Рекомендации ОЭСР в отношении законопроекта «О доступе к информации» пока остаются невыполненными
В Отчете о втором раунде мониторинга Казахстана в рамках Стамбульского плана действий ОЭСР (сентябрь 2011 года) приветствовалась подготовка специального закона о доступе к публичной информации, который разрабатывался в то время совместными усилиями НПО, донорских организаций, представителей органов власти и в целом являлся достаточно прогрессивным. Однако, в 2011 г. подготовка законопроекта было приостановлена. В связи с этим Казахстану рекомендовалось ускорить рассмотрение этого законопроекта и его принятие после обязательного приведения текста в соответствие с международными стандартами и рекомендациями.
В Отчете о третьем раунде мониторинга Казахстана в рамках Стамбульского плана действий ОЭСР (октябрь 2014 года) было отмечено, что эта рекомендация Казахстаном не была выполнена. Мониторинговая группа согласилась с тем, что отсутствие прогресса в вопросе принятия закона о доступе к информации негативно влияет на развитие СМИ, гражданского общества, борьбу с коррупцией, прозрачность государственного управления в Казахстане, защиту информаторов и призвала органы власти Казахстана возобновить процесс подготовки закона о доступе к информации согласно международным стандартам[1].
Центр исследования правовой политики (LPRC) провел экспертизу законопроекта «О доступе к информации» в точки зрения его соответствия стандартам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и приемлемости для реализации инициативы ООН «Открытое правительство». Экспертизу провел Дмитро Котляр, независимый эксперт в области свободы информации. Рекомендации эксперта представила на круглом столе Татьяна Зинович, заместитель директора Центра исследований правовой политики (LPRC).
Эксперт LPRC считает, что целый ряд положений новой версии Законопроекта (от 2015 года) не соответствует международным стандартам. Поэтому проект требует значительной доработки. В проект следует включить базовое положение – право любого лица на доступ к информации и свободное распространение и последующее использование полученной информации. Это право имеют только частные субъекты, им не могут пользоваться субъекты властных полномочий (которые не могу использовать Закон о доступе к информации для направления своих запросов информации, что следует прямо предусмотреть в тексте закона).
Кроме этого, необходимо четко установить главный принцип режима доступа к информации – принцип максимальной открытости (презумпции открытости) информации. Открытый доступ к информации должен быть правилом, а ограничение доступа – исключением. Также следует предусмотреть принцип максимального упрощения доступа к информации, чтобы избежать формального и ограничительного толкования предусмотренных законом процедур в дальнейшем на практике.
Перечень обладателей в проекте, в основном, соответствует лучшему мировому опыту, однако может быть дополнен субъектами, которые владеют информацией общественного интереса, а также субъектами, которым государство или орган местного самоуправления делегировали на основании закона или договора выполнение публичных функций. Также следует включить в круг обладателей физических лиц - индивидуальных предпринимателей.
По мнению эксперта LPRC, одним из главных недостатков проекта является отсутствие в нем правил трисоставного теста – совокупности условий для ограничения доступа к информации согласно международным стандартам, которая включает проверку на вред и общественный интерес.
Серьезным недостатком законопроекта является отсутствие положений об органе внесудебного государственного контроля за реализацией права на доступ к информации. Рекомендуется предусмотреть создание или определение такого органа, который должен пользоваться операционной и институциональной независимостью, иметь достаточные финансовые, кадровые и другие ресурсы для эффективного выполнения своих функций, а также быть наделен адекватными полномочиями, в том числе по проведению проверок, рассмотрению жалоб на нарушения права на доступ к информации, изданию обязательных предписаний.
[1] Источник: www.oecd.org/daf/anti-bribery/Kazakhstan-3rd-Round-Monitoring-Report-RUS.pdf.
На фото: Татьяна Зинович, заместитель директора Центра исследования правовой политики (LPRC), представила рекомендации по законопроекту «О доступе к информации»