Информационно-аналитический центр: Интервью с директором и главным редактором портала блогеров Yvision.kz Бекежаном Кембаевым и Рустамом Ниязовым
О современных тенденциях развития блогосферы Казахстана и проблемах достоверности социальных сетей в интервью с директором и главным редактором портала блогеров Yvision.kz Бекежаном Кембаевым и Рустамом Ниязовым.
— Вас можно назвать пионерами в создании реально работающей блогерской платформы в Казахстане. В чём Вам видится секрет успеха проекта Yvision.kz? Каковы в целом тенденции развития блогосферы в РК?
— Бекежан Кембаев: Небольшая предыстория. Её многие знают в Казахстане. Два молодых студента, Станислав Игнатов и Рауан Маемиров, придумали эту платформу и начали её писать. Они обратились ко мне с предложением инвестировать в этот проект. Зимой 2008 года мы познакомились и решили, что запускаем этот проект. В течение двух-трёх месяцев, поскольку у них уже была готова программа, они её запустили, и мы начали 1 мая пробное тестирование. Пригласили человек 200 активных пользователей, молодых ребят-студентов. 1 июня мы официально запустились. Но буквально через полгода поняли, что проект не растёт так, как мы планировали. Начали анализировать проблему и поняли, что мы запустили проект раньше своего времени. На рынке в Казахстане это не было востребовано, не сложился сегмент блогов, никто не понимал, что это такое. Нам пришлось самим «взращивать» пользователей, пришлось самим писать посты, каждому из команды в неделю по несколько статей. Этим мы показывали будущим пользователям, что представляет из себя идея проекта. Начали постепенно формировать этот сегмент, собирали людей в интернете, объясняли им, как этим пользоваться, как это, может быть, монетизировать, как этот механизм работает. На это ушел примерно год. Со временем всё больше поялвялось авторов, на одного — тысяч 10 подписчиков. Мы сами сформировали блогосферу. Проект был первый. Аналогов не было, кроме «Живого журнала», который на тот момент в Казахстане был заблокирован. Кроме того, у ЖЖ своя ниша, отличающаяся от нашей.
— Есть ли в Казахстане благоприятные условия для появления и развития новых стартапов в информационной сфере? Можно ли говорить о конкуренции в этой области?
— Бекежан Кембаев: Считается, что информационные порталы убыточны. Например, новостные финансируются или государством, или частными холдингами. Сложно без финансовой поддержки и постонных финансовых вливаний запустить большой информационный проект. Нам легче, у нас нет редакции, юзеры пишут сами. Мы создали инструмент для самостоятельной работы блогеров. Нам не нужен большой зарплатный фонд. Блогеры видят в нашей площадке возможность самореализоваться, заявить о своих возможностях. Затем многим из них, благодаря сотрудничеству с платформой удается построить успешную карьеру, например, в сфере пиара.
Мы всегда поддерживаем стартапы, продвигаем их. По поводу инфопорталов, запускались параллельно с нами несколько блогплатформ, но мы всё равно держим нишу. Я, например, сначала и до текущего момента плотно занимаюсь проектом. Деньги, которые мы зарабатываем, мы вкладываем обратно в проект.
Нашу команду все знают, мы очень открыты, очень доступны. Любой может нам позвонить, что-то предложить. И у нас есть авторитет. Мы очень часто проводим мероприятия, собираем всех блогеров, спрашиваем их замечания и пожелания. Сейчас у нас есть большие планы на развитие отдельных направлений, а также есть стремление расширить региональный контент за счет привлечения талантливых авторов из регионов.
— Есть ли на вашем портале «черный список» тем и, соответственно, предмодерация?
— Бекежан Кембаев: У нас постмодерация.
Что касается тем, то мы ориентируемся на молодежную аудиторию и выступаем за развитие молодежи. Поэтому мы не рекламируем табак, алкоголь, энергетики — всё, что может повредить. Также я прошу ребят меньше писать о негативе, о смерти, криминале. Я хочу видеть нашу платформу более оптимистичной. Хотя скандальные и негативные новости приносят трафик, и мы часто командой спорим об этом.
— Рустам Ниязов: Когда блогеры пишут эмоциональные посты, не подтвержденные фактами, — это часто говорит об отсутствии элементарных знаний о праве и законе. Например, если вы публично написали о том, что некто является вором и мошенником, это означает, что вы взяли на себя функции суда и прокуратуры. И если не сможете доказать свою правоту, то окажетесь клеветником, на что существует вполне себе реальная статья «Клевета», ст. 129. В гражданском кодексе существуют пункты 144 и 145, охраняющие наше право на частную жизнь и собственное изображение. Есть и вполне свежая статья 274, которая противодействует распространению заведомо ложной информации. Я пока не видел ее в действии, но всегда охотно напоминаю своим авторам о существовании таковой. Блогплатформа — с одной стороны это официально зарегистрированное юридческое лицо, но с другой — вполне себе коммерческое предприятие, имеющая полное право избегать ситуаций, которые могут привести ее к проблемам с авторскими правами, с вторжением в частную жизнь людей, с падением доходов от рекламы.
— Формируете ли вы заказ на темы?
— Бекежан Кембаев: Когда мы запустили платформу, авторов было очень мало. И в основном люди писали неинтересно, из разряда: сходил в кафе, посмотрел телевизор, заварил чай... Мы предложили развивать более глубокие темы, привлекать внимание к значимым для общества проблемам. Сейчас, когда платформа большая, многие блогеры пишут, наример, о проблемах города: дорогах, проблемах ЖКХ и т. д.
— Наблюдаете ли вы обратную связь на такие посты блогеров? Со стороны чиновиков, например...
