ЗАЯВЛЕНИЕ об ущемлении прав человека в проектах новых редакций правовых кодексов Республики Казахстан

Ряд международных и национальных неправительственных организаций сделал Заявление “Об ущемлении прав человека в проектах новых редакций правовых кодексов Республики Казахстан”.

Вы можете поддержать его, сообщив об этом по адресу diana.berezovskaya@gmail.com, просто написав “поддерживаю” или “присоединяюсь”. Пожалуйста не забывайте указывать название НПО или фамилию, имя, профессию и, если возможно, место работы. Каждый голос поддержки будет важен, чтобы в новых законах максимально соблюдались права человека.
 

ЗАЯВЛЕНИЕ

об ущемлении прав человека в проектах новых редакций правовых кодексов Республики Казахстан

Внимательно наблюдая за обсуждением и активно участвуя в работе над проектами Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного, Гражданского процессуального  кодексов и Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан, с сожалением вынуждены констатировать, что в настоящее время в этих документах права человека значительно ограничены и ущемлены, а обоснованные предложения гражданского общества  проигнорированы.

Так, в проекте Уголовного кодекса прямо нарушается право граждан на свободу объединения. Формулировка нового понятия «лидер общественного объединения» как специального субъекта права в целях привлечения к уголовной ответственности приведет к преследованию любых членов общественных объединений, особенно их активистов, на основании произвольных предположений.

Статья  проекта Уголовного кодекса «Незаконное вмешательство членов общественных объединений в деятельность государственных органов»  в связи с отсутствием ясного и недвусмысленного толкования понятия «незаконное вмешательство» позволит государственным органам трактовать любое справедливое требование общественности в лице членов общественных объединений как незаконное вмешательство в их деятельность и сведет на нет общественный контроль в стране.

Использование в проекте Уголовного кодекса данных понятий  и статей, направленных против общественных объединений, не соответствует международно признанным принципам международного права: принципу юридической определенности и предсказуемости и принципу недискриминации, выделяя общественные объединения как «особо опасный» вид юридических лиц, противоречит Конституции РК и будет способствовать  подавлению любой критики в адрес государства.

Статья проекта КоАП «Нарушение законодательства об общественных объединениях»  предусматривает возможность приостанавливать и даже прекращать  деятельность общественного объединения и за любое незначительное нарушение технического характера, и более того, позволяет наказывать общественные организации  за любую законную деятельность, не определенную в уставе организации. Особенно это положение законодательства вызывает озабоченность в отношении религиозных объединений.

Вопреки рекомендациям Совета по правам человека ООН, принятым Казахстаном в порядке Универсального периодического обзора,  в проекте Уголовного кодекса расширены основания и ужесточена ответственность за клевету, сохранена особая защита личных неимущественных прав государственных служащих высокого ранга. Более того, в проект УК введена новая статья «Распространение заведомо ложной информации», предусматривающая  наказание до десяти лет лишения свободы. Если эта новелла будет узаконена, тяжким преступлением может стать распространение мнений, взглядов и убеждений, что идет вразрез с положениями Конституции страны. 

В полном противоречии с Конституцией и нормами Международного пакта о гражданских и политических правах, законодательство Казахстана  безальтернативно ставит право человека исповедовать религию в зависимость от наличия нескольких десятков, сотен и даже  тысяч его единоверцев, а  проект Уголовного кодекса ужесточает ответственность за нарушение этого недемократического положения.

В проекте Уголовного кодекса значительно расширилась вариативность наказаний за нарушение избирательных прав, от 1-2 до 4000 МРП, что не исключает субъективность при вынесении судебных решений. 

Серьезную озабоченность вызывает соблюдение права на защиту в новой редакции ГПК. Ограничение круга лиц, имеющих право быть представителями в Верховном суде, лишь аккредитованными адвокатами прямо нарушает принцип недискриминации и право на выбор защитника, а также монополизирует рынок юридических услуг, что увеличит их стоимость и в конечном итоге ударит по малоимущим гражданам.

Согласно нормам проекта Уголовно-процессуального кодекса, задержанные подозреваемые не смогут в срочном порядке беспрепятственно быть заслушанными судом по поводу законности их задержания, как того требуют международные стандарты.

В проекте остаются противоречия между правом задержанных подозреваемых на немедленное и самостоятельное оповещение близких и положением, уполномочивающим следователя  самому уведомить близких задержанного; при этом допускается отсрочка оповещения до 12 часов. Надзорный орган в лице прокуратуры уведомляется о факте задержания, по-прежнему, не сразу, а в течение 12 часов с момента составления протокола задержания. Задержанный не вправе уведомить о своем задержании защитника в момент задержания. Право на защитника у задержанного подозреваемого наступает с момента ознакомления его с постановлением о признании в качестве подозреваемого, т.е. не ранее чем через 3 часа после фактического задержания.

Сообщения участников уголовного процесса о пытках расцениваются не как заявления о преступлении, а как жалобы «на действия и решения лиц, осуществляющих досудебное расследование». Нет независимого механизма расследования.

В проекте Уголовно-исполнительного кодекса продолжает реализовываться существующая с советского периода репрессивная «концепция исправления» вместо «концепции сохранения», принятой в передовых уголовно-исполнительных моделях. В ряде случаев положение осужденных, в частности к лишению свободы, значительно ухудшено по сравнению с действующим уголовно-исполнительным законодательством.

Это лишь небольшая часть выявленных представителями гражданского общества недостатков предложенных проектов, их несоответствия принципам международного права в области прав человека, передовой зарубежной практике и международным тенденциям в области обеспечения и защиты прав человека.

В этой связи, мы, представители гражданского общества,  исходя  из международных обязательств Казахстана в отношении гражданских и политических прав и свобод человека, исходя из положений Конституции Казахстана,

ЗАЯВЛЯЕМ:

Своды законов, регламентирующие жизнь казахстанского общества в Уголовном, Уголовно-процессуальном, Уголовно-исполнительном, гражданском и административном порядке, должны полностью соответствовать международным демократическим стандартам, для чего:

  1. До голосования в Мажилисе Парламента проекты названных кодексов должны пройти международную экспертизу на предмет соответствия ратифицированным Казахстаном международным договорам, в соответствии со ст. 4 Конституции страны;
  2. До голосования в Мажилисе Парламента проекты названных кодексов должны пройти национальную общественную экспертизу с тем, чтобы исключить из них нормы, продиктованные ведомственными, корпоративными и сиюминутными интересами;
  3. Необходимо организовать широкое общественное обсуждение соблюдения  политических прав и гражданских свобод  человека в  проектах УК, УПК, УИК, ГПК и КоАП.

 

Подписи:

Международный Фонд защиты свободы слова «Әділ Сөз»

Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

Общественный фонд «Хартия за права человека»

Общественный фонд "Международная Правовая Инициатива"

Общественный фонд "Фонд развития парламентаризма в Казахстане"

Татьяна Чернобиль, независимый эксперт по международному праву в области прав человека

Общественный Фонд «Аман-Саулык»

Центр исследования правовой политики

Ассоциация религиозных объединений Казахстана

ОЮЛ "Союз кризисных центров Казахстана"

Общественное Объединение «Эхо»

Международный центр некоммерческого права

Общественный фонд "Правовой медиа-центр"

Центр исследований «Сандж»

Общественный Фонд "Улагатты Жануя"

Норвежский Хельсинкский Комитет