Депутаты «Ак жол» направили Правительству законопроект «О парламентской оппозиции»

Де­пу­та­ты пар­тии «Ак жол» на­пра­ви­ли Пра­ви­тель­ству за­ко­но­про­ект «О пар­ла­мент­ской оп­по­зи­ции», раз­ра­бо­тан­ный ДПК и по­лу­чив­ший по­ло­жи­тель­ное за­клю­че­ние Бю­ро по де­мо­кра­ти­че­ским ин­сти­ту­там и пра­вам че­ло­ве­ка ОБ­СЕ, со­об­ща­ет пресс-служ­ба ДПК.

 
В со­от­вет­ствии с про­ек­том, вво­дит­ся опре­де­ле­ние Пар­ла­мент­ской оп­по­зи­ции – как по­ли­ти­че­ских пар­тий, име­ю­щих де­пу­тат­ские фрак­ции в Ма­жи­ли­се Пар­ла­мен­та и от­кры­то оп­по­ни­ру­ю­щих по­ли­ти­ке пар­ла­мент­ско­го боль­шин­ства и дей­ству­ю­ще­го пра­ви­тель­ства.
 
Про­ек­том За­ко­на пред­ла­га­ет­ся опре­де­лить пра­ва пар­ла­мент­ской оп­по­зи­ции, в част­но­сти:
 
- вы­дви­гать из чис­ла сво­их де­пу­та­тов за­ме­сти­те­ля Пред­се­да­те­ля Ма­жи­ли­са, а та­к­же двух пред­се­да­те­лей ко­ми­те­тов;
 
- вы­дви­гать из чис­ла чле­нов пар­тии за­ме­сти­те­лей ми­ни­стров со­ци­аль­но­го и эко­но­ми­че­ско­го бло­ка;
 
- вы­дви­гать из чис­ла чле­нов пар­тии Пред­се­да­те­ля и чле­на Счет­но­го ко­ми­те­та по кон­тро­лю за ис­пол­не­ни­ем рес­пуб­ли­кан­ско­го бюд­же­та;
 
- ини­ци­и­ро­вать пар­ла­мент­ские слу­ша­ния и рас­сле­до­ва­ния по во­про­сам со­блю­де­ния граж­дан­ских сво­бод, рас­сле­до­ва­ния об­сто­я­тельств, свя­зан­ны­ми с мас­штаб­ны­ми чрез­вы­чай­ны­ми си­ту­а­ци­я­ми;
 
- на по­лу­че­ние лю­бой ин­фор­ма­ции от го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов, а та­к­же на сво­бод­ный до­ступ ко всем долж­ност­ным ли­цам и на все объ­ек­ты, по во­про­сам, свя­зан­ным с ис­пол­не­ни­ем слу­жеб­ных обя­зан­но­стей;
 
- на га­ран­ти­ро­ван­ное вы­ступ­ле­ние пред­ста­ви­те­ля де­пу­тат­ской фрак­ции пар­ла­мент­ской оп­по­зи­ции на пле­нар­ных за­се­да­ни­ях Ма­жи­ли­са и сов­мест­ных за­се­да­ни­ях па­лат Пар­ла­мен­та; и т.д.
 
Пар­тия «Ак жол» в на­сто­я­щем за­ко­но­про­ек­те пред­ла­га­ет уста­но­вить га­ран­тии неза­ви­си­мо­сти за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вы пар­ла­мент­ской оп­по­зи­ции. Со­глас­но про­ек­ту За­ко­на, пря­мо за­пре­ща­ет­ся пра­ви­тель­ствен­ная цен­зу­ра пред­ло­же­ний де­пу­та­тов пар­ла­мент­ской оп­по­зи­ции в про­ек­ты за­ко­нов, вне­сён­ных Пра­ви­тель­ством и на­хо­дя­щих­ся на рас­смот­ре­нии Ма­жи­ли­са Пар­ла­мен­та.
 