— Бекежан Кембаев: Сейчас часто реагируют. Нас часто перепечатывают СМИ. Механизм работает — появляются звонки из Астаны c информацией о том, что обратили внимание на проблему.
По поводу формирования информационных трендов — мы иногда заказываем матреиалы или пишем их сами, когда понимаем, что в какой-то нише чего-то не хватает.
— То есть вы реагируете на общественный запрос?
— Бекежан Кембаев: — Ну, иногда и попсой занимаемся. Это интересно аудитории и создает трафик. Создаем обзоры фильмов, например. У нас есть спецпроекты — про то же кино. Там два-три человека пишут. Есть спортивные спецпроекты: по хоккею, футболу...
Недавно в сети появилось шокирующее видео с избиением ветерана Великой Отечественной войны. Мы создали специальный пост, привлекли внимание к этому сюжету и поспособствовали тому, чтобы виновных быстрее нашли.
-Это важная социальная работа. Видите ли вы миссию проекта?
— Рустам Ниязов: Это очень сложный вопрос. Миссия одной большой структуры может отличаться от отдела к отделу или от должности к должности. У редактора — одна миссия, у рядового блогера — другая. Многие блогеры пишут: «Сейчас платформа уже не та». Мы реагируем на это как климат Астаны на жалобы жителей. Мы — явление, матрица, если мы меняемся — значит это закономерно.
— Какие темы наиболее востребованы в Казахстане? Считаете ли Вы, что общество политизировано?
— Рустам Ниязов: Скорее латентно политизировано и внутренне напряжено. Мы в той зоне геополитических интересов, где и Китай рядом, и Россия, и США проявляет активность. С одной стороны, оно, конечно, политизировано. С другой стороны, казахстанское общество инертно в хорошем смысле. Инертно, когда нужно быть инертным. Мне, как редактору, показали, как легко и эффективно можно манипулировать общественным мнением с помощью социальных сетей. И именно возможность этой манипуляции помогает нам сохранять некую целостность, хотя бы кажущуюся.
— Действительно, фейсбук стремительно превращается в полноценный фактор казахстанской политической и социальной жизни. Зачастую он создает виртуальную реальность, способствует распространению паники и провокационных сюжетов. Видите ли вы опасность в тенденции доверия к соцсетям?
— Рустам Ниязов: Я продолжу свою мысль о том, в чем разница между нашей блогплатформой и тем же фейсбуком. Мы — коммерческое предприятие, которое работает в рамках казахстанского законодательства, и оно подвержено обычным экономическим передрягам: кризисам, девальвациям, задержками зарплаты. В связи с этим мы можем пострадать от информации, которая у нас публикуется. Мы стараемся донести это до пользователей.
В Казахстане соцсети начали получать особый статус. Фейсбук — предприятие, имеющее сервер на территории США и подчиняющееся его законодательству. Соответственно, чтобы подать жалобу на какой-либо пост мы фактически должны подать жалобу на другую страну — и как она отреагирует, неизвестно. До меня дошла информация, что в фейсбуке был заблокирован некий российский высокопоставленный чиновник за употребление слова «хохол».
— В цитате Пушкина...
— Рустам Ниязов: Фейсбуку это неважно. Нас утешает тот факт, что при всём пафосном проникновении интернета в казахстанское общество речь идёт о том, что из 16 млн. жителей, только примерно 6 миллионов пользуется интернетом регулярно. Фейсбук отражает мнение узкой группы лиц. Но 80% общества о фейсбуке знать не знает, это особенно касается маленьких городов.
Большая часть нашего общества информационно здорова. Если наше общество и возбуждается от каких-то слухов, то эти слухи передаются традиционными способами. Это первое. Второе, фейсбук, если даже посмотреть на него как влияние некой силы через онлайн, то здесь как в поговорке: на любое действие найдется противодействие.
— Например, превентивные меры? Китай вот заблокировал соцсети и создал собственный аналог. Может быть, перспективно создать на пространстве СНГ или в евразийском формате такую единую социальную сеть?
— Я скептически отношусь к такой идее. Нужно представлять себе общественные ожидания, предпочтения казахстанского общества, которые отражают еще советский менталитет. Для нас до сих пор машина марки BMW и Mercedes, как бы мы ни выделывались, является примером того, какой должна быть крутая машина. Поэтому как бы мы ни пытались создать евразийский фейсбук, фейсбук американский всё равно будет эталоном, а наш аналог чем-то вроде Лады Калины.
— Бекежан Кембаев: Мы как блогплатформа несём немалое влияние. Фейсбук может себе позволить слухи. Мы же проверяем информацию, если есть опровержение — опровергаем. Если есть однобокое мнение — то мы находим тех, кто может оппонировать.
То есть мы видим в фейсбуке сомнительную информацию, которая вызывает определенный ажиотаж среди пользователей. Мы публикуем объективный вгляд на вопрос, развенчивая все домыслы, затем отправляем обратно в соцсететь. Тем самым оппонируя недостоверным постам.
То есть мы используем фейсбук как канал дистрибуции. Это не наш конкурент.
У нас каждый может писать, о чём он хочет. Но вещи на уровне слухов мы стараемся не распространять. Мы за то, чтобы наша молодежь не была обманута, а была правильно информирована. У нас есть определенный имидж, что мы серьезно относимся к информации. Бывают коммерческие моменты. У нас нет запрещенных тем, но если через нас на кого-то ведутся атаки, мы советуем этим компаниям грмотно ответить, но не удаляем критику. Переводим ее в плюс. Тем самым мы можем помогать тем компаниям, которые являются нашими клиентами.
— Бекежан, Рустам, большое спасибо за интересную беседу!
Источник: http://ia-centr.ru/expert/21301/