КоммерсантЪ определил телелидера недели с 31 декабря по 8 января
Что и как смотрит каждый раз страна на Новый год по телевизору, как погружается в праздник и с чем из него выходит у телеэкрана — это отдельная и весьма показательная картинка жизни. Это даже не всегда рейтинговые рекорды, а скорее психологические и социальные характеристики людей, включающих телевизор.
31 декабря и 9 мая — это два дня, когда происходит какой-то нереальный взрыв рейтингов, характеризующих повышенное внимание к телевизору на фоне традиционных показателей. И самым поразительным тут является то, что в эти дни у телеэкрана (в основном на "Первом канале") собираются совсем не только люди старшего возраста, как, казалось бы, можно подумать, а именно молодые и активные зрители. Та самая платежеспособная аудитория, за которую так борются все телевизионщики и рекламодатели.
Итак, 31 декабря. Победителем последнего дня ушедшего года стал "Первый канал". Его больше всего смотрели и в Москве, и в других городах. 24% телезрителей страны выбрали "Первый канал", 21,4% аудитории — "Россию 1", и всего 7,7% смотрели 31 декабря НТВ.
Это результаты большой тройки каналов в аудитории старше 18 лет (18+), где они между собой конкурируют. Но ведь предпочтение "Первому" 31 декабря отдали (и уже какой год подряд) и наиболее активные категории зрителей. Среди тех, кому от 6 до 54 лет, от 14 до 44, от 18 до 30, "Первый канал" лидирует с большим отрывом от всех: в последний день уходящего года его смотрит более четверти всех, кто включил телевизор. Молодые люди, которые по логике вообще должны быть вне дома и телевизора, в большом количестве зафиксированы как раз у телеэкрана именно 31 декабря на "Первом канале". Для примера: начиная с десяти утра и до трех ночи все проекты "Первого", за исключением выпусков новостей и еще одной программы, смотрело в среднем 25% аудитории.
Понятно, что каждый раз первые строчки десяти самых популярных программ с 31 декабря по 8 января занимают новогодние проекты во главе с поздравлением президента. И тут уже совершенно неважно, кто президент в стране, нравится или нет кому-то Владимир Путин и его политика, участвовали ли зрители в предложенном в социальных сетях бойкоте новогоднего поздравления или нет. Показатели пятиминутного обращения главы государства перед боем курантов смотрит гигантское количество людей в стране. И подавляющее большинство всегда на "Первом канале". Вот показательная социологическая характеристика зрительского выбора. На "Первом" перед поздравлением Путина шел новогодний проект "Проводы старого года", его посмотрело 21,3% аудитории. Более того, на "России 1" в это время было больше зрителей — ее "Новогодний парад звезд" в это же время смотрело 25,1%. И вот в 23:55 на экране появляется Владимир Путин — и доля "Первого канала" резко взлетает вверх, большинство стекается туда. Именно на "Первом", в момент, когда поднимают бокалы с шампанским под это поздравление (со звуком или без), было 37,7% зрителей. Рейтинг — 18,4% (это почти каждый пятый житель страны). На "России 1" президента также выбрало немало зрителей, но меньше, конечно, чем на "Первом": 29,7% с рейтингом 14,5%.
Вообще, если посмотреть просто на сухие цифры, то получается очень показательная вещь: государственное телевидение сегодня не ругает только ленивый, а 31 декабря новогоднее поздравление президента Путина из 20 существующих эфирных телеканалов 61,6% телезрителей в Москве и 67,4% по стране смотрят именно на двух госканалах — "Первом" и "России 1". Это огромные цифры по меркам современного телевидения. И чтобы закончить с поздравлением Путина в Новый год. Если вы думаете, что президента 31 декабря смотрят по телевизору только пожилые люди, то вы серьезно ошибаетесь. Все на том же "Первом" (и это несколько лет подряд) новогоднее обращение особенно активно смотрят молодые зрители. Пятиминутное обращение Владимира Путина на "Первом канале" в среднем включило более 40% телезрителей в возрасте от 14 до 45 и от 18 до 30 лет. А например, среди женщин в возрасте от 18 до 30 доля путинского новогоднего поздравления и вовсе составила 45,3% общероссийской аудитории! На "России 1" молодых зрителей заметно меньше, но и там президента 31 декабря предпочитают слушать в среднем 20% тех, кому от 18 до 45 лет.
За президентским поздравлением на двух каналах топ-10 самых популярных программ с 31 декабря по 8 января выстроился так: "Новогодний парад звезд" ("Россия 1"), "Иван Васильевич меняет профессию" ("Первый канал"), фильм "Аватар" ("Первый канал"), "Новогодняя ночь на Первом" (канал понятен), "Ирония судьбы, или С легким паром!" ("Первый канал"), мюзикл "Красная Шапочка" ("Россия 1"), "Проводы старого года на Первом", "Битва экстрасенсов" (ТНТ). В среднем это почти везде смотрел каждый десятый.
Обсуждать содержание новогодних телепроектов так же бессмысленно, как и то, почему их смотрят. Но их смотрят. Хотя, когда видишь, как Борис Моисеев с накладной бородкой поет в сопровождении ансамбля лилипутов в новогоднем огоньке на "Первом канале", или как народный артист России, солист Большого театра Николай Цискаридзе в дуэте с артисткой Еленой Степаненко в "Голубом огоньке на Шаболовке" на "России 1" выступает с куплетами, или отличный артист Юрий Стоянов и Верка Сердючка поют песни в образах Волка и Красной Шапочки в одноименном новогоднем мюзикле на "России 1", не перестаешь удивляться тому, что почти треть зрителей не устают это все смотреть из года в год 31 декабря.
