Новое СМИ Кремля призвано контролировать настроения бизнес-элиты

Кремль планирует создать собственное СМИ для того, чтобы «разрушить монополию либерализма» в информационной среде. Однако в качестве основных конкурентов названы издания, позиционирующиеся как деловые — «Ведомости» и «Коммерсант». Противоречивые стремления администрации президента Лениздат.Ру попросил прокомментировать политологов и журналистов.

О планах Кремля учредить собственное издательство и выпускать в его рамках СМИ корреспонденту «Коммерсанта» 11 июня обмолвился председатель Совета директоров некоммерческого фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ) Дмитрий Бадовский. Основная функция нового медиа, с площадкой которого планируют определиться ближе к осени — конкурировать в информационной среде с такими «гигантами» как «Коммерсант» и «Ведомости».

Бадовский отметил, что площадкой для нового СМИ могут стать ресурсы «Взгляд.Ру» и «Дни.Ру». «Взгляд.Ру» создан в 2005 году медиапродюссером Константином Рыковым, чье издательство «Популярная литература» принадлежит ИСЭПИ. Изначально ресурс позиционировался создателями точно так же, как и пока безымянный новый проект Кремля — деловая газета, претендующая на звание конкурента «Ведомостей» и «Коммерсанта». Вероятно, роль портала в медиасреде нынешний главный идеолог администрации президента Вячеслав Володин переоценивать не склонен. Бывший главный редактор «Взгляд.ру» Алексей Шмелев в интервью Colta.ru увязывает создание очередного кремлевского СМИ с изменившейся по сравнению с эпохой Вячеслава Суркова медийной политикой.

«Большая часть сурковских кадров из "системы" вычищена, а те, кто остался, присягают на верность новому хозяину и пытаются встроиться в его "машину", — уверен Шмелев. — Да и инструментарий, пожалуй, у Володина несколько другой — ориентированный в основном не на создание собственного контента, а на заглушку чужого».

В Кремле немного напрягаются

По мнению политолога Станислава Белковского, несмотря на огромную мощь в области телевидения, в остальных сегментах медиарынка Кремль довольно слаб. «"Коммерсант" и "Ведомости" — два издания, которые имеют решающие влияние на элиту современной России, если говорить о печатных изданиях, — сообщил Белковский в комментарии Лениздат.Ру. — И Кремль здесь конкуренцию явно проигрывает оппозиции». Причем политолог считает, что эта оппозиция не столько политическая, сколько этическая и эстетическая. «Для аудитории "Коммерсанта" и "Ведомостей" неприемлема кремлевская линия этики и эстетики, даже в тех случаях, когда с самими политическими решениями Владимира Путина элиты склонны соглашаться», — отметил Станислав Белковский.

С политологом согласен редактор журнала «Эксперт Северо-Запад» Дмитрий Глумсков. По его мнению, «Коммерсант» и «Ведомости» — независимая пресса, способная формировать общественное мнение. «"Коммерсант", конечно, позиционируется во многом как деловое издание, но, по сути, это полноценная общественно-политическая деловая газета. Естественно, именно политическое влияние "Коммерсанта" заставляет думать, что можно ему противопоставить на общественно-политическом поле». Дмитрий также отметил, что «Ведомости» по статусу ближе к экономическому изданию, но у газеты тоже есть острые материалы, — в том числе на экономические темы, которые касаются каких-либо политических трендов и развития общественных инициатив.

Похожей точки зрения придерживается и главный редактор «Делового Петербурга» Максим Васюков. «Давно заметно, что люди в Кремле немного напрягаются из-за того, что плохо контролируют настроения в среде богатых и образованных избирателей, — отмечает Васюков. — Что в Петербурге, что в Москве образованные богатые люди читают независимую серьезную прессу. В Москве это "Коммерсант" и "Ведомости", в Петербурге это — мы. В Кремле хотят что-то с этим делать, нашли, видимо, возможность выделить бюджетные средства на этот проект».

По мнению главреда «ДП», государственные медиа-проекты крайне неэффективны. «Я думаю, никакой серьезной конкуренции для деловых СМИ не возникнет», — отметил Васюков. Коллегу поддерживает главный редактор «Коммерсанта» в Петербурге Андрей Ершов: «Мне кажется, что это очередная неоправданная трата бюджетных денег. Потому что у власти и так есть средства массовой информации, которые они могли бы развивать — к примеру, та же самая "Российская газета"».

Фонду ИСЭПИ принадлежат несколько медиа-проектов, которые трудно назвать эффективными. Среди них — журнал Михаила Леонтьева «Однако» и просуществовавший относительно недолго интернет-канал «Контр-ТВ». Однако политолог Станислав Белковский уверен, что низкая популярность — не вина фонда и его руководителя Дмитрия Бадовского. «Все эти проекты Бадовский унаследовал от предшественников, не он был их автором изначально, — поясняет Белковский. — Я Дмитрия знаю, он человек разумный и профессиональный, никакого скепсиса у меня его фигура не вызывает. Если ему удастся создать мощную команду, можно реально сделать мощное издание».

По мнению политолога, все зависит от таланта и профессионализма будущей команды нового медиаресурса, сформировать которую непросто, но реально. «Сегодня среди аудитории изданий типа "Коммерсанта" существует два основных базовых лидирующих запроса, — считает политолог. — Первый запрос на серьезность, второй запрос — на искренность. Это может быть пропагандистский боевой листок Кремля, но его никто не будет читать и никто не будет ему доверять. Это должно быть издание, которое транслирует свою позицию, которое сможет обосновать правильность кремлевского курса не посредством тупых политтехнологических штампов, а через уважение к аудитории».

Дмитрий Глумсков также уверен — успех и жизнеспособность издания Кремля зависят от того, кто будет там работать и каким контентом новое издание будет наполнено. «Все зависит от того, какая команда будет вовлечена в проект. Насколько это СМИ будет позиционировано как достаточно толерантное по отношению к другим мнениям, а не только к мнению, которое проповедует официальная Москва. Если издание будет стараться работать за счет собственных заработанных средств, а не за счет бюджетных инвестиций, у него есть будущее».

Анастасия Фролова

Источник: Планета СМИ