7 пробелов в российских законах, регулирующих интернет
Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) разработала список предложений по изменению законодательства в отношении регулирования интернета с учетом существующих пробелов и проблемных мест в действующем законодательстве РФ. РАЭК приглашает заинтересованные стороны принять участие в доработке списка, отправив свои предложения по адресу
Напомним, 12 февраля в Государственной Думе Российской Федерации Экспертный совет по интернету и развитию электронной демократии при Комитете по информационной политике, ИТ и связи обсудил «Концепцию регулирования правоотношений в сети Интернет», предложенную Депутатом Государственной Думы Робертом Шлегелем.
Директор РАЭК Сергей Плуготаренко озвучил консолидированную позицию РАЭК по данному вопросу, согласно которой правовая основа для отдельного закона, связанного исключительно с регулированием правоотношений в Интернете, на данный момент отсутствует.
Участники заседания согласились с тем, что представленную Концепцию необходимо переработать с учетом тех реальных проблем, которые мешают развитию
Суть проблемы |
Регулирующие НПА |
Суть предложений |
---|---|---|
«Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в В текущем виде отдельные положения закона приводят к негативным последствиям, которые снижают общественную и экспертную поддержку действий государственной власти в борьбе с педофилией и наркоманией, и соответственно, эффективность этой борьбы. Среди последствий правоприменения:
|
|
Закрепление предоставленных Конституцией Российской Федерации прав на свободу поиска, получения и распространения информации и установление оснований и процедур ограничения доступа к информации, размещенной в сети Интернет; Отказ от технологически нецелесообразной блокировки по сетевым адресам; Замена обязанности удаления Уточнение понятийного аппарата закона. |
Недостаточно чёткая терминология, использование устаревших понятий Некоторые законы были приняты достаточно давно, в связи с чем понятийный аппарат необходимо модернизировать. Некоторые понятия новых законов также требуют уточнения. |
№ |
Модернизация и актуализация понятийного аппарата. Замена понятия |
Определение границ юрисдикции Российской Федерации в отношениях, связанных с использованием сети Интернет Недостаточно чёткое определение юрисдикции РФ затрудняет расследование трансграничных киберпреступлений, а также создаёт ряд проблем при судопроизводстве. |
№ |
Четко определить применимость различных положений российского законодательства к правоотношениями с использованием сети Интернет. |
Ограничение ответственности информационных посредников Неопределённость обязанностей и нечёткое распределение ответственности между участниками отношений, в которых используется сеть Интернет, создает серьезные проблемы во всех сферах деятельности, в том числе в правоохранительной сфере. |
№ № № |
Определить границы ответственности информационных посредников за распрострианение информации запрещённой законом или нарушающей права третьих лиц. Реализовать в законодательстве процедуру взаимодействия информационных посредников и третьих лиц. |
Рост киберпреступности Создание и размещение в сети Интернет поддельных сайтов, порталов, информационных систем или их частей, имитирующих сайты органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с целью обмана пользователей (так называемый «фишинг»), мошеничество в сфере ДБО, а также постоянное появление новых видов киберпреступлений. Несоразмерность тяжести киберпреступлений, совершаемых в настоящее время и установленной ответственности за них, в том числе затруднительность судопроизводства по таким делам, связанная с отсутстивем однозначного понимания статуса и формы электронных доказательств. |
Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях |
Модернизировать 28 главу УК, уточнив используемые понятия и отвественность за киберпреступления, расширение доказательной базы за счёт цифровых доказательств, однозачно и в соответствии со сложившейся практикой описав требования к ним. |
Персональные данные Несоответствие российского законодательства Конвенции Евросоюза, наличие нескольких регуляторов, неединообразно трактующих закон, отсутствие диффернециации типов перс.данных, и соответствующего разделения требований по их обработке. В целом — акцент на наказании за несоответствие требованиям контролирующих органов, но не за реальный ущерб, нанесённый приобработке перс.данных. |
№ |
Передать ратификационную грамоту о присоединении РФ к Конвенции «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных», Внести изменения в отдельные законодательные акты в связи с принятие № Внести точечные изменения в № (Подробнее предложения: http://raec.ru/right/laws/#item1995) |
Защита прав потребителей (при электронной коммерции) Недостаточно проработаны положения о защите прав потребителей в сети Интернет |
№ Гражданский кодекс РФ |
Предлагается внести изменения, уточняющие права продавца и необходимость возврата комплектующих в случае возврата товара при дистанционной продаже товаров. Предлагается ввести дополнительно понятие «товарный вид», а также уточнить положения, связанные с получением возвращённого товара продавцом. |
Источник: therunet.com