В этих це­лях не до­пус­ка­ет­ся на­прав­ле­ние на со­гла­со­ва­ние (за­клю­че­ние) Пра­ви­тель­ства из­ме­не­ний и до­пол­не­ний, вно­си­мых де­пу­та­та­ми пар­ла­мент­ской оп­по­зи­ции, за ис­клю­че­ни­ем во­про­сов, за­тра­ги­ва­ю­щих ис­пол­не­ние те­ку­ще­го бюд­же­та.
 
Кро­ме то­го, пар­тия «Ак жол» пред­ла­га­ет при вне­се­нии в Ма­жи­лис Пар­ла­мен­та пра­ви­тель­ствен­ных за­ко­но­про­ек­тов, предо­ста­вить пар­ла­мент­ской оп­по­зи­ции пра­во на вне­се­ние аль­тер­на­тив­ных про­ек­тов этих же за­ко­нов, ми­нуя про­це­ду­ры со­гла­со­ва­ния с пра­ви­тель­ством (по­сколь­ку по­зи­ция пра­ви­тель­ства по дан­но­му во­про­су уже из­ло­же­на в пра­ви­тель­ствен­ном за­ко­но­про­ек­те).
 
О необ­хо­ди­мо­сти при­ня­тия спе­ци­аль­но­го За­ко­на «О Пар­ла­мент­ской оп­по­зи­ции» сви­де­тель­ству­ет опыт стран тра­ди­ци­он­ной де­мо­кра­тии. В усло­ви­ях де­мо­кра­тии пар­ла­мент­ская оп­по­зи­ция яв­ля­ет­ся важ­ным участ­ни­ком по­ли­ти­че­ско­го про­цес­са. Ряд норм пред­ла­га­е­мо­го за­ко­но­про­ек­та непо­сред­ствен­но вы­те­ка­ет из меж­ду­на­род­но­го опы­та.
В оте­че­ствен­ной прак­ти­ке, к со­жа­ле­нию, име­ют­ся при­ме­ры, ко­гда при об­суж­де­нии от­чё­та пра­ви­тель­ства об ис­пол­не­нии бюд­же­та на од­ном из сов­мест­ных за­се­да­ний па­лат пар­ла­мен­та, сло­во бы­ло предо­став­ле­но толь­ко де­пу­та­там пра­вя­щей пар­тии. В на­ча­ле кри­ти­че­ско­го вы­ступ­ле­ния ли­де­ра фрак­ции ДПК «Ак жол» его мик­ро­фон был от­клю­чен и вы­ступ­ле­ние пре­рва­но по пред­ло­же­нию преды­ду­ще­го ора­то­ра о пре­кра­ще­нии пре­ний.
 
Пред­ла­га­е­мые в на­сто­я­щем за­ко­но­про­ек­те нор­мы и тре­бо­ва­ния, по­ми­мо ис­поль­зо­ва­ния меж­ду­на­род­но­го опы­та, ис­хо­дят та­к­же и из оте­че­ствен­ной прак­ти­ки. Так, ве­де­ние пря­мо­го за­пре­та на «пра­ви­тель­ствен­ную цен­зу­ру» свя­за­но с фак­та­ми от­прав­ки на за­клю­че­ние пра­ви­тель­ства и по­сле­ду­ю­ще­го от­кло­не­ния (по по­лу­чен­ным от­ри­ца­тель­ным за­клю­че­ни­ям) по­пра­вок де­пу­та­тов пар­тии «Ак жол», хо­тя та­кое за­клю­че­ние со­глас­но Кон­сти­ту­ции, не тре­бо­ва­лось. Пресс-служ­ба пар­тии в те­че­ние ра­бо­ты ДПК в пар­ла­мен­те неод­но­крат­но со­об­ща­ла о та­ких слу­ча­ях.
 
