Телеканал “Мадениет”: перезагрузка
Недавно директором телеканала “Мадениет” был назначен известный поэт и кинодокументалист Бахыт Каирбеков, который рассказал в интервью ЦентрАзия Мониторинг о том, станет ли телеканал эпицентром откровений о том, что есть наша культура и какой ей быть в будущем?.
Новации и консервации: польза и вред
- В чем причина некой консервативности канала? Ведь он по своей сути должен живо откликаться на все новейшие веяния времени…
- Я сам далеко не фанат этого канала, хотя в свое время был соавтором коллективного письма нашему президенту, в котором мы говорили об острейшей необходимости такого общедоступного приобщения казахстанского народа к национальной и мировой культуре. И недавно согласился вновь стать чиновником, полагая, что в этой области нужен не столько человек-реформатор, сколько страстотерпец, преданный искусству. Вот живет и поныне в казахском народе шыракшы – человек, который по велению души следит за тем, чтобы свет, когда-то принесенный священный огонь капища, служил людям маяком в их порой беспросветной жизни. Его задача, чтобы святилище – будь то мавзолей Ходжа Ахмета или Бекета-ата, а в нашем контексте – тот же музей или концертный зал и, конечно же, канал “Культура” – не заносило песком суеты и палой листвой надежд. Такова поэтичная и в то же время очень земная миссия каждого, кто придет сам к Храму искусства и будет беречь его неиссякаемую ауру чистоты и красоты.
Я так многословно отвечаю на вопрос, который мысленно задаю себе. Хочу уточнить: “консерватизм” в данном случае не самое плохое слово, ибо культура нуждается в некой консервации – сохранении и передаче следующему поколению не столько предмета культуры, сколько отношения к нему, а именно неизменного восхищения Мастером, уподобившимся Творцу с большой буквы. Что касается консервативности канала по отношению к явлениям современности, то здесь я вижу наследие былого советского подхода к культуре, которая всегда была на обочине партийного внимания, а советская власть однобоко подходила к ее просветительской функции, полагая, что она должна служить делу партии, т.е. правящей идеологии. Культура всегда была не в почете у чиновников, и это на самом деле, быть может, не самое худшее понимание ее роли в обществе. Сегодня, когда рейтинг чиновника в глазах общества весьма невысок и напрямую проецируется с понятиями клановости и коррупции, культуре лучше оставаться на своих позициях – всегда возвышенных и честных. И я вижу в этом главное отличие канала “Мадениет” – он должен не идти на поводу текучей жизни, но добывать родниковую воду из недр культурного прошлого и заглядывать в будущее: а хватит ли ему чистоты для следующего поколения жаждущих?
Дискриминация по языковому признаку
- Каковы главные нерешенные проблемы телеканала, стоящие сегодня на повестке дня?
- Я еще не настолько вник во все проблемы телеканала и могу только говорить о том, что бросается в глаза в первую очередь. Я был приятно удивлен обилием актуальных тем на телеканале и хорошим качеством некоторых программ. И вижу пока главную проблему в недопонимании формы и времени вещания. К примеру, на канале чрезмерно увлекаются концертными программами и повторами проектов, которые буквально не сходят с экрана, хотя с художественной точки зрения они выполнены не на должном уровне. И в этом смысле необходимо прежде всего отказаться от некачественных программ – от этого неуклюжего балласта, мешающего телезрителю остаться на канале и увидеть действительно эстетический продукт. А он есть, но где-то в заначке, и, как следствие, зритель, подобно случайному туристу, даже не догадывается, какие есть произведения искусства в запасниках того или иного музея.
Подытоживая, можно сказать, что основную свою просветительскую миссию, а именно приобщение широкой казахстанской аудитории к богатству и наследию отечественной и мировой культуры, канал выполняет и в лучших своих программах активно пропагандирует духовно-нравственные ценности национальной культуры, способствует развитию казахского языка.
