Рейтинги телегода. КоммерсантЪ определил телелидера года
Для начала надо заметить, что календарный год на телевидении — это как раз середина пройденного пути. Телевидение живет сезонами: с сентября по май-июнь, когда у экранов большая часть тех, кто входит в понятие "телевизионная аудитория". А Новый год — это экватор.
Тем не менее в конце года принято подводить разные итоги, и вроде бы логичнее времени этому не найти. Итак, какие итоги в 2012-м, без учета последней недели уходящего года?
Среди всех зрителей старше 18 лет (18+ — это основная категория, где конкурируют между собой каналы большой тройки) первое место в 2012 году у канала НТВ. О чем свидетельствуют почти все еженедельные графики в рубрике "Телелидеры". НТВ — безоговорочный лидер с точки зрения среднесуточной доли аудитории. И в Москве, и в других городах страны у него первое место по количеству зрителей. С 1 января по 23 декабря доля НТВ в Москве — 15,3% , общероссийский показатель канала составил 14,7%. И если в Москве за этот год доля у НТВ выросла, то общероссийский показатель немного уменьшился, но все равно НТВ на первом месте. На втором — "Первый канал". В Москве его доля за этот же период составила 12,6%. Общероссийская — 14,3%. Замыкает первую тройку каналов "Россия 1". В Москве этот госканал с 1 января по 23 декабря смотрело 11,9% зрителей, по стране в целом — 13,8%.
Самое заметное падение общероссийской доли за этот период в 2012 году в первой тройке было у "Первого канала": с 17,4% (с 1 января по 23 декабря 2011 года) до 14,3%. Хотя по итогам телесезона-2011/12 канал сохранял лидерство по стране. А в Москве "Первый" заканчивал сезон на равных с НТВ. С учетом того что НТВ с нового года собирается менять (как минимум корректировать) свою концепцию, будет любопытно наблюдать, кто в каком качестве выйдет из телесезона-2012/13.
Канал "Россия 1" тоже немало потерял в своих рейтингах: его доля с 1 января по 23 декабря в 2011 году по стране составила 15,9%, сейчас за этот же период — 13,8%.
Впрочем, рейтинги 31 декабря, когда все зрители распределяются между двумя госканалами — "Первым" и "Россия 1",— могут внести свои коррективы в окончательный расклад сил уходящего года.
Что касается второй тройки каналов — СТС, ТНТ и РЕН ТВ,— то и здесь есть отличия в результатах по сравнению с прошлым годом. У СТС рейтинги снизились. В своей целевой аудитории с 6 до 54 лет с 1 января по 23 декабря канал собрал 9,3% аудитории, за прошлый год этот показатель составил 10,4%. Но с января СТС переходит на другую целевую аудиторию — от 10 до 45 лет. И сезон будет заканчивать уже в том числе и с новыми зрителями.
У ТНТ рейтинги выросли (и это тоже не новость): среди всех зрителей канала от 14 до 44 лет доля аудитории увеличилась с 12,6% в 2011 году до 13,3% в 2012-м.
У РЕН ТВ еще более заметный рост показателей за этот год. В 2011-м у канала среди зрителей от 25 до 59 лет доля аудитории была 5,1%. А с 1 января по 23 декабря 2012 года этот показатель вырос уже до 5,9%.
Но самыми впечатляющими результатами года с точки зрения роста доли телевизионной аудитории являются рейтинги "Пятого канала". Он почти вплотную приблизился к РЕН ТВ. Если с 1 января по 23 декабря "Пятый канал" среди зрителей от 25 до 59 лет смотрело 3,3%, то за этот же период 2012 года доля выросла аж до 5,4%. Что такое рывок от 2% аудитории к 5%, знает любой телепродюсер. С точки зрения цифр — результат впечатляющий.
За этот год снизились показатели "ТВ Центра", почти без изменений рейтинги "России 24", "Культуры", MTV, 2х2. В разной степени увеличилось количество зрителей "ТВ-3", "России 2", "Домашнего", "Звезды", "Перца".
Что касается телевизионных проектов 2012 года. Королем эфира в уходящем году был, конечно, футбол. Несчастливый для нас чемпионат Европы. На первом месте среди всех трансляций и телепроектов года — матч сборных России и Польши, который проходил в Варшаве 12 июня. Для обеих стран эта игра была, наверное, больше, чем матч, и больше, чем футбол. В России матч смотрело рекордное количество телезрителей. Прямая трансляция на "Первом канале" собрала 44,6% зрителей в Москве (рейтинг 16,3%) и почти 40% аудитории в других городах страны (рейтинг 13%). Матч России и Чехии на "России 1" смотрело 39% зрителей в Москве и 37,6% в других городах. А последнюю игру, где сборная России проиграла Греции, по телевизору на "Первом" смотрело 42% москвичей и 37% общероссийской аудитории.
