Дмитрий Савицкий: Пока у людей есть потребность получать эмоции, радио будет существовать
Радиостанция «Серебряный дождь» существует почти 20 лет. Своим долголетием, как, собственно, и рождением она обязана Дмитрию Савицкому — основателю и генеральному директору радиостанции, который способен заменить собой любого из сотрудников «Серебряного дождя». О том, как начинался проект, какие цели ставит перед собой радио сегодня и какое влияние на эфир оказывают цензоры и рекламодатели Buro 24/7 поговорило с Дмитрием Савицким.
С чего начиналась радиостанция «Серебряный дождь?
Все начиналось 20 лет назад на одном энтузиазме. Радиовещание в России только развивалось. Было пять или шесть радиостанций, — сейчас такое даже трудно представить, — очень похожих между собой и исключительно музыкальных. Нам в голову пришла идея сделать радиостанцию, которая включала бы еще и информационные программы. Был проведен федеральный конкурс: радиостанции представляли свои концепции, чтобы получить право вещать на этой частоте. Выиграл «Серебряный дождь». Любопытно, что по прошествии лет я подумал, что надо внести правки в написанную тогда концепцию, и увидел, что исправлять нечего. Все, что там написано идет в строгом соответствии с тем, что происходит сейчас. Конечно, некоторые детали изменились, но общая стратегия осталась прежней.
Мы выиграли конкурс 4 апреля 1995 года. В лицензии было отведено три месяца для выхода в эфир, и ровно 4 июля 1995 года мы начали круглосуточное вещание, не прерывавшееся с тех пор ни на минуту. Даже когда переезжали из старого офиса сделали так, чтобы вещание было беспрерывным: это вопрос заботы о слушателях и собственных планок, которые мы перед собой поднимали.
На «Серебряном дожде» больше 20 авторских программ. Ни один телеканал не может себе позволить иметь столько журналистов, открыто выражающих собственную точку зрения. Не боитесь разобщенности мнений?
В отличии от телевидения у нас нет цензуры. Мы говорим то, что считаем нужным: нам никто не звонит, никто нас не закрывает, не увольняет. Пока, по крайней мере. Конечно, мы соблюдаем закон, но с точки зрения политических, социальных тем бывает, что ведущих с заносом вносит в поворот, и я всегда опасаюсь: «Вот сейчас нам позвонят.» Но, нет. Может потому, что нас считают маленькими, может потому, что власть приемлет высказывание собственного мнения на радио и в интернете, или потому, что объем аудитории у нас не сопоставим, например, с «Первым» каналом.
Если говорить о разных точках зрения, мы, конечно, не проводим кастинг на тему единых взглядов, но за небольшим исключением все сотрудники радиостанции придерживаются одного мнения на политические и социальные вопросы. Был ли ты на митинге, за кого голосовал — это личное дело каждого, как вероисповедание и сексуальная ориентация. Мне по большому счету все равно — лишь бы хорошо работал. Но как-то так получается, что взгляды у всех общие. Хотя, есть в коллективе один человек с диаметрально противоположной точкой зрения, но это ни коим образом не мешает нам работать вместе.
Что вы никогда не пустите в эфир?
В эфир никогда не пойдет, например, пропаганда национализма. Хотя это запрещено и на законодательном уровне.
Кроме цензуры мощным фактором влияния может являться реклама. В какой степени рекламодатели влияют на ваш эфир?
Рекламодатели не имеют право вмешиваться в эфир. Они размещают рекламу в рекламных блоках. Если мы устраиваем какие-то проекты, имеющие отношение к рекламодателям, их интересы все равно уходят на второй план, на первом — слушатели, которые и есть наш главный ресурс. Мы никогда не будем проводить акции или делать какие-то викторины просто в угоду рекламодателю. У нас есть целая креативная группа, которая разрабатывает подобные вещи. Если совпадаем — хорошо, если нет — приходится от чего-то отказываться, в том числе, от денег. В данном случае показательно, что наша станция не берет деньги за смс, которые нам присылают в студию. Например, радиостанция «Вести FM» является государственной, находится на дотации, и ежегодно в нее вливается колоссальное бабло, но тем не менее, чтобы отправить туда смс, вы потратите дополнительные средства. По-моему, это странно.