- Когда идут фильмы и телепередачи о выдающихся деятелях культуры Казахстана – Акан-Серi, Магжане, Шакене Айманове, Мукане Тулебаеве, я с тоской и вожделением смотрю на телеэкран, пытаясь приобщиться к духовным ценностям, но, увы… Создатели телепередач не удосуживаются даже дать субтитры на русском. Те же сетования я слышал от нашего друга Рубена Андриасяна, так много сделавшего для культуры Казахстана. А ведь это не что иное как дискриминация по языковому принципу. Не так ли?
- Согласен с вами. Приветствуя и всецело поддерживая желание руководства корпорации вещать на государственном языке, я вынужден тем не менее заметить, что Казахстан – многонациональное государство, и телеканал “Мадениет” призван служить всему народу нашей республики. Его главная просветительская функция – знакомить наше общество, в том числе русскоязычное, с культурным наследием казахского народа. Только познав и полюбив истоки нашей культуры, можно полюбить и язык, на котором сотворялось это наследие. И, конечно же, когда телезритель понимает, о чем идет речь в программе и параллельно слышит казахскую речь, он уже участвует в изучении казахского языка, так что необходимость титрования проектов (на русском и английском языках) я целиком поддерживаю. И, думаю, мы начнем это в ближайшее время. Необходимо также увеличить вещание на русском языке проектов, касающихся истории и культуры казахского народа.
Кадры решают всё!
- Порой обескураживают статичная картинка на экране, неизобретательность телеоператоров, обилие говорящих голов и отсутствие художественных смыслов. Неужели столь скудный профессиональный багаж они выносят из киноакадемии имени Искандера Тынышпаева и Академии искусств имени Жургенова? Или это следствие кадрового голода на телеканале?
- Кадровый вопрос – головная боль чиновников практически в каждой отрасли. Но молодежь у нас талантливая, и я уверен, что мы сумеем привлечь к работе телеканала новых креативных работников. Тем более что собираюсь поднять в первую очередь вопрос о необходимости расширения штата, который на сегодняшний день насчитывает всего 40 человек, что, конечно же, сказывается на качестве проектов. Я не могу согласиться с существующей в корпорации практикой, когда одни те же операторы работают на трансляции хоккейного матча и на презентации оперы и одни и те же дизайнеры создают компьютерную графику (шапки) всем каналам. Еще раз хочу подчеркнуть: у телеканала “Мадениет” более ответственные и высокие задачи, нежели у новостных. Он должен сотворять нетленку – культурные проекты, способные выдержать испытание временем. А значит, у телеканала должна быть своя сильная креативная и технически мощно оснащенная команда, каждый член которой – настоящий профессионал и патриот культуры, а не всякий рабочий, для которого главное – отстоять вахту, а потом хоть потоп, лишь бы зарплату заплатили. Что касается наших академий, то я как раз планирую привлечь выпускников сначала к стажировке, а потом, в зависимости от того, кто как проявит себя, взять на постоянную работу.
- Радуют телепередачи, посвященные достижениям оперы и балета в нашем отечестве, но безмерно огорчает невыразительная серость наших молодых эстрадных певцов: отсутствие голоса, песни без эмоциональных всплесков, исполняемые в усредненном вокальном диапазоне. Бедность репертуара? Бесталанность? Или создатели телепередач не могут раскрыть их творческий потенциал? В чем здесь беда?