Нор­мы о ра­вен­стве пар­ла­мент­ских пар­тий в осве­ще­нии го­су­дар­ствен­ны­ми СМИ свя­за­ны со сло­жив­шей­ся тен­ден­ци­ей пре­иму­ще­ствен­но­го осве­ще­ния ра­бо­ты пар­тии вла­сти. В то же вре­мя, опыт пред­вы­бор­ных кам­па­ний по­ка­зал эф­фек­тив­ность и ак­ту­аль­ность рав­но­го осве­ще­ния де­я­тель­но­сти всех пар­тий в прес­се, для обес­пе­че­ния объ­ек­тив­но­сти и ра­вен­ства, как важ­ней­ших прин­ци­пов де­мо­кра­тии.
 
Та­к­же про­дик­то­ва­но оте­че­ствен­ным опы­том пред­ло­же­ние за­ко­но­про­ек­та о за­ко­но­да­тель­ном за­креп­ле­нии объ­е­мов фи­нан­си­ро­ва­ния пар­ла­мент­ской оп­по­зи­ции, для ис­клю­че­ния воз­мож­ных ма­ни­пу­ля­ций. К со­жа­ле­нию, по­сле фор­ми­ро­ва­ния мно­го­пар­тий­но­го Пар­ла­мен­та в 2012 г. объ­е­мы фи­нан­си­ро­ва­ния пар­ла­мент­ских пар­тий бы­ли рез­ко сни­же­ны в 2,5 ра­за; хо­тя весь преды­ду­щий пе­ри­од (при­чём, в усло­ви­ях фи­нан­со­во­го кри­зи­са) пра­вя­щая пар­тия, бу­дучи един­ствен­ной в пар­ла­мен­те, по­лу­ча­ла фи­нан­си­ро­ва­ние в те же 2,5 ра­за боль­ше. Оче­вид­но, что дан­ное по­ло­же­ние не сти­му­ли­ру­ет раз­ви­тия мно­го­пар­тий­но­сти.
 
Дан­ный про­ект по­лу­чил по­ло­жи­тель­ное за­клю­че­ние экс­пер­тов Бю­ро по раз­ви­тию де­мо­кра­тии и пра­вам че­ло­ве­ка (БДИПЧ) Ор­га­ни­за­ции по без­опас­но­сти и со­труд­ни­че­ству в Ев­ро­пе (ОБ­СЕ) за №120/03/2012 от 28 мар­та 2013 г.
 
Про­ект За­ко­на при­зван спо­соб­ство­вать даль­ней­шей де­мо­кра­ти­за­ции Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан, раз­ви­тию и укреп­ле­нию пар­ла­мен­та­риз­ма, рас­ши­ре­нию транс­па­рент­но­сти и под­от­чёт­но­сти де­я­тель­но­сти пра­ви­тель­ства пар­ла­мент­ским ин­сти­ту­там.
 
На­прав­лен­ный на рас­смот­ре­ние пра­ви­тель­ства за­ко­но­про­ект «О пар­ла­мент­ской оп­по­зи­ции» раз­ра­бо­тан с учё­том тре­бо­ва­ний Кон­сти­ту­ции и не про­ти­во­ре­чит Ос­нов­но­му за­ко­ну стра­ны.
 
Его при­ня­тие озна­ча­ло бы шаг в фор­ми­ро­ва­нии пре­зи­дент­ско-пар­ла­мент­ско­го век­то­ра раз­ви­тия го­су­дар­ствен­но­сти в рам­ках дей­ству­ю­щей Кон­сти­ту­ции – от­ме­ча­ет­ся в со­про­во­ди­тель­ном пись­ме ли­де­ра пар­тии «Ак жол» Аза­та Пе­ру­а­ше­ва к за­ко­но­про­ек­ту «О пар­ла­мент­ской оп­по­зи­ции», на­прав­лен­ном се­год­ня в Пра­ви­тель­ство.

Источник: ИА «Zakon.kz»