И явного лидера в вечной борьбе двух госканалов в пик новогодней ночи с точки зрения рейтингов в этот раз не было. Общероссийский рейтинг выше у "Первого" — 9,7% и доля 24%. "Голубой огонек на Шаболовке" на "России 1" получил рейтинг 8,4% (поэтому и не попал в топ-10, где все ранжируется по рейтингу), но большую долю — 28,7%. Здесь, как всегда, показательно и то, что спустя две недели оба канала повторяют свои новогодние проекты. А "Первый канал" повторил новогодний огонек в разных версиях аж дважды — 8 и 13 января, и оба раза его уже смотрело вдвое меньше зрителей — 12-13% аудитории. "Голубой огонек" и "Красную Шапочку" при повторе 13 января посмотрело 16-17% зрителей.
Самый новогодний фильм — "Иронию судьбы..." Эльдара Рязанова стабильно смотрит на "Первом" четверть всех телезрителей, несмотря на то что его все уже выучили наизусть. При этом смотрят не только 31 декабря вечером, но еще и пересматривают 1 января утром. И тоже порядка 20% зрителей. Но самым феноменальным результатом 31 декабря может похвастаться легендарная комедия Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". Его показ "Первый канал" и "Россия 1" каждый год делят между собой. В этот раз фильм был в эфире "Первого". И после президентского поздравления у "Ивана Васильевича..." самая большая доля аудитории — почти 30%. И так почти пять лет подряд. Этот фильм традиционно выбирает около трети зрителей старшего возраста. И огромное количество молодой аудитории! Более трети среди тех, кому от 14 до 45 лет. А среди женщин от 18 до 30 лет доля комедии Гайдая составила аж 35,2%! Казалось бы, купите DVD и смотрите себе. Но нет, включают телевизор 31 декабря и смотрят "Ивана Васильевича..." по "Первому каналу".
После 1 января от телевизора начинается массовый отток. Из больших каналов в новогодние каникулы больше всего не везет НТВ. У него самый низкий показатель за все каникулы — в пределах 10%. Зрители канала либо уходят к другим, либо отдыхают перед показом очередных "паутин" и "ментов". Но самый рейтинговый проект за эти девять дней выходных на НТВ все равно сериал, и, кто бы сомневался, с говорящим само за себя названием — "Тамбовская волчица" (повтор, разумеется).
А вот сетевым каналам в каникулы везет. 2 января, например, в герои дня вышел СТС. Здесь ударно (как, впрочем, уже многократно, вне зависимости от канала) выступила мультпродукция компаний Сергея Сельянова. Обойма из "Алеши Поповича и Тугарина Змея" (вечный рейтинговый хит), "Добрыни Никитича и Змея Горыныча", а также более свежих "Ильи Муромца и Соловья-разбойника" и "Трех богатырей и Шамаханской царицы" вывела СТС на третье место по итогам дня в аудитории 18+ по стране, оставив позади НТВ. А у молодой аудитории СТС стал лидером дня 2 января благодаря высоким показателям этих мультфильмов. РЕН ТВ, вновь практикуя показ нон-стоп в течение дня, ударно поработал со зрителями 3 и 7 января, предложив им многочасовые марафоны "Дня космических историй" и "Великих тайн с Игорем Прокопенко". В итоге у РЕН ТВ за праздники доля заметно выше среднесуточной — более 7%.
Но, конечно, самыми незабываемыми показателями отличился, как всегда, канал ТНТ. Второй год подряд страна выходит из продолжительных новогодних каникул исключительно с "Битвой экстрасенсов". Но в этом году рейтинги ТНТ вновь говорят не столько о телевидении, столько о тех, кто его выбирает. И таких зрителей очень много. ТНТ начиная с 3 января и по 8-е включительно фактически с десяти утра и до 23:00 с плавным ежедневным переходом в "Дом-2" ("Город любви" и тут же он же "После заката") держал у экранов большое количество телезрителей. Это были многочасовые повторы сезонов (с 9-го по 13-й) шоу "Битва экстрасенсов" иногда вперемешку с повтором проекта "Экстрасенсы ведут расследование". В эфире ТНТ эти программы шли примерно в течение десяти часов каждый день! И все время высокий рейтинг. Но кульминация пришлась на 7 и 8 января. Здесь так же, почти целый день, канал показывал своим зрителям повторы заключительного сезона "Битвы экстрасенсов", который, кстати, только перед Новым годом на канале и закончился. Но кого это особенно волнует? Зрители с новой силой погрузились в битву за звание лучшего экстрасенса в стране на канале ТНТ. 7 января ТНТ опередил все каналы, включая "Первый" и "Россию 1". А 8 января с финалом повторного показа "Битвы экстрасенсов" ТНТ заканчивает последний день новогодних каникул абсолютным победителем — с долей проекта более 20% и рейтингом около 9% в аудитории 18+. То есть почти каждый десятый житель страны смотрел программу в этот день. Мне остается только добавить, что в целевой аудитории канала ТНТ 8 января "Битву экстрасенсов" среди тех, кому от 18 до 30 лет, в течение всего дня смотрело 38,6% зрителей в Москве и 34,7% в других городах страны. Новый год наступил.
Источник: КоммерсантЪ