Весь ушел на фронт. Где начинается война и кончается журналистика
В те времена, когда Алексей Навальный еще не был кандидатом в мэры, и ходили споры, как же его называть — блогером, оппозиционером или юристом — многие журналисты заявляли, что считают его, в первую очередь, своим коллегой. Разыскивая и анализируя информацию, выложенную в открытом доступе, Навальный занимался, по мнению многих, журналистикой данных — термин, крайне распространенный на Западе и пока мало известный у нас. Отдельные российские издания уже вовсю работают с открытыми данными — как правило, это серьезные деловые издания типа «Ведомостей» или Forbes — однако в целом российская журналистика только пробует свои силы в новом методе.
Навальный популяризировал и легитимизировал (кто до этого всерьез верил расследованиям, выложенным в блоге?) журналистику данных в интернет-среде. Во многом благодаря тому, что как и профессиональные СМИ, тщательно проверял и взвешивал информацию, не гонясь за дешевой сенсацией. Его успех вскружил голову многим блогерам, мнящим себя гражданскими журналистами, однако кажущаяся легкость таких расследований обманчива — отыскать информацию в открытом доступе не так сложно, как ее проверить, а проверять данные из открытых источников необходимо с особой тщательностью. Именно с этим у интернет-пользователей чаще всего и случаются проблемы — желание опубликовать нарытый компромат пересиливает ответственное отношение к слову.
Еще хуже, когда градус общественной истерии заставляет забывать об ответственности перед читателем и журналистов, доверие к которым строится как раз на надежности публикуемой ими информации. История с оппозиционным журналистом Евгением Левковичем, попытавшимся, по-видимому, последовать примеру Навального и провалившимся как раз на этапе проверки информации, тому подтверждение. Зайдя на страницу «ВКонтакте» дочери министра промышленности и торговли Дениса Мантурова — Леонелы, он нашел фотографии, сделанные, как ему показалось, на ее дне рождения. На снимках девушки в нарядных платьях обнимались и танцевали со звездами российской эстрады. Сотрудник музыкального журнала Rolling Stone, Левкович быстро прикинул, сколько стоит гонорар одной такой звезды — а дальше недалеко было уже до разоблачительного материала с заголовком «Сколько министр Мантуров потратил на 20-летие своей дочери» с полумиллионными суммами внутри.
Все бы ничего, но только Левкович опубликовал свою находку не в личном блоге, а на сайте журнала Rolling Stone. При этом не удосужился ни хотя бы сверить данные, ни взять комментарии задействованных лиц — предоставив это делать другим СМИ, на руках у которых неожиданно оказался громкий инфоповод. И тут уже выяснилось, что факты в статье не сходятся: и выглядит Мантурова не так, как на фотографиях в RS, и лет ей не 20, да и день рождения был не ее, а другой Леонелы — подруги дочери министра и «жены одного влиятельного человека».
Новость о тысячах долларов, потраченных на день рождения министра промышленности, быстро разошлась по СМИ и соцсетям. Дошла она и до того же Навального, который, ссылаясь не на Левковича, а именно на журнал Rolling Stone, немедленно принялся выяснять, откуда у Мантурова такой доход. У дочки министра, как позже оказалось, тоже был день рождения со звездами, но на это обстоятельство из-за скандала с появлением ложной заметки в Rolling Stone как-то не обратили внимания. Желание Левковича опубликовать информацию как есть ему же вышло боком: кому интересно, как шикует чиновник (эка невидаль), когда можно обсудить, как уважаемое издание оказалось в дураках.
На все обвинения в непрофессионализме Левкович отвечает одно — «Я не журналист, я на войне», подразумевая под этим борьбу с репрессивным режимом, держащим в заточении многих его друзей. То же самое он говорил, когда в нарушение журналистских стандартов опубликовал слова Константина Эрнста про убийцу Листьева, сказанные не под запись. Интервью Эрнста, однако, не было официально опубликовано в прессе. В этот раз же материал вышел под шапкой Rolling Stone, репутацию которого, в отличие от репутации Левковича, в журналистской среде пока еще не ставили под сомнение.
Однако хуже то, что размещая непроверенную и заведомо предвзятую информацию от имени журнала Rolling Stone, Левкович подрывает доверие не только к этому изданию, но и ко всему журналистскому сообществу: использование для публикации официального СМИ при отказе от звания журналиста кажется в этом смысле особым цинизмом. Позиция «Мы на войне, а на войне все средства хороши» обесценивает любую борьбу за правое дело. Если наблюдатели на выборах будут вбрасывать голоса за оппозиционного кандидата, оправдывая это тем, что «Путин вор», оппозиция не сможет больше выходить под лозунгом «За честные выборы». Точно так же журналист, представляющий читателю ложную информацию, не может добиваться от газеты «Известия» или канала НТВ непредвзятости и честности, а от министров — скромности и порядочного поведения.