Школы разные нужны, школы разные важны

В ноябре 2013 года в Алматы близится к окончанию девятый сезон Школы гражданского образования – уникальной площадки, где с курсом лекций, и мастер-классов перед молодежью выступают известные казахстанские деятели. В рамках проекта прошли обучение около 700 студентов, выступили с лекциями порядка 30 казахстанских и несколько международных спикеров. В преддверии юбилейного 10-го сезона Школы Гражданского Образования, мы пообщались с некоторыми участниками проекта, лекторами и идейным вдохновителем, чтобы узнать их мнение о проведении подобных Школ.

Динара Касымбекова, misk.org.kz

Школа начала работать в 2006 году, автором идеи стал журналист и правозащитник Сергей Дуванов. В то время она называлась «Вечерняя гражданская школа». Последние три года проект реализует Молодёжная информационная служба Казахстана (МИСК).

За эти три года работы Школы Гражданского Образования участники прослушали лекции о развитии Гражданского общества в Казахстане, в странах ближнего и дальнего зарубежья; приняли участие в тренингах в области менеджмента и управления проектами, а также попрактиковались в разработке городских социальных проектов.

В промежутках между лекциями мы поинтересовались у слушателей различных сезонов: чем привлекла их Школа, что нового открыла и важно ли для молодёжи проведение подобных Школ.

Евгений Клюдт (2-ой сезон): «В Школу я пришёл вместе с подругой за компанию. Нового открыл то, что в страна в печали, приучился всегда пользоваться диктофоном в важных разговорах, и очень запомнилась одна важная фраза: «Вы должны удерживать людей от насильственных действий и решать все проблемы путем диалога» – в последний день ее сказал Дуванов. Думаю, Школа важна».

Мария Кармазина (3-й сезон): «ШГО привлекла мое внимание за свою открытость и динамичность. Каждый из наших тренеров был искренен и открыт, – это располагает, и информация усваивается быстрее. Это было знакомство с новыми интересными людьми, обсуждение тем, не преподаваемых в ВУЗах. Школа важна тем, что совершенно бесплатна и расширяет кругозор молодежи. Ее проведение крайне важно для развития, не навязанного в обществе мнения».

Екатерина Татарченко (7-ой сезон): «Прочитав о Школе на плакате в ВУЗе, я сразу захотела поучаствовать, потому что было много тем, о которых хотелось бы узнать получше, или о тех, которых не приходилось слышать и задумываться раньше, да и вообще просто потому, что я люблю узнавать что-то новое и развиваться. Пообщавшись с разными людьми, прослушав лекции и тренинги, на многое стала смотреть по-другому, появилось ярое желание что- то изменить, плюс к тому найти такую волонтерскую организацию, где бы можно было остаться, что собственно я и сделала. В каком-то смысле, Школа изменила мое мировоззрение, и из нее я много полезного для себя вынесла. Да, я считаю, что важно, чтобы такие школы проводились, чтобы молодые люди у нас в стране могли из них узнать то, что им нигде больше не расскажут, чтоб могли задуматься о том, что происходит вокруг, чтобы у них появлялись какие-то идеи, инициативы, чтобы им помочь и подтолкнуть к развитию государства».

В рамках Школы Гражданского Образования приняли участие около 30-ти известных и популярных казахстанских лектора, нам удалось пообщаться с тремя наиболее часто выступающих лекторов Школы, и узнать их мнение о том, чем она их привлекает и что даёт для её участников.

Евгений Жовтис, председатель попечительского совета КМБПЧиСЗ:

«Если кратко, то Школа гражданского образования привлекает меня, как эксперта, возможностью поделиться своими знаниями в области развития демократии, гражданского общества, верховенства права и международных принципов обеспечения и защиты прав человека с молодым поколением. Еще до этой Школы наше Бюро и я лично использовали любые возможности для распространения знаний, просвещения людей в форме школ по правам человека, различных тренингов и курсов, семинаров и круглых столов. Вообще в словосочетании «гражданское общество» ключевое слово первое, а не второе. Общество было веками, есть и будет, а вот гражданского общества, то есть общества, состоящего из интересующихся, ищущих и использующих информацию, умеющих принимать обоснованные решения и нести за них ответственность граждан, у нас пока нет. И этим мы как раз отличаемся в смысле общественно-политического устройства и состояния общества от развитых демократических стран. Поэтому для меня эта Школа – возможность поделиться информацией, которой я обладаю, а для ее участников – возможность становиться настоящими гражданами».

