Николай Хавронюк: ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам исследования избранных статей проекта Уголовного кодекса Республики Казахстан

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Украины Николай Иванович Хавронюк провел большую экспертную работу, проанализировав некоторые статьи проекта Уголовного кодекса Республики Казахстан. Его экспертное заключение вы сможете найти во вложенном файле.

Вот ВЫВОДЫ, которые сделал ученый:

1) статьи 130, 131, 148, 159, 372, 373, 375, 411 проекта Уголовного кодекса РК в целом не соответствуют пункту 3 статьи 19 МПГПП, поскольку не обеспечивают право на свободу выражения мнения и тем самым нарушают международные обязательства РК как страны-участницы МПГПП;

2) клевета и оскорбление должны быть декриминализированы, в том числе клевета, оскорбление и иные посягательства на честь и достоинство должностных и выборных лиц. За такие посягательства не может быть установлена и административная ответственность.

Как исключение и временная мера клевета и оскорбление (только статьи 130 и 131 проекта) могут быть переведены в категорию уголовных проступков, но без применения за них ареста (наказанием могут быть только штраф, общественные работы и исправительные работы).

Пределы уголовной ответственности за клевету и оскорбление должны быть установлены в законе с учетом практики демократических государств. Речь идет, в частности:

- о возбуждении уголовного производства не иначе как по жалобе потерпевшего;

- возможности примирения, в том числе при компенсации морального вреда;

- невозможности наказания за клевету и оскорбление в случаях «суждения о ценностях», а также в случаях, когда высокий уровень защиты предоставляется не только политическим высказываниям, но и высказываниям, поднимающим проблемы общественной значимости;

- невозможности наказания за оскорбление, нанесенное в ответ на оскорбление и т.д.

3) Что касается нарушения неприкосновенности частной жизни, то в законе должно быть дано такое определение понятий «частная жизнь», «личная тайна» и «семейная тайна», которое не позволяло бы вывести должностных лиц, кандидатов на выборные должности и других публичных лиц из-под контроля общественности.

ВложениеРазмер
Экспертное заключение_Хавронюк Н И .doc271 КБ