиционных протестах. Вы тогда воздерживались от комментариев.
Я и сейчас воздерживаюсь, потому что и сам продолжаю работать на телевидении, и люди, которые принимали решение, тоже работают. Могу только сказать, что ситуация не была столь драматичной и ультимативной, как ее тогда преподносили. Она была довольно острой, но терпимой.
Вы тогда практически героем предстали. Пивоваров отказался вести эфир без сюжета про митинг на Болотной — и сюжет появился.
Я про себя никогда так не думаю. Я о себе думаю как о человеке проектов. Одни длятся несколько месяцев, другие — пару лет, как «Срок». Проект «новости на НТВ» продлился 10 лет. Все рано или поздно заканчивается. Невозможно сидеть в кадре бесконечно, это скучно.
Есть ощущение, что во время пика оппозиционной активности вам как лицу канала позволяли то, чего не позволили, скажем, Познеру, который три месяца вел передачу на «Дожде»?
Что вы имеете в виду?
Хотя бы то, что в разговоре с Медведевым вы публично заявили в эфире об ограничениях на канале, мешающих вам выполнять журналистский долг. А после приступили к проекту «Срок» об оппозиции.
Иногда людям кажется, что чего-то нельзя делать, потому что это не позволено, а на самом деле стоит попробовать. Я никогда не чувствовал какого-то особого статуса. Позволялось ли мне что-то, чего не позволялось другим? До определенных пределов, которые совсем не так широко раздвигаются. Не могу сказать, что я на особом счету. Я в общей лодке.
Что касается проекта «Срок», то Владимир Кулистиков (гендиректор НТВ — прим. «Ленты.ру») никогда не возражал против моего участия в нем. Наверное, со стороны это могло казаться странным, но даю вам честное слово, это было так. Я делал то, что мне нравится, и никто мне в этом не мешал на протяжении всего проекта. Потом мы выпустили уже окончательную полнометражную версию «Срока», которую бурно все обсуждали: кто-то очень ругал, кто-то хвалил.
Кстати, когда вышел фильм и я уже не работал на НТВ, мне позвонил Владимир Михайлович и сказал, что ему как зрителю понравилось. Я был очень удивлен и тому, что он посмотрел, и тому, что позвонил.
Не жалели об уходе из общественно-политического ТВ?
Нет, ни разу не пожалел. Смог бы я работать в новостях дальше? Не знаю, я стараюсь не задавать себе этот вопрос.
Не уверены, что справились бы с потоком пропаганды? Вы вообще согласны с тем, что журналистика на федеральном ТВ выродилась в пропаганду?
Журналистика всегда является частью пропагандистской работы, вопрос в степени ее концентрации. Тут каждый сам для себя решает, приемлемо это или нет. Я бы лично в сегодняшних новостях чувствовал себя некомфортно. Но я знаю уважаемых людей, которые по-прежнему там работают и считают, что это нужное дело. Я им не судья. Но я бы на их месте оказаться не хотел.
Не все выдерживают. Константин Гольденцвайг недавно со скандалом ушел с НТВ.
Мы с Костей начинали работать в программе «Авиаторы», вместе сделали фильм «Ржев», который тоже всеми активно обсуждался. В этой ситуации я Косте очень сочувствую по-человечески и профессионально.
Ну, он занял позицию, перешел на другую сторону. На ваш взгляд, вообще журналист должен находиться на определенной стороне?
Я в такой парадигме никогда не старался жить. Надеюсь, мне и дальше будет удаваться избегать деления на «наши» и «не наши». Я точно знаю, что люди очень многогранны, они по-разному проявляются в разных ситуациях. И давать такие оценки телевизионщикам, как, условно, дает Дмитрий Быков, мною очень уважаемый, я никогда не буду. Я работал на ТВ в не самые простые годы, пусть и более простые, чем сейчас. Делить мир на белое и черное, если вы этого хотите, легко. Тем более что сейчас это в тренде.
Беседовала Светлана Поворазнюк