Артемий Троицкий: «В музыкальную журналистику идут идеалисты или авантюристы»
Бытует мнение, что анализировать музыку и всё с ней связанное — дело неблагодарное. Писать о музыкантах, о пристрастиях слушателей в конкретную историческую эпоху не менее трудно, чем словами передавать эмоциональные состояния, вызываемые музыкой непосредственно.
И уж, конечно, критика и журналистика со «спецуклоном» — в музыку традиционно воспринимались неким вторичным, чуть ли не полностью зависимым от музыкальных веяний, а зачастую — от вкусов и настроений толпы. Артемию Троицкому едва ли не в одиночку удалось разрушить многие стереотипы во взаимоотношениях «музыкант — слушатель», и он не на шутку заставил уважать себя в самых разных кругах, — и прежде всего в музыкальных. Как раз там, где нет-нет, да и даст о себе знать расхожее мнение: в критики идут, дескать, те, кто сам творчески малосостоятелен. Как и ожидалось, наш разговор с Артемием Кивовичем раздвинул рамки музыкальной темы. Хотя с неё и начался.
— Не так давно Андрей Макаревич сделал вывод, что
- Нет, люди не наелись музыки, — все статистические данные показывают, что народ, — и в России, и за её пределами, — «употребляет» музыку сейчас не в меньших, а в больших количествах, чем ранее; и обусловлено это активным приходом в нашу жизнь Интернета, самых разнообразных мобильных прослушивающих устройств. У огромного числа людей, в первую очередь молодых, музыка звучит по 20, а то и более часов в сутки, — поскольку они ходят всё время в наушниках: в них и работают, и читают книги, и спят, и так далее.
Другое дело — в конце ХХ века музыка обладала специальным, если не сказать — уникальным статусом; тот же рок воплощал в себе не столько чисто музыкальное или развлекательное начало, он был принципиально важен в плане содержания и стиля жизни людей. В нашей стране это особенно зримо выразилось на примере стиляг, — но их было мало; после них, как известно, пошли хипари, и вот уже их набиралось внушительное количество — битломаны, рокеры, счёт пошёл на миллионы. Потому неудивительно, что и у нас, и на Западе, на протяжении трёх десятилетий музыка была самым популярным видом молодёжного культурного времяпровождения. Более популярным, чем кино, — я уж не говорю о театре или изобразительном искусстве. И вот эти времена действительно прошли; к музыке стали относиться гораздо менее истово, менее серьёзно, уже невозможно увидеть на горизонте музыкантов, сопоставимых с Джоном Ленномом, Бобом Марли, Бобом Диланом. А ведь это были в глазах половины планеты — околорелигигиозные фигуры, их воспринимали как великих учителей, гуру... У нас были — тот же Макаревич, Гребенщиков, для кого-то — Башлачёв, для кого-то — Шевчук. Сегодня ничего подобного нет, конечно. То есть акции музыки, говоря экономическим языком, понизились, но — меньше её не стало. В этом смысле я прекрасно понимаю горечь Макаревича, — тут проблема не в количестве, а в качестве. И то, что количественные показатели сами по себе становятся заметным фактором в творческом процессе, это обстоятельство диктует сегодняшней музыкальной журналистике бОльшую востребованность. Но — уже совсем другой журналистике. Когда я ступал на эту стезю (а шла середина
— А сейчас?..
— А сейчас это никому не нужно. Потому что и у пишущих, и у читающих исчезло углублённое отношение к теме. Другая проблематика — мы все сталкиваемся с так называемым музыкальным Интернетом, который на самом деле представляет собой весьма запутанную историю. Раньше в музыкальной реальности было намного проще ориентироваться. Были грампластинки, выходили синглы с песнями, альбомы, которые лицензировались. И было понятно, что вышло, кто автор, кто исполнитель, что стоит купить, а что — нет, и т. д. Нынешняя мировая паутина отличается от прежней структуры распространения музыки примерно так же, как ночные джунгли — от Манхэттена. Чёрт ногу сломит, — дикое количество песен и композиций плавает в Интернете, с ними же — всевозможные релизы, которые никогда не выходят напечатанными на дисках. Соответственно, важнейшей задачей современной музыкальной журналистики должна быть квалифицированная, авторитетная навигация по Сети. Чтобы люди не путались в элементарных понятиях, имели представление, какая музыка — качественная, какая — нет. Это очень важно, потому что меломаны либо впадают в глубокую ностальгию, когда они просто махнули рукой на сегодняшний звуковой хаос и слушают привычную старую музыку: кто джаз, кто «Битлз», кто «Секс Пистолз». А если они пытаются разобраться в современной ситуации, то проявляют полнейшую дезориентированность.
— Вы вошли уже в академический статус, — читаете лекции на журфаке МГУ по музыкальной журналистике. Насколько студенты — ваши будущие коллеги по цеху — другие, в сравнении с вами и вашими друзьями в пору юности?