«Серебряный дождь» был первой радиостанцией Европы, которая начала прямое вещание в интернете. Какое внимание уделяете этому направлению развития?
Когда-то мы вообще не понимали, зачем нам нужно вещание в интернете. Сделали его только потому, что у нас был парень-программист, который бегал и кричал: «Это нужно!» Тем более, он с кем-то договорился, и нам по деньгам это вообще ничего не стоило. Сегодня интернет играет существенную роль. Конечно, тут мы немного отстаем. Те же самые приложения стоило сделать еще три года назад, а у нас они запускаются только сейчас. С другой стороны, наш приоритет радиовещание. На интернете и не заработаешь много; для этого нужно вплотную заниматься сайтом, раскручивать, вкладывать в него, размещать много контента, рекламу. Когда захожу на сайты некоторых радиостанций, вижу как там все искрится, мигает — они пытаются объять необъятное, привлечь тех, кому надо купить жалюзи, корм для кошек и, в то же время, послушать программу, увидеть ведущих — это перебор. Мы относимся к этому аккуратно и стараемся не перегружать сайт.
Неотъемлемая часть радио — музыка. Кто занимается ее подбором на «Серебряном дожде»?
У нас есть худсовет: программный директор, музыкальный директор и я. Раз в неделю собираемся, чтобы послушать песни, которые планируем поставить в эфир и которые планируем выкинуть. Вот и все.
Знаменитости обязаны вам таким явлением, как «Серебряная калоша». Удивляет, что премия существует столько лет и звезды все равно на нее приходят, даже несмотря на то, что главная цель «Серебряной калоши» — посмеяться над ними.
На самом деле, все обижаются и каждый раз не хотят премию получать. Мы периодически даже испытываем давление со стороны номинантов. Были церемонии, когда на сцену за «калошей» выходил всего один человек. Всегда приходится упрашивать, объяснять — если все этого не делать, на сцене не будет ни одного человека.
Кроме развлекательных акций, «Серебряный дождь» уделяет колоссальное внимание благотворительности.
Здесь у нас два направления: благотворительное и социальное. Социальное заключаются в том, что мы ставим в эфир рекламу типа «Выйдите на субботник», «Не пейте за рулем». Нам ее никто не заказывает — это внутреннее ощущение того, что об этом надо сказать. В целях благотворительности мы проводим акции по сбору средств. Например, «Барахолку Барабаки», когда звезды выставляют свою одежду, приходит аудитория, все это покупается, и в результате собирается значительная сумма, которую мы отправляем в подшефный нам интернат. Он находится не в Москве, где все итак относительно неплохо, а в глухой Смоленской области, где интернат на 300 человек существует исключительно на государственные деньги. Там есть люди — наши друзья — которые от нас же оказывают этому интернату помощь.
Какова миссия радио в России?
Не знаю на счет миссии радио в России, но могу сказать про миссию «Серебряного дождя». Мы работаем на нашу аудиторию, которую способны отличить даже в толпе и задача в том, чтобы их не разочаровывать.
Говорят, что и у телевидения, и у печатной журналистики есть свой срок годности. А у радио?
Срок годности есть у всего, но у радио он еще достаточно долгий. Во многом потому, что не так важно, как радио будет доходить до слушателя: через приемник, тарелку или еще как-то — это технический вопрос. Остается главное — контент. Радио нельзя сравнить с тем же телевидением — это небо и земля. Радио, как собеседник — оно работает специально для вас. Когда вам плохо на душе вы включите радио, а не телевизор. И пока у людей есть потребность получать эти эмоции, радио будет существовать.
Источник: ЖурДом