Бунт на корабле

Акция в поддержку мало известного ранее фотокорра Дениса Синякова идет полным ходом: бильд-редакторы с удовольствием подписывают заглушки отсылками к правообладателям, ребята из твиттера "Ленты" перешучиваются с фотографами о заваленных горизонтах, с каждым часом растет список изданий, которые сегодня постят публикации без иллюстраций.

Я могу ошибаться, но на моей юной памяти такого стремительного и дружного реагирования на случаи нарушения прав журналистов в современной России еще не было. Чем-то это напоминает протесты печатных изданий, которые выходили с какой-нибудь особенной первой полосой в силу определенных событий.

Сейчас такое в России представить сложно: газеты беспокоятся прежде всего за своих читателей и за свои, и без того небольшие, деньги; собрать всех и договориться пактически нереально. Зато новые технологии поднимают голову: поставить "заглушку" на все изображения своего онлайн-издания, списаться в соцсети с коллегой, убедить всех последовать твоему примеру - далеко не самая сложная задача.

"Зачем надо наказывать читателя за то, что власти арестовали фотографа", - задался вчера вопросом заместитель главреда Slon Иван Давыдов. Можно расценить эту корпоративную, цеховую солидарность и в таком ключе. Но представьте: несколько миллионов пользователей "Ленты" зайдут на сайт по привычке - и обнаружат такое. Плюс аудитория еще двадцати действительно известных изданий - имя Дениса Синякова скоро будет знать абсолютное большинство пользователей российского сегмента интернета. Как и тот факт, что власти считают возможным арестовать журналиста, занимавшегося свою работу и имевшего все документы в подтверждение этого.

Вряд ли требования Союза журналистов России и "Репортеров без границ", открытые обращения и петиции могут дать если не такой результат, то такой эффект.

"А слабо российским СМИ поставить заглушки до тех пор, пока не освободят политзаключенных", - пишут с утра активисты. Дело не в "слабо". Черные, но красноречивые заглушки - поддержка фотокорреспондента, сотрудника, коллеги; это консолидация средств массовой информации в попытке защитить свои права. Это наши методы борьбы.

Защитой общества от государства занимаются, фактически, многие из сегодняшних редакций-акционистов. Кто защитит этих журналистов от государства? Только мы сами, мы, наши коллеги, наши друзья в редакциях.

И эти черные дыры на главных страницах лучше всего расскажут о том, что творится в родной стране. Игнорировать их можно, разве что закрыв глаза.

И очень, очень, очень здорово, что такое может происходить. Как-то уже и не верилось.

Источник: Лениздат