Дунья Миятович: Рекомендациями государствам-участникам ОБСЕ
Заявление представителя ОБСЕ
по вопросам свободы СМИ
Дуньи Миятович
Как показывает нынешний кризис в Украине и вокруг нее, пропаганда и ухудшение свободы СМИ зачастую идут рука об руку, разжигая конфликт, а после его начала способствуют его эскалации.
Необходимость остановить пропаганду часто используется в качестве причины для блокирования и глушения теле- и радиосигналов или других ограничений свободы выражения мнения и свободы средств массовой информации. Принимая во внимание широту и расплывчатость термина «пропаганда» и его прямую связь с политической речью, ее общий запрет нарушает международные нормы в области защиты свободы слова и свободы СМИ.
В отношении этой опасной практики Представитель выпускает настоящее коммюнике со следующими рекомендациями государствам-участникам ОБСЕ:
- Перестать манипулировать СМИ; прекратить информационные и психологические войны.
- Обеспечить плюрализм и свободу СМИ как противоядия от пропаганды.
- Воздержаться от введения новых ограничений; существующие законы способны противодействовать экстремальной пропаганде.
- Принимать меры по медиа-грамотности граждан с тем, чтобы они делали осознанный выбор.
- Преобразовать государственные СМИ в подлинные общественные вещатели.
Свобода выражения мнения, в частности политической речи, является жизненно важным правом в условиях демократии и предполагает существование многочисленных и разнообразных голосов. С шокирующим, тревожным и оскорбительным содержанием следует бороться ответными аргументами и дебатами. Лучшим и самым эффективным механизмом нейтрализации воздействия пропаганды является наличие открытой, разнообразной и динамичной медиа-среды. Пропаганда опасна, когда она доминирует в общественной сфере и мешает людям свободно формировать свое мнение, тем самым деформируя плюрализм и открытый обмен идеями. Независимо от того, насколько кричащими являются некоторые возмутительные мнения, они не будут преобладать в ситуации конкурентной и динамичной циркуляции идей. Вместо того чтобы заниматься цензурой, государства должны защищать и поощрять свободный и равный доступ к рынку идей независимо от формата и технологии.
Никто не должен быть ограничен в выражении определенного мнения. Вместо этого, государства должны обеспечить, чтобы различные мнения имели равные шансы быть представленными. Если пропаганда доходит до подстрекательства к ненависти и насилию, соответствующие и соразмерные меры могут применяться с использованием существующих международных и национальных актов в области прав человека. В соответствии с обязательствами в рамках ОБСЕ, в частности, Копенгагенского (1990) и Московского (1991) документов, только те ограничения, которые преследуют законную цель и четко определены законом, являются приемлемыми.
Существуют определенные инструменты в области регулирования содержания СМИ для предотвращения предвзятой и вводящей в заблуждение информации. К ним относятся правила о балансе и точности вещания; независимость регуляторов СМИ; важность общественного вещания, у которого особая миссия отражать все точки зрения; четкое различие между фактами и мнениями в области журналистики; прозрачность собственности СМИ и т.д.
В качестве эффективного реагирования государства должны поддерживать и поощрять существование и эффективное использование этических норм различных медиа-актеров и инвестировать в медиа-грамотность, давая гражданам возможность принять обоснованные и трезвые решения. Понимание и уважение этих норм со стороны медиа-актеров, а также прозрачность СМИ необходимы для предотвращения и сведения к минимуму опасности пропаганды.
Сегодня, в 21-м веке, как и в прошлом, государственные СМИ являются основным проводником пропаганды. Так как они опасны для мира и безопасности, государственные СМИ должны быть преобразованы в реальные общественные СМИ или быть приватизированы.
Источник: http://www.osce.org/ru/fom/117734