- Здесь опять же сказывается малочисленность коллектива. Он находится буквально в плену безжалостного конвейера, требующего сиюминутного заполнения экранного времени. Нет времени на отбор качественного контента. И здесь надо поднять вопрос о связи с общественностью, диалоге со зрителем, многостороннем обсуждении проблем, связанных с качеством эстрадного искусства и его клипового пиара. Если о новостийных каналах больше пекутся власти предержащие, то о качестве и судьбе телеканала “Мадениет” мы должны говорить все, ибо культура – зеркало нашего духовного облика. И спасибо вам, вы первые спрашиваете, зачем я туда пришел и как понимаю роль этого важного для нас всех телеканала, который я назвал бы главным собеседником со всей страной. Ведь о чем бы мы ни говорили, пусть даже о самом бытовом, к примеру, о том, можно ли бросать окурок на мостовую, можно ли полицейскому обнюхивать водителя, можно ли кричать на подчиненного и нужно ли выключать мобильник в театре, – мы всегда упремся в культуру поведения, общения, обслуживания, воспитания и т.д. На данном этапе нам нужен телеканал, который не будет подражать остальным и повторять парадные трансляции параллельно с другими, а станет своеобразным михрабом – местом обращения к высокой чистоте художественного вкуса, той стрелкой компаса, которая всегда показывает направление на истинное и бессмертное.
Что кроется в уклончивой паузе?
- Опрос многих из числа нашей интеллектуальной элиты (и просто рядовых телезрителей) показывает, что “Мадениет” не входит в сферу их телевизионных пристрастий, не смотрят они этот телеканал. Почему? Помнится, за его открытие горячо выступали Аширбек Сыгай, Рубен Андриасян, Дулат Исабеков, Гульнара Абикеева, Талгат Теменов… Почему сегодня, когда задаешь им вопрос, что они могут сказать об этом канале, повисает неловкая пауза?
- Вопрос, на который мне еще предстоит ответить не столько словами, сколько делом. А пока могу сказать, что первый этап становления нового телеканала завершен. Он полноправно функционирует (16 часов вещания), пользуется спросом у самой разновозрастной аудитории и теперь приступает к новому этапу своего развития. Произошедшие изменения зритель сможет оценить в начале нового учебного года.
Теперь необходимо усилить работу по повышению качества программ. Главной задачей на новом этапе станет активное привлечение к их созданию ведущих специалистов в сфере культуры – ученых с мировым именем. Особенно это касается обсуждения таких важнейших аспектов, как формирование нового взгляда на наше историческое прошлое, тщательный и многосторонний анализ документов и свидетельств, фундаментальный подход к нашим ценностям, недооцененным, а то и представленным в искаженном виде в угоду существовавшей на тот момент идеологии – советской или предшествовавшей ей имперской.
Наша культура до сих пор испытывает на себе влияние европоцентрического взгляда, что в корне неверно.
С позиции повышения качества будут пересмотрены сетка вещания и формы подачи телепрограмм. Если конкретно, то они будут ориентированы большей частью на молодежную аудиторию, которая еще неэффективно задействована в наших программах, а между тем это наше будущее. Кому, как не молодому поколению, развивать нашу культуру, бережно сохраняя в ней лучшие традиции и развивая новые, призванные знакомить мировую общественность с достижениями нашей молодой страны?
Изменится формат подачи видеоматериалов: не слепое копирование передач иностранных телекомпаний и традиционное цитирование архивного материала, но его критический анализ и научный комментарий с позиций современности именно в русле нашей национальной идеологии. Изменится и ритм вещания: телезрителям будут предложены короткометражные сюжеты по истории и этнографии нашего народа, сократятся “круглые столы” и всевозможные “беседы”, которые так привычны для нашего менталитета, но не отвечают духу нашего быстротечного времени и мешают стать каналу конкурентоспособным в ряду с другими ставшими популярными каналами. Мы должны завоевывать аудиторию, а не поучать ее. Необходима прямая адресация к зрителю. В этом плане идеологически правильным будет повышение интереса русскоязычного телезрителя к ценностям казахской культуры, а казахскому телезрителю нужно предложить богатое разнообразие тем, отображающих рост интереса мирового содружества к нашему наследию, представленному на культурных подмостках Европы и Америки.
Сегодня уже ведется работа по созданию следующих программ:
“В потоке истории” – официальная история Республики Казахстан. Какой она должна быть? Кем и как она будет написана?
