Очередные поправки в казахский закон о СМИ нацелены на соцсети

В Казахстане опубликована концепция новых «изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам средств массовой информации». Их целью обозначено приведение в соответствие положений действующих законов, уточнение и введение новых норм.

В частности, предлагается ввести в закон понятия «информационное сообщение» и «пресс-служба», чтобы отделить информацию, распространяемую негосударственным сектором, от информации, исходящей от госорганов (в отношении последней сейчас применяется понятие «официальное сообщение»), и упростить правоприменительную практику.

Обязанности контроля за СМИ предлагается возложить на территориальные подразделения уполномоченного органа (инспекции связи и информатизации Комитета госконтроля в области связи, информатизации и СМИ Министерства информации и коммуникаций). По мнению авторов концепции, делегирование этих функций на местах «повысит контроль за соблюдением законодательства о СМИ в регионах».

Кроме этого, в случае принятия поправок, процедура ограничения деятельности СМИ судом или предписанием генеральной прокуратуры — приостановления или прекращения — будет применяться только для массмедиа, которые поставлены на учет в уполномоченном органе.

В отношении всех остальных СМИ, в т. ч. интернет-ресурсов, решение об ограничении их деятельности будет принимать уполномоченный орган (Комитет госконтроля в сфере СМИ и информации Министерства информации и коммуникаций) «в качестве меры оперативного реагирования согласно гражданско-процессуальному кодексу». Напомним, что регулятор имеет право направлять предупреждения средствам массовой информации с требованием «устранить нарушение закона». Если официальный запрос на удаление контента ресурс не удовлетворяет, следует указание о блокировке ресурса.

Принятые в прошлом году последние поправки ввели понятие «сетевое издание» для тех интернет-ресурсов, которые добровольно проходят процедуру постановки на учет. В отношении их, как объясняли чиновники, будет применяться решение об ограничении их деятельности, которое потребует исключительно судебной процедуры, тогда как к остальным может применяться внесудебная.

Новые поправки в тексте концепции разделяют поставленные на учет издания и «остальные СМИ, включая интернет-ресурсы». Эксперты затрудняются сказать, означает ли это, что от понятия «сетевые издания» в правительстве решили отказаться. Если так, то это, скорее, облегчит работу цензоров, но юристы говорят, что это может быть лишь стилистической ошибкой, и новая редакция закона, напротив, закрепит понятие «сетевые издания».

Также, в целях «формирования социальной ответственности журналистов и правовой культуры в медиа-сфере», предлагается обязать журналистов проверять информацию, получаемую из пользовательского контента, на достоверность. Под данную категорию, очевидно, подпадают и соцсети, и комментарии, и сообщения в мессенджерах, которые нередко используются казахстанскими журналистами как источники, а зачастую, посты пользователей соцсетей целиком заимствуются как онлайн-, так и оффлайн-изданиями.

Несмотря на то, что такая ситуация действительно свидетельствует о низком качестве журналистики, у многих вызывает недоумение попытка властей прописать буквой закона журналистские стандарты и нормы профессиональной этики.

Также, СМИ предлагается обязать брать разрешение на разглашение сведений из личной жизни и персональных данных авторов используемого пользовательского контента.

Остальные поправки предлагают перевести процесс получения разрешения на эксплуатацию радиоэлектронного средства на уведомительный порядок, продолжить вывод услуг связи из сферы естественных монополий, исключить наказание в виде приостановления деятельности СМИ на три месяца в случае нарушения требований по выходным данным и обязательному экземпляру, предоставляемому регулятору.

По мнению авторов концепции, негативные правовые последствия в случае принятия законопроекта исключены, отрицательных социально-экономических последствий он не повлечет, и финансовых затрат его реализация не потребует.

Пресс-секретарь Министерства информации и коммуникаций РК Арсен Бектасов в ответ на критику концепции со стороны массмедиа заявил, что она была обнародована для сбора мнений общественности. Также планируется публикация документа на портале электронного правительства для обсуждения проектов нормативно-правовых актов, пройдут обсуждения с НПО, экспертным сообществом и другими заинтересованными сторонами. «Конечный вариант законопроекта будет формироваться исключительно с учетом внесенных общественностью рекомендаций», сообщил чиновник.

В Концепции записано, что предлагаемые поправки уже рассматривались при обсуждении Закона «О доступе к информации» в ноябре 2015 года и «были поддержаны представителями международных, правозащитных и медийных НПО», но не были приняты из-за возражений депутатов парламента.

«Правовой медиа-центр» из Астаны, обозначенный в документе как одна из организаций, якобы ранее поддержавших нынешние поправки, отрицает какую-либо причастность к предлагаемым нововведениям. «Наш фонд не мог поддержать поправки, которые были бы направлены на ужесточение положения СМИ», — говорит в комментарии Digital.Report Гульмира Биржанова, юрист «Правового медиа-центра».

Старейшая медийная НПО Казахстана «Адил соз», также перечисленная авторами концепции в числе компаний, поддержавших поправки, на днях в жесткой форме открестилась от них. «Наш закон о СМИ, созданный в доинтернетовскую эпоху, уродлив и агрессивен [... чиновники] пытаются втиснуть интернет-порталы в прокрустово ложе печатных изданий и глушат творческую инициативу угрозой новых кар», пишет руководитель «Адил соз» Тамара Калеева в своем открытом письме на имя министра информации и коммуникаций Даурену Абаеву.

Источник: https://digital.report/ocherednyie-popravki-v-kazahskiy-zakon-o-smi-nats...