Как выполняется план реализации предвыборной платформы НДП «Нур Отан» по доступу к информации?
Как известно, на прошлой неделе Премьер-министр Казахстана Серик Ахметов поставил вопрос о ходе реализации предвыборной платформы НДП «Нур Отан».
Думается, ни у кого не вызывает сомнений крайняя важность и актуальность данной темы. Ведь, действительно, по непонятным причинам, обществу ничего не известно о работе по отдельным направлениям, указанным в этом стратегическом документе.
Возьмем, например, вопросы законодательного закрепления гарантий реализации конституционного права граждан на доступ к информации.
Так, в Плане мероприятий по исполнению предвыборной платформы НДП «Нур Отан» «Казахстан. Цели 2017. Национальный план действий» (утвержден постановлением Бюро Политического совета Народно-Демократической партии «Нур Отан» от 11 июня 2012 года № 23) имеется раздел 7.11 «Обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также введение общедоступных и эффективных процедур информирования общественности по вопросам коррупции». В нем, пунктом 6, на фракцию НДП «Нур Отан» в Мажилисе Парламента РК, возлагается разработка проекта Закона Республики Казахстан «О доступе к информации». Задача эта должна была быть выполнена еще в 2012 году. Естественно, разработка законопроекта подразумевает его последующее внесение для рассмотрения и принятия.
Однако заканчивается первый квартал 2013 года, а о внесении на рассмотрение Мажилиса Парламента РК вышеуказанного проекта закона ничего не известно.
В то же время, вместо принятия всеобъемлющего закона по доступу к информации с единым понятийным аппаратом, предметом и методом правового регулирования, в Мажилис вносятся законопроекты или разделы законопроектов, затрагивающие лишь отдельные аспекты доступа к разным видам информации. Причем делается это, как у нас зачастую принято, в узковедомственных интересах. Все это, понятно, отнюдь не добавляет стройности в существующую правовую систему, а лишь вносит дисбаланс и разнобой.
Среди таких документов можно отметить, например, проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений», внесенный на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2012 года № 1739. В нем, в частности, затрагиваются отдельные вопросы доступа к правовой информации, размещенной на сайтах государственных органов - к нормативным правовым актам.
Но, как нам всем хорошо известно, многие важные вопросы общественной жизни в нашей стране решаются отнюдь не только по нормативным правовым актам, зарегистрированным в Минюсте. И объем, содержание и качество правовой информации, размещаемой на сайтах государственных органов, продолжают вызывать массу нареканий у их посетителей. Ведь практически все из них уклоняются от прямого и исчерпывающего ответа на вопрос о полном списке документов, действующих в курируемых ими сферах на сегодняшний день. Что-то подобное можно было найти лишь на сайте реорганизованного Агентства по делам строительства и ЖКХ и то, этот список готовился несколько месяцев и издавался раз в году. Но у других министерств и такого нет.
Так почему бы не решить все эти вопросы доступа к общественно значимой информации в комплексе, в рамках единого закона, разработав раз и навсегда четкие, обязательные для всех и всегда процедуры, на основе давно наработанного международного опыта?
Возможным путям решения этих проблем был недавно посвящен круглый стол «Доступ к информации: реализация конституционного права в интересах гражданского общества», состоявшийся 27 февраля 2013 года в городе Астана, резолюцию которого мы приводим ниже полностью.
Источник: Zakon.kz
Текст резолюции опубликован по ссылке - http://www.internews.kz/newspage/15-03-2013/1283