“Неизвестное об известном” – попытка прочесть тексты истории между строк: через судьбы героических людей, незаслуженно забытых.
”Тюрки в мировой истории” – культурный вклад тюркских народов в мировое наследие.
“Мир кочевья” – этнографический сериал о мировоззрении казахского народа в свете тюркской культуры.
”Гимн любви” – казахская народная песня.
“Травинка в асфальте” – современная эстрада, живопись, поэзия (молодежная тусовка – фестивали, шоу, конкурсы)
“Новости культуры” – культурные события в стране и за рубежом, анонс программ.
“Объектив-но” – о роли документального кино в формировании национальной истории.
Все это можно назвать программой или моим видением предстоящей работы, об итогах которой судить вам, телезрителям. Я помню, что и предыдущая концепция телеканала выглядела вполне пристойно, но, к сожалению, не была реализована. Поэтому я связываю свои надежды с привлечением к этой работе всех неравнодушных к нашему культурному наследию и радующихся за новое поколение талантов, которыми мы гордимся, и гордость эту надо приумножать, своевременно воздавая ей должное пиар-внимание. Творческую молодежь я приглашаю в первую очередь. Именно совместными усилиями мы можем превратить телеканал “Мадениет” в эпицентр откровений о том, что есть наша культура и какой ей быть в будущем.
Одно дерево не лес, один в поле не воин
Аширбек СЫГАЙ, профессор кафедры искусствоведения КазНАИ имени Т.Жургенова:
”Мадениет” был создан по настоянию интеллигенции республики. Мы много писали о том, что такой республике, как Казахстан, стыдно не иметь подобного канала. У нас более пятидесяти театров, около сорока концертных учреждений, у нас огромный духовный потенциал. Нам есть что показать и чем гордиться. Конечно, изначально было понятно, что не сразу на этом телеканале все получится, пойдет как по маслу. Поначалу мы радовались новизне передач о видных писателях, артистах, композиторах с участием зрителей, студенческой молодежи. Но все это крутилось вокруг Астаны и Алматы. А этого мало, ведь у нас масса учреждений культуры в регионах, они выпали из поля зрения канала “Мадениет”. В областях работает масса талантливых людей, но они не появляются в программах этого канала. Будучи членом общественного совета телеканала “Казахстан”, под эгидой которого образован “Мадениет”, я не раз говорил об этом. Меня, было дело, пригласило руководство канала: не соглашусь ли я вести получасовую передачу “Сахна” (“Сцена”)? Естественно, я согласился, поскольку театр – мое кровное дело. В сентябре такая передача вроде бы должна выйти в эфир.
К сожалению, в последнее время на телеканале появилось много повторов, хотя я не думаю, что все многообразие тем и персонажей исчерпано. А смотреть одно и то же по многу раз, как бы ни были значимы герои этих телепередач, зритель едва ли захочет. Происходит это оттого, что, наверное, показывать больше нечего. Дней 20 назад канал провел телемост Астана – Алматы, чтобы выяснить: как можно улучшить работу телеканала? Потому что появились конкуренты – каналы “Бiлiм” и “Казспорт”, зритель охотно переключается на них, устав от повторов.
Сказать, что “Мадениет” обойден вниманием зрителей, нельзя. Я много езжу по городам республики, встречаюсь с людьми, они радуются, что наконец-то появился такой канал. Но время идет, нельзя почивать на лаврах, надо двигаться дальше. Надо искать новые темы, новую форму подачи материала. Да, для этого нужны креативные, энергичные люди, они у нас есть. Но что-то переиначить здесь, сдвинуть эту махину с места одному человеку не под силу, будь он хоть семи пядей во лбу, – тут нужны коллективные усилия. И если такой человек появится, он, конечно, вынужден будет обновлять команду, подбирая подобных себе по духу людей.
Вопросы задавал Адольф АРЦИШЕВСКИЙ.
Источник: ЦентрАзия Мониторинг