- Да, вот уже 12 лет я готовлю младую смену... Вы знаете, в человеческом плане они такие же, какими были мы. Мне очень нравятся мои студенты. Они хорошие ребята, — живые, неиспорченные. С одним лишь отличием — они куда более избалованнее меня молодого в плане информации. Я торчал на чёрном рынке, слушал всевозможные экзотические записи сквозь заглушку, — нужную мне информацию добывал как проклятый шахтёр. Они же всё получают легко через Сеть, все превосходно информированы, и время от времени мне рассказывают нечто, чего я не знаю. И это — замечательно.
Говоря о музыкальной журналистике, надо не забывать об одном аспекте, ведь она коренным образом отличается от политической и бизнес-медиа. Я осведомлён, какие студенты приходят именно на эти направления и начинают там работать; по одному внешнему виду понятно, что это за люди и чего они хотят достичь в жизни. В музыкальную журналистику идут, поверьте, совершенно из иных соображений, в основном это — идеалисты; бывает, и — авантюристы. На этом поприще имя себе ещё можно сделать. Но реальную карьеру, и главное — запасы «бабла» вряд ли.
— Журналист и продюсер — насколько эти два понятия могут уживаться в одном человеке (хотя на вашем личном, отдельном примере они вполне уживаются, дополняя одно другим)?
— Для меня продюсер — ругательное слово. Я это убеждение вынес на основании фактов российского шоу-бизнеса. На Западе — не всё однозначно, там — разные продюсеры, скажем так. И там приветствуется, когда человек с деньгами работает на ниве андеграудного искусства, альтернативной культуры. У нас
Схема конкретная — к ним конвейерным потоком кланяются в ноги мамаши и папаши, любовники и любовницы и говорят — вот вам моё любимое чадо или моя обожаемая тёлка, она (или он) хочет быть поп-звездой. А вот вам — сколько нужно, чтобы юное дарование с интенсивной долей регулярности крутилось
— Творческий человек и площадь, причём неважно какая — Болотная, Поклонная, и т. д. На эту тему за последние полтора года не дискутировал разве что тот, кто сам не знает толком, что было перед выборами
— На самом деле (смеётся) то было одеяние зайчика, белого и пушистого, и я сам предупредил, что это — «костюм» презерватива, и если бы не было этой прозрачной подсказки с трибуны, — то, думаю, собравшиеся не сразу бы догадались, в чём дело. Между прочим, российские феминистки обвинили меня на следующий день в мужском шовинизме, жутко обидевшись на мои слова, которые растиражированы были на следующий день Интернетом: «Если президент не делает ЭТО со своей женой, он делает ЭТО со своей страной». Тогда же, поясняя, почему я так одет, я заготовил ещё фразу: «Постоянно имея дело с ворами и жуликами, предохраняться никогда не мешает». Так вот, по поводу, стоит ли выходить на улицу и площадь с плакатом или в нетривиальном костюме журналисту, писателю, художнику. Моё мнение — творческий человек вообще ничего не должен. Точнее единственное, что он должен — быть верным собственной музе. И если его муза велит ему не мириться с гадостями и несправедливости действительности, то он будет, — и никакая сила его не остановит, — выходить, как Юра Шевчук и петь гимноообразные песни или записывать хулиганистые ролики — как мой любимый Вася Обломов. Но если его муза ему говорит — я ничего в этом не понимаю, это всё иллюзия,
— Тем не менее ваша передача «Особое мнение» на «Эхе Москвы» (не о музыке одной) по рейтингам прослушивания и читаемости за последний год стабильно входит в десятку самых успешных публицистических программ этой радиостанции. Может быть, проблемы и политической журналистики, и самих политиков в том, что часто изъясняются не тем языком, какой хочет услышать народ?
— Безусловно, — когда я читаю статьи, выступления, блоги наших политологов, мне просто как читателю становится скучно, и я с первых букв их сентенций вижу крайнюю предсказуемость их мышления. Я — достаточно мне лишь услышать
— Расскажите, к каким печатным и электронным изданиям, теле- и радиопрограммам проявляете интерес.
— Я регулярно получаю одну единственную газету «Московские новости», — издание со своей биографией, легендарное; но в последнее время оно стало
Беседу вёл Алексей Голяков
О собеседнике
Арте́мий Ки́вович Тро́ицкий родился в 1955 году в Ярославле в семье видного советского политолога и историка Кивы Львовича Майданика. Детство Артемия прошло в Праге, где родители работали в журнале «Проблемы мира и социализма». Окончил Московский экономико-статистический институт, по специальности — математик-экономист. После окончания вуза работал в Институте истории искусств. Был оттуда уволен, не успев защитить кандидатскую диссертацию на тему социологии популярной музыки; как он сам позднее написал в книге «Гремучие скелеты в шкафу. Восток алеет», выбросил текст диссертации в мусорный ящик. С 1982 по 1983 год — гитарист группы «Звуки Му.
Источник: РадиоПортал