Кризис в сети газетных киосков объясняют и падением спроса, и цензурой

Крупная сеть газетных киосков Nomad Press приостанавливает свою работу, указывая на проблему спроса на местные печатные издания. В компании говорят, что «на окраинах не читают то, что читают в центре». Некоторые редакции с этим не согласны.

Некоторые печатные издания Казахстана 15 апреля получили от компании-распространителя Nomad Press письмо, в котором она предупреждает об односторонней приостановке действия договора и обнулении заказов на основании изменений в составе акционеров и «ребрендинге». Этой компании принадлежит треть газетных киосков в стране. Рынок распространения печатной прессы, доставшийся в наследство от советской «Союзпечати», испытывает свои кризисные явления. Однако не все местные редакции согласны с мнением компании Nomad Press, что их газеты и журналы не пользуются достаточным спросом. Даже в некоторых проправительственных изданиях намекают, что имеют дело с цензурой или «подковерными играми».

«НА ОКРАИНАХ НЕ ЧИТАЮТ ТО, ЧТО ЧИТАЮТ В ЦЕНТРЕ»

25 апреля некоторые местные СМИ распространили скан официального исходящего письма от Nomad Press директорам региональных филиалов, в котором компания поясняет свои дальнейшие действия. Так, до 30 апреля нужно «обнулить все заказы печатной продукции», «произвести возврат всех товаров из всех торговых точек», «снять с учета ККМ (контрольно-кассовые машины. — Ред.)» и даже «дать предложения по мебели (продажа или хранение)». После этого, в срок до 10 мая, планируется организовать процедуру закрытия филиала и подготовить сумму расчета по заработной плате и компенсациям по увольняемым сотрудникам.

Коммерческий директор Nomad Press Данияр Калкабаев в интервью сайту Kapital.kz заявил о необходимости реструктуризации компании, поскольку она не приносит желаемой прибыли. «Как бизнес-проект здесь нужно полностью пересматривать. Понятно, что это социально важный был объект в свое время. Но вопрос в том, что на окраинах не читают то, что читают в центре, и здесь нужно персонально подходить к каждому киоску. На 100 процентов одинаково киоск наполняется, а в одном киоске идет продажа 60 процентов, во втором всего 20. Хотя идентичная продукция. Должна быть проведена большая маркетинговая работа. Поэтому у нас идет реструктуризация», — цитирует Данияра Калкабаева Kapital.kz.

По словам коммерческого директора, речь будет идти не только о неизбежном сокращении сотрудников, но и о том, что в газетные киоски «зайдут» сопутствующие товары — сигареты, напитки, жевательная резинка. Это не будет прецедентом: три года назад сеть распространения периодических изданий «Дауыс» продала свои киоски компании «Перекресток», и теперь соотношение печатных изданий и сопутствующих товаров в ларьках не всегда в пользу СМИ. Однако в одностороннем порядке договоры со СМИ при той сделке не приостанавливались.

Газетный киоск ТОО "Дауыс". 27 апреля 2016 года.

Газетный киоск ТОО "Дауыс". 27 апреля 2016 года.

В ответ на действия Nomad Press прессозащитная организация «Адил соз» распространила заявление, в котором уже прозвучали обвинения: «Номад» не только приостанавливает распространение печатных СМИ, но и замораживает газетчикам выплату задолженности. По сведениям организации, это более 200 миллионов тенге. К тому же, добавляет «Адил соз», компании Nomad Press принадлежит более 33 процентов всех газетных киосков в стране и ее решение прекратить действие договоров в одностороннем порядке — это «посягательство на конституционное право граждан свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом».

Комментарии от самой компании Nomad Press Азаттыку получить не удалось.

ЦЕНЗУРА ИЛИ НЕТ?

Редакции некоторых газет говорят о сложившейся ситуации или с неохотой, или со сдержанным оптимизмом. Так, главный редактор газеты Central Asia Monitor Бигельды Габдуллин заявил Азаттыку, что «не может больше давать комментарии», кроме тех, что есть на сайте его газеты.

Главный редактор газеты Central Asia Monitor Бигельды Габдуллин.

Главный редактор газеты Central Asia Monitor Бигельды Габдуллин.

— Да, действительно, сейчас специально закрыли Nomad Press, чтобы не распространялись газеты, — сказал Габдуллин, отправляя репортера на сайт своей газеты. Публикация Central Asia Monitor фактически дублирует текст «Адил соза», лишь несколько абзацев переставлены местами.