Самой популярной программой года в стране с 1 января по 23 декабря — это второе место в топ-20 — вновь остается ток-шоу "Пусть говорят" на "Первом канале". Андрей Малахов со своей передачей по-прежнему собирает у экрана подавляющую часть общероссийской аудитории — в среднем более четверти всех включающих сегодня телевизор. В топ-20 попал выпуск от 10 января. Это бенефис певца Витаса. Его посмотрело более 30,5% телевизионной аудитории, или каждый десятый. Вообще "Пусть говорят" — это какое-то национальное телевизионное явление, к которому можно относиться как угодно, можно сколько угодно возмущаться и критиковать, но его по-прежнему продолжает смотреть гигантское количество людей. Если посмотреть на топ-20 телепроектов, в котором указаны лидеры года (все выходы, а не один с максимальным показателем), то выпуски "Пусть говорят" занимают сразу... 12 мест из 20, где минимальный показатель доли аудитории — 26%. Это уже больше чем программа, это диагноз.
В топ-10 самых популярных проектов 2012 года с точки зрения предпочтений российских телезрителей также вошли фильм, показанный 9 мая на "Первом канале" "Снайпер-2. Тунгус" (доля 35,2%), фильм на все времена — "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова (его в день президентских выборов 4 марта смотрело на "Первом канале" 28,4% зрителей), программа "Время" (доля аудитории выпуска от 16 октября 26,7%), сериал "Ласточкино гнездо" на канале "Россия 1" (его максимальный показатель в январе составил 26,6%).
Отдельно стоит сказать о финише президентской кампании в эфире госканалов. Как известно, рейтинги не дают ответа на вопрос об отношении к тому или иному явлению, человеку, процессу, но они свидетельствуют об интересе и тем самым фиксируют настроения телевизионной аудитории. Так вот, на четвертом месте по итогам 2012 года по стране — "Выборы президента России" на "Первом канале". Информационный блок, который вышел 4 марта в прямом эфире в 20:50, где стали известны первые результаты голосования на президентских выборах, смотрело 28,5% зрителей, или каждый десятый. Каждый из включивших телевизор ждал наверняка ответа на свой вопрос: "с каким отрывом победил Путин?" или "сколько Путину накидали?". Резоны были у каждого свои, но в любом случае "Первый канал" 4 марта около 21:00 явно включили даже те, кто давно не является целевой телевизионной аудиторией. То же самое — и с президентскими дебатами. На "России 1" чрезвычайно высокими были рейтинги у дискуссии между Владимиром Жириновским и Михаилом Прохоровым. И это тоже выбор и внимание не только телевизионной аудитории, а тех, кто давно ушел в сеть или вовсе выключил телевизор. Внимание последних явно завоевал тогда кандидат Прохоров, который должен быть чрезвычайно признателен государственному телевидению за свою широкую популяризацию в период парламентских и особенно президентских выборов. Дебаты Прохоров—Жириновский на "России 1" посмотрело 26,2% телеаудитории, или каждый десятый. Причем внимание к этим двум телеформатам президентской кампании на "Первом" и "России 1" было одинаково высоким как со стороны москвичей, так и со стороны жителей других городов страны. Весьма показательная характеристика.
Отдельно стоит сказать еще о трех популярных проектах года. Традиционно активно смотрят все жители страны парад Победы на Красной площади 9 мая. И подавляющее число всегда на "Первом канале": 44,5% зрителей в Москве (рейтинг 12,9%) и 36% в других городах (9,4%). Еще один традиционный телехит — "Евровидение". Второе место "Бурановских бабушек" в эфире канала "Россия 1" собрало у экранов тоже огромный процент телезрителей. Но трансляция конкурса европейской песни из Баку попала только в топ-20 по итогам года в Москве: здесь это пятое место с максимальной долей 47,7% и рейтингом 12,1%. В топ-20 по стране "Евровидение" не вошло: доля 40,5% с рейтингом 8,5%.
И совсем немного не дотянуло до топ-10 по стране лучшее шоу этого года — "Голос" на "Первом канале", которое впервые за долгое время смотрела и та часть зрителей, которая давно ушла от телеэкранов. У "Голоса" 11-е место среди самых популярных проектов года. Его предпоследний выпуск от 21 декабря собрал у телеэкранов 26% аудитории с рейтингом 10%. Но впереди финал. 29 декабря "Голос" завершится со сквозным прямым эфиром на всю страну, где именно зрители своим голосованием будут определять финалистов этого музыкального конкурса. И шансы "Голоса" установить более высокий рейтинговый рекорд высоки.
Вообще, если посмотреть на двадцатку самых рейтинговых проектов с 1 января по 23 декабря 2012 года, то через все популярные трансляции, программы, фильмы и сериалы, главные каналы страны представлены так: "Первый канал" — 12 мест из 20, у "России 1" и НТВ — по четыре места. Госканал кроме футбола, дебатов, сериала "Ласточкино гнездо" представлен еще и шоу "Юмор года" (от 1 января). А у НТВ, лидера по охвату телевизионной аудитории 2012 года, в топ-20 четыре сериала: "Чужой район", "Шеф", "Ментовские войны-5" и "Ментовские войны-6". Их единодушно смотрели и москвичи (в столице, кстати, рейтинги даже выше, чем по стране в целом) и жители других городов. Стартовавший на последней неделе уходящего года сериал НТВ под названием "Легавый" тоже имеет все шансы стать рекордсменом рейтингов в 2012-м. Такой вот был телезрительский год в цифрах.
Источник: КоммерсантЪ