Zenitoptimedia оценил новые медиа
Коммуникационная группа ZenithOptimedia подготовила первый выпуск прогноза по развитию новых медиа на 19 крупнейших digital-рынках мира, в число которых входит и Россия. Группа проанализировала степень развития цифровых медиа в каждой из исследуемых стран, медиапотребление каждого из каналов, динамику их проникновения и дала прогноз развития digital на ближайшие годы.
На данный момент Россия находится на 19 месте в мире по уровню проникновения новых медиа. Сейчас в этом списке лидирует Норвегия с показателями проникновения в 40%. За ней идут Франция и Голландия (по 35%). К 2015 году, по прогнозу ZenithOptimedia, лидером в тройке станет Голландия (с 65%), Франция останется на втором месте (с 60%), а на третье встанет Ирландия (с 50%), сейчас находящаяся в середине рейтинга. В этой стране популярность новых технологий у населения растет быстрыми темпами. Проникновение новых медиа в России вырастет с 7,3% в 2012 году до 11% в 2015, однако наша страна останется на 19 месте рейтинга, прогнозирует ZenithOptimedia.
Крупнейшие страны мира по проникновению новых медиа
|
2012 |
Проникновение (%) |
|
|
2015 |
Проникновение (%) |
1 |
Норвегия |
38,8 |
|
1 |
Голландия |
65,1 |
2 |
Франция |
35,7 |
|
2 |
Франция |
60,8 |
3 |
Голландия |
35,1 |
|
3 |
Ирландия |
50,2 |
4 |
Швеция |
31,3 |
|
4 |
Норвегия |
48,2 |
5 |
Дания |
31,2 |
|
5 |
Канада |
47,7 |
6 |
Канада |
30,5 |
|
6 |
Дания |
46,8 |
7 |
Австралия |
24,6 |
|
7 |
Швеция |
42,9 |
8 |
Испания |
24,4 |
|
8 |
Австралия |
40,9 |
9 |
Южная Корея |
23,1 |
|
9 |
Южная Корея |
36,5 |
10 |
Великобритания |
23,1 |
|
10 |
Великобритания |
34,0 |
11 |
Ирландия |
21,0 |
|
11 |
Испания |
33,7 |
12 |
США |
19,4 |
|
12 |
Израиль |
32,9 |
13 |
Израиль |
18,5 |
|
13 |
Китай |
32,7 |
14 |
Китай |
14,3 |
|
14 |
США |
30,8 |
15 |
Германия |
13,2 |
|
15 |
Япония |
29,9 |
16 |
Венгрия |
12,9 |
|
16 |
Бразилия |
26,9 |
17 |
Бразилия |
11,2 |
|
17 |
Германия |
22,1 |
18 |
Япония |
9,8 |
|
18 |
Венгрия |
19,7 |
19 |
Россия |
7,3 |
|
19 |
Россия |
10,9 |
Несмотря на продолжающиеся проблемы в зоне евро, пятерка крупнейших мировых держав по цифровым медиа полностью представлена западноевропейскими странами. Самым развитым неевропейским рынком в рейтинге является Канада (на 6 месте). Самый высокий рейтинг из стран восточной и Центральной Европы у Венгрии (16 место). По ожиданиям, Западная Европа останется самым развитым регионом мира с точки зрения проникновения новых медиа. В 2015 году в топ-10 рейтинга ZenithOptimedia будет присутствовать семь западноевропейских держав.
Развитие технологий
По степени развития digital-технологий на 19 исследуемых рынках лидером являются смартфоны с долей в 35,5% (от всех новых медиа) в 2012 году. По прогнозу группы, в 2015 году их доля увеличится почти вдвое - до 72%. При этом, в Швеции, где сейчас смартфоны имеют проникновение в 72%, эта цифра за два года вырастет до 93%.
В 2012 году планшеты являлись второй по популярности digital-технологией. Их средняя доля по 19 рынкам составляла 5%, однако превышала 15% в таких странах, как Австралия, Франция, Голландия и США. К 2015 году средняя доля вырастет до 13%, а в некоторых странах, таких, как Франция и Ирландия, приблизится к 50%.
IPTV пока является самым непопулярным каналом среди трех крупнейших. Сейчас его доля составляет 6,6%. К 2015 году она несколько увеличится - до 9%.
Проникновение digital-технологий (%)
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Смартфоны |
12,3 |
35,5 |
46,6 |
56,5 |
71,7 |
Пленшеты |
2,9 |
4,7 |
7,2 |
10,0 |
13,0 |
IPTV |
5,5 |
6,6 |
7,5 |
8,2 |
9,0 |
Новые медиа в России
Телевидение продолжает оставаться самым популярным медиа среди россиян. По данным TNS взрослые в среднем проводят около 233 минут ежедневно у экрана телевизора, а в интернете лишь 44 минуты. Тем не менее, за последние три года время пребывания в интернете увеличилось в 2,5 раза и продолжает расти.
Чтение газет и журналов падает - как с точки зрения аудитории, так и времени. Печатные издания постепенно заменяются онлайн-версиями газет и журналов, особенно у молодежной аудитории. Кинотеатры также теряют популярность благодаря развитию онлайн-видео.
Самой популярной онлайн-активностью в России продолжает оставаться поиск. В 2011 году поиском в Интерете регулярно пользовались 70,5% россиян. Второе место в списке популярных активностей занимает электронная почта (62,5%), третье - социальные сети (43,3%) .
В 2012 году ежедневный охват интернета среди людей в возрасте от 12 до 34 лет превзошел показатели телевидения (87% интернет против 67% ТВ). Однако этот показатель все еще мал у людей старшего возраста - 13% против 86% в возрасте 55+ и 51% против 80% у 35-54.
Facebook и Google пока не настолько популярны у россиян, как Вконтакте и Одноклассники. У Твиттера на данный момент около 4 млн пользователей, но ежедневный охват низок, а рост ограничен низким проникновением смартфонов и планшетов. Крупнейшей поисковой системой остаётся Яндекс. Однако популярность Google растет, особенно у молодежи. Крупнейшей почтовой системой является Mail.ru - самая старая по времени возникновения система, чем, во многом, и обусловлен ее успех.
В 2011 году общий объем рекламы на мобильных телефонах составил лишь 200 млн рублей. Однако уже в 2012 году ожидается рост расходов на 100%-200%. 35-40% этого рынка обеспечивают крупные рекламодатели. Ключевые каналы - мобильный поиск, дисплейная реклама, интегрированные решения, приложения, SMS и MMS. С запуском формата 4G в прошлом году мы ожидаем рост Rich media и мобильного видео в ближайшие годы. Текущая стоимость за клик в мобильной рекламе почти в 3-4 раза ниже, чем в интернете. А средняя выручка в пересчете на одного пользователя для мобильной рекламы составляет 13,8 руб. против 428 руб. в банерной интернет-рекламе и 2089 руб.
Существующая база платного телевидения в России составляет 26 млн человек при проникновении более 50% (данные 2011 года). Проникновение растет в среднем на 20% в год. Оно во многом обеспечивается развитием спутникового ТВ, доля которого в платном ТВ составляет 35%. Кабельное ТВ пока превосходит спутниковое с 60% долей. Доля же IPTV пока очень мала - порядка 5%. Его развитием занимаются операторы мобильной связи, однако инвестиции в эту платформу являются непрофильными для этих компаний. Тем не менее, к 2015 году доля IPTV увеличится, и этот канал займет 10% от всего рынка платного телевидения, прогнозирует ZenithOptimedia.