Михаил Эйдельман: «Радио всегда мечтало о двух вещах: визуализации и персонализированном контакте со слушателем. Цифровые технологии помогают радио решить обе проблемы»

Михаил Эйдельман, один из «пионеров» коммерческого радиовещания в России, один из создателей Авторадио, создатель новых для России музыкальных и разговорных радио-форматов, член Российской Академии Радио, рассказал о том, как цифровые технологии изменят работу радиостанций, какие специальности наиболее востребованы на радио и где готовят таких специалистов.

Михаил, что, по Вашему мнению, цифровые технологии уже изменили или изменят в ближайшем будущем в работе радиостанции?

Цифровые технологии изменили в работе радиостанций очень многое, но произошло это не вчера. Я не знаю ни одной станции, которая продолжала бы вещать, используя катушечные, кассетные магнитофоны или карт-машины. «Внутри» все радио давным-давно в «цифре».
То, что происходит сейчас вокруг радио - расширение способов доставки контента потребителю, прежде всего, за счет новых возможностей цифрового радиовещания различных стандартов, интернета и мобильных платформ. Радио всегда мечтало о 2-х вещах: визуализации и персонализированном контакте со слушателем. Цифровые технологии помогают радио решить обе проблемы, причем решить довольно изящно.

Работа на радио. Какие профессии в медиа, и на радио в частности, Вы считаете самыми перспективными в связи с цифровыми технологиями на ближайшие 5 лет?

Безусловно, на радио будет востребовано немалое число людей, умеющих «управлять» настроением сообществ в социальных сетях, знающих, как создавать и развивать базы зарегистрированных пользователей, монтетизировать открывающиеся цифровые рекламные возможности. Однако, самый большой «дефицит» как был, так и останется: всё, что питает творческую составляющую любого стоящего радио-проекта. И эта потребность с «цифрой» никак не связана.

Работа каких департаментов радиостанции меняется в цифровой среде больше, а каких - в меньшей степени?

Прежде всего, принципиально меняется работа главного радиоспециалиста - программного директора. Его деятельность сегодня связана уже не столько с формированием линейного эфира в традиционной среде, сколько с умением управлять контентом на всех платформах, где представлен его радио-бренд. Программный директор превращается в «контент-директора». Меняется работа служб продаж и маркетинга, исследовательских подразделений, технической службы.
 

Как консультанту в области радиобизнеса Вам хорошо известен зарубежный опыт. Насколько нас опередили Штаты или Англия в изменении рынка труда в связи с цифровыми технологиями на радио? Каких диджитал - радиоспециалистов там уже явно больше, чем пока в России?

Развитые рынки (особенно британский) ушли вперед в монетизации новых цифровых рекламных возможностей, в создании единых и удобных для пользователя интерфейсов общения с радио на новых платформах. Соответственно, роль специалистов, работающих на стыке социального маркетинга и цифровых технологий в структуре радиостанций США и Британии пока более существенна, чем у нас.

Где, по-Вашему, будут готовить новых специалистов радио в диджитал? В каких вузах сейчас есть хотя бы базовые кафедры?

Никогда никакие вузы в России не готовили реальных специалистов для радио. Но «нет смысла ждать милостей от природы». Именно поэтому компания CIS Media Solutions, с которой я сотрудничаю, в предстоящем году будет проводить уже третью по счету Школу Программного Директора, позволяющую ее слушателям получить реальное представление о радио вообще и о профессии современного программного директора, в частности. Наши выпускники дорогого стоят.

Карьера на радио. Ваши рекомендации тем, кто строит профессиональную карьеру на радио - что надо делать сейчас, чтобы быть востребованным через пять лет в новой технологической реальности - Digital медиа?

Цифровые маркетинговые технологии ничем принципиально не отличаются от любых других маркетинговых технологий. Важно понимать, что даже сегодня главное в радио - не биты и не твиты. Главное в радио - прямой эмоциональный контакт с потребителем, умение за этот контакт отвечать и, если ваш проект коммерческий - уметь монетизировать его.
Изучайте жизнь и «повадки» слушателя. «Цифра» - всего лишь инструмент в создании надежной коммуникации между вашим брендом и его последователями.

Источник: MediaJOBS.RU