В редакции газеты «Время» репортеру Азаттыка на условиях анонимности рассказали, что ситуация с закрытием киосков неприятная, но не смертельная. Более того, у редакции есть надежда на то, что инцидент в скором времени будет разрешен.

— Во-первых, они не закрываются, а приостанавливают деятельность на два месяца. Им нужно сделать ребрендинг: передислоцировать киоски, набрать более квалифицированный персонал, заменить рекламу — так они нам говорят, — заявил Азаттыку один из сотрудников отдела распространения газеты. — Сейчас Nomad Press начинает потихоньку с долгами рассчитываться.

В редакции надеются, что через два месяца всё вернется на круги своя, однако признают, что из-за закрытия Nomad Press — пусть и на два месяца — у газеты несколько снизился тираж. Ситуацию нагнетать не нужно, уверен источник, но тут же добавляет, что если вдруг в дальнейшем газет в реструктурированной компании будет продаваться меньше, чем сопутствующих товаров, «тогда мы будем себя защищать и за себя бороться, наша пресса подключится».

Связи между понятиями «закрытие сети распространения» и «цензура» сотрудник газеты «Время» не видит. Но ее видит гражданский активист Айдос Сарым, который считает, что ситуация вокруг Nomad Press свидетельствует о безразличии государства к проблемам прессы.

Гражданский активист Айдос Сарым.

Гражданский активист Айдос Сарым

— Впрямую назвать это цензурой язык не поворачивается, но, по сути, кривизна этой системы ведет к тому, что образуется и цензура тоже. По сути, распространители у нас сейчас находятся в такой ситуации, когда они не несут никаких обязательств перед редакциями. Взял товар, положил в ларек — и продаешь, собственно, пространство, — говорит Айдос Сарым. — Было бы хорошо, если бы с учетом наших расстояний государство принимало на себя некоторые риски по распространению. Но государство сняло с себя вообще все возможные обязательства в части газет.

По мнению гражданского активиста, если бы государство показывало свою заинтересованность в распространении газет и налаживании такой системы, «это было бы мощным сигналом для бизнеса».

ПОМОЩЬ ОТ КОНТРОЛЕРОВ

В заявлении прессозащитной организации «Адил соз» по ситуации вокруг сети распространения газет Nomad Press говорится о том, что деятельность распространителей не регулируется ни одним законом Казахстана. Руководитель организации Тамара Калеева в комментарии Азаттыку говорит о том, что это серьезное упущение со стороны государства и ему, возможно, пора вмешаться в спор.

— Я бы хотела обратить внимание уполномоченного органа (комитет связи, информатизации и информации. — Ред.) на то, что им тоже пора бы позаботиться о газетах. Хотя бы стоило связаться с тем же «Номадом» и выяснить, что к чему, а заодно напомнить, что распространение — это социально значимое дело. Пора контролирующим органам вмешаться — а то «блох» в выходных данных ищут, а как серьезная проблема — они всегда в стороне, — говорит Тамара Калеева.

Тамара Калеева, руководитель прессозащитной организации "Адил соз".

Тамара Калеева, руководитель прессозащитной организации "Адил соз"

Калеева считает, что газеты, вероятнее всего, найдут выход из ситуации, перейдя к конкурентам Nomad Press, но то, что у распространителей перед газетами остаются долги, — это «какая-то исторически сложившаяся порочная и гнилая тенденция». Имеется в виду ситуация двухлетней давности вокруг «предшественника» Nomad Press — компании KazPress, руководителю которого даже запрещали выезд в другие страны из-за споров по долгам его компании перед газетами.

В то же время политтехнолог Данил Бектурганов считает, что полагаться на помощь государства газетам не следует, а все проблемы с распространением нужно решать в рамках рыночной экономики.

— По идее, издатели сами должны быть заинтересованы в том, чтобы распространять свои газеты; значит, нужно искать новых распространителей. Ищут же как-то газеты рекламу? Пусть ищут и клиентов. Рынок! — говорит Бектурганов Азаттыку. — Запретить частной фирме закрыться нельзя. Да, это крупнейшая сеть в стране, но не единственная. Просто издателям нужно искать другие варианты.

Добавим, что «Адил соз», помимо прочего, предлагает перенаправить на дотацию арендных площадей для продажи печатных изданий «средства госзаказа, абсолютно неэффективно расходуемые якобы на поддержку СМИ», однако возможную схему финансирования не раскрывает.

Источник: http://rus.azattyq.org/a/zakrytie-kioskov-nomad-press/27700990.html