Facebook 19 февраля купил мессенджер WhatsApp, заплатив за компанию 16 миллиардов долларов; кроме того, в течение четырех лет сотрудники WhatsApp получат пакет ограниченных акций Facebook общей стоимостью 3 миллиарда. Это самая дорогостоящая покупка компании Марка Цукерберга. «Лента.ру» решила разобраться, зачем крупнейшей социальной сети в мире потребовался сторонний сервис обмена мгновенными сообщениями с командой из 32 человек, демонстративно отказывающихся размещать в своем приложении рекламу и не знающих о своих пользователях практически ничего, кроме страны проживания и номера мобильного телефона.
До сих пор рекордным приобретением Facebook оставался фотосервис Instagram — в 2012 году соцсеть заплатила за него миллиард долларов. Кроме того, еще до поглощения WhatsApp Марк Цукерберг собирался приобрести другой популярный мобильный мессенджер — Snapchat, но эта попытка окончилась неудачно. Осенью 2013 года Facebook предлагал за него три миллиарда долларов и, получив отказ, решил встроить возможность отправки фотосообщений в уже купленный Instagram.
Разговоры о том, что Цукерберг заинтересовался WhatsApp, начались еще в декабре 2012 года. Тогда о возможном приобретении мессенджера соцсетью сообщило интернет-издание TechCrunch, сославшись на анонимные источники. Основатели самого WhatsApp поспешили заверить СМИ, что информация о переговорах с Facebook не имеет никакого отношения к действительности. Тем не менее уже тогда появление в прессе подобных слухов большого удивления не вызвало. К тому времени WhatsApp был одним из самых быстрорастущих приложений в мире.
Сервис запустили в 2009 году бывшие сотрудники Yahoo! Ян Кум (Jan Koum) и Брайан Эктон (Brian Acton). В октябре 2011-го пользователи WhatsApp каждый день отправляли друг другу около миллиарда сообщений (более 11,5 тысячи сообщений в секунду). К августу 2012-го этот показатель увеличился до десяти миллиардов ежедневно. Количество пользователей сервиса превышало 250 миллионов человек, большую часть из которых составляли люди в возрасте до 25 лет. В общей сложности приложение было доступно в 750 мобильных сетях по всему миру.
По иронии судьбы успех WhatsApp совпал с юбилеем той технологии, которую приложение, собственно, и было призвано заменить, — сервиса коротких сообщений (SMS). В декабре 2012 года с момента отправки первой «смски» прошло ровно 20 лет. К концу 2012-го в мире отправлялось около 22 миллиардов SMS-сообщений в день. WhatsApp достиг 50 процентов этого показателя всего за три года.
Секрет популярности WhatsApp прост. Мессенджер Кума и Эктона позволяет отправлять текстовые сообщения любому человеку, чей номер сохранен в телефонной книге (при условии, что у получателя сообщения также установлено приложение WhatsApp). При этом пользователи платят лишь однажды — 0,99 доллара за скачивание самого мессенджера. В отличие от SMS, все дальнейшее общение происходит совершенно бесплатно. При этом WhatsApp не использует практически никакой конфиденциальной информации — приложение не собирает и не хранит данных об именах, адресах, возрасте или поле пользователей. Сообщения, отправляемые через приложение, после их доставки адресату удаляются с серверов компании.
Эта простая и выгодная арифметика быстро сделала WhatsApp особенно популярным у пользователей Азии и Африки, где оплачивать большие счета за мобильную связь могут позволить себе немногие. Мессенджер без рекламы и регистрации (вход в WhatsApp осуществляется по номеру телефона) стал доминирующим способом мобильного общения в Индии, Бразилии, Мексике, Китае и других странах. Значительную популярность приобрел он и в России.
К 2014 году статистика WhatsApp стала еще внушительнее. Количество пользователей сервиса в настоящее время превышает 450 миллионов. Каждый день к WhatsApp присоединяется еще около миллиона человек. Вовлеченность пользователей (доля тех, кто пользуется сервисом ежедневно) у WhatsApp достигает 70 процентов. В то же время у большинства мобильных приложений этот показатель составляет не более 10-20 процентов. По числу отправляемых в день сообщений приложение вплотную приблизилось к мировым показателям по отправленным SMS.