Сергей Уткин, юрист:

«На самом деле мне слушатели нравятся, видно, что ребята очень передовые. Мне очень нравятся горящие глаза ребят, они меня прям притягивают, я чувствую, что мы как бы находимся на одной волне, понимаем друг друга очень чётко. Вот это мне очень нравится и притягивает. А по поводу того, что даёт Школа Гражданского Образования? Людям, у которых вот это чувство свободы внутри есть, сидит или откуда- то проснулось, Школа даёт возможность понять, что это такое? Не мучиться с этим ощущением свободы и понимать, что оно вредит в этой системе; у нас всё-таки государство не очень свободное. Люди с чувством свободы, чувствуют себя немного ущемлёнными, какими-то белыми воронами. Вот эта школа помогает людям понять, что на самом деле, это абсолютно нормально и нужно дальше в себе это развивать, и что с этим чувством, ты будешь только пользу приносить другим людям и самому тебе будет комфортно, приятно, и счастливым человеком себя ощущать. Научиться тому, как дальше жить в нормальной такой ситуации, как стараться, чтобы другим помогать ощутить себя точно также. Просто понять свободный мир лучше».

Пётр Своик, политолог:

«Школа уникальна тем, что позволяет только вступающим в жизнь молодым людям за две недели пообщаться с двумя десятками по-своему знаковых людей страны. Да, лекторы настолько разные (до противоречий друг другу), что у слушателей не может не образовываться «каша в голове». Но это как раз и хорошо – хорошая встряска мозгов для последующего собственного осмысления, для соизмерения с набирающимся жизненным опытом. А поскольку молодые люди не случайные – студенты-добровольцы разных ВУЗов, явно и сами тянущие на «активную жизненную позицию» им такое общение вдвойне полезно».

Также нам удалось пообщаться с автором идеи Школы, независимым журналистом и правозащитником, Сергеем Дувановым, поведывавшим нам о востребованности проекта среди молодёжи, о разнице слушателей различных сезонов ШГО, и важности внедрения подобных школ:

- «К сожалению, все меньше людей в Казахстане, на которых идут. То есть представьте себе, если б такая Школа сейчас была бы в Москве: Собчак, Шевчук, Акунин, Навальный, и еще 50 таких лиц, на которых толпами ходили бы. Ничего подобного у нас сейчас нет, у нас к несчастью, остались только Жовтис, Своик и всё. Этого очень мало, чтобы такая Школа стала очень популярной и востребованной. То есть те люди, которые сегодня читают лекции, они умницы, они достойные, но не так притягательны для молодёжи.

Различия между разными сезонами школы есть, всё зависит от того, какой контингент вы выбираете: если это только студенты, то уровень конечно один, если присутствуют в этих школах люди с производства, с общественных организаций, партий, картина совершенно иная. Ведь те, которые со студенческой скамьи подтягиваются под тех, кто имеет общественный опыт, и дискуссия становится живее, интереснее.

Считаю что Школа – это один из самых действенных инструментов в повышении гражданственности наших людей. Только так, можно как- то воздействовать на ситуацию, вот если бы в стране было б в месяц по 100 таких школ, и каждая выпускала хотя бы по 25 человек… Вообще то их должно быть 1000 школ. Должны быть телевизионные какие-то варианты, еще какие-то формы новые. А у нас сегодня она не более как образец, и серьёзного влияния на просвещение молодежи, естественно не может оказывать. Школа сегодня – это форма показывающая, как нужно работать. К сожалению, этого очень мало, но и это необходимо».

Источник: http://misk.org.kz/news/?ELEMENT_ID=652