В итоге за несколько лет своего существования WhatsApp успел стать всем, чем Facebook не является. Во-первых, мессенджер уверенно завоевал восточный и южноамериканский рынки, которые многие называют ключевыми для будущего мобильных технологий. Facebook, удерживая звание крупнейшей в мире социальной сети, все еще не может существенно нарастить базу своих пользователей за пределами США, Канады и Западной Европы.
Во-вторых, основной аудиторией WhatsApp стали молодые люди в возрасте до 25-30 лет. Facebook же, в свою очередь, напротив, столкнулся с оттоком из соцсети подростков и студентов, раньше составлявших «ядро» пользователей ресурса. Наконец, WhatsApp смог сохранить уникальную простоту своего сервиса. В отличие от конкурентов (например, японского LINE или китайского WeChat), приложение не превратилось в игровую платформу с рекламой, платными опциями, стикерами и так далее. Facebook же не упрекал в «рекламной перегруженности» только ленивый.
Ко всему прочему, Facebook существенно опоздал с запуском собственного мессенджера. Отдельное приложение для обмена мгновенными сообщениями, Facebook Messenger, появилось у социальной сети только в 2011 году, так и не сумев составить серьезную конкуренцию WhatsApp и его соперникам. Когда стало понятно, что WhatsApp к середине 2015 года сможет достичь отметки в миллиард пользователей, покупка сервиса стала для Цукерберга единственным возможным выходом из положения.
Сумма в 16 миллиардов кажется совершенно фантастической лишь на первый взгляд. На самом деле наличными сотрудникам и руководству WhatsApp выплатят лишь около четырех миллиардов, остальное они получат акциями Facebook. Спешность сделки (все поглощение было оформлено менее чем за две недели) лишний раз подтверждает: спустя полгода или год Марку Цукербергу, возможно, пришлось бы выложить за WhatsApp гораздо больше.
Первые несколько часов после обнародования сделки Цукерберг, Кум и Эктон посвятили взаимным комплиментам и заверениям, что мессенджер сохранит свое независимое существование. Все участники поглощения наперебой убеждали журналистов и пользователей, что главный механизм заработка Facebook — рекламные объявления — в WhatsApp не появится. «Я не думаю, что реклама — это подходящий способ для монетизации мессенджеров», — заявил Марк Цукерберг по итогам заключения соглашения. «Для пользователей WhatsApp ничего не изменится. Вы можете рассчитывать на то, что реклама не будет мешать вам общаться и впредь», — подчеркнул в посте на сайте WhatsApp Ян Кум.
Вполне вероятно, что Facebook действительно не намерен выжимать прибыль из только что купленного сервиса — у соцсети достаточно источников дохода. Лишь за четвертый квартал 2013 года на одной мобильной рекламе она заработала более 1,3 миллиарда долларов. Общая рекламная прибыль Facebook за тот же период составила почти 2,6 миллиарда. Как ранее заявлял Марк Цукерберг, соцсеть уже набрала огромную базу пользователей и научилась зарабатывать, следующие же десять лет она посвятит «решению по-настоящему глобальных вопросов».
Одна из таких масштабных задач, которую поставил перед собой основатель компании, — подключить к интернету миллиарды жителей Земли, все еще не имеющих доступа к Сети (в настоящее время Сетью пользуется лишь треть всего населения планеты, или около 2,7 миллиарда человек). Для этого, в частности, Цукерберг запустил проект Internet.org, призванный предоставить доступ к интернету по меньшей мере пяти миллиардам жителей. А если Facebook и дальше продолжит скупать сервисы вроде Instagram и WhatsApp, то большая часть приложений в телефонах и планшетах этих новоиспеченных пользователей Сети будет принадлежать одному человеку — Марку Цукербергу.