Олег Дмитриев: «Перепрофилирование базовых основ освежает язык, коммуникацию, выводит на новый уровень»
В Интерньюсе проходит семинар для журналистов проектов «Матрица» и «Открытая Азия». На семинар приехали журналисты из Таджикского и Кыргызского офисов Интерньюса. В качестве тренера на семинар приглашен Олег Дмитриев, интерньюсовец, журналист, педагог, постоянный тренер семинаров, которые проводит Интерньюс Казахстан. Мы попросили Олега рассказать, как проходит семинар, какие задачи и цели ставят перед собой участники, и каковы перспективы у наших телевизионных проектов.
«Типично интерньюсовская история»
Мне нравится та история, которую мы делаем. Это типично внутренняя интерньюсовская история. Она направлена не на улучшение внешности, а то, чтобы люди, которые работают в разных странах и в разных городах пообщались друг с другом. И для меня это среда, в которой я вырос, в которой я учился. Для меня это еще одна встреча с Интерньюсом, привнесение того опыта, который я получил уже за пределами организации, но который мог бы быть здесь полезен. Поэтому для меня это не только возвращение в прошлое, но и задел на будущее, желание поделиться с ребятами тем, что знаю, и тем, что, как мне кажется, им будет полезно. Мне очень нравится быть частью этого.
Если мы говорим о телевидении как о языке, вспоминание и перепрофилирование каких-то базовых основ - это все равно, что освежать свой язык, свою коммуникацию. Все эти знания уже ложатся на почву подготовленного журналиста и должны просто вывести их на другой уровень.
Чего мы ждем от семинара? Как будет, все ли задумки осуществятся? Что получилось, а что нет, я смогу сказать уже после того, как тренинг закончится.
«Открытая Азия». Не надо ничего рушить!
Есть два пути развития программы. Первый – оставить все как есть, не рушить то, что не разрушили, а создавали годами.
Многие критики считают, что «Открытая Азия» - программа медленная. Но если у программы есть свой зритель, значит, его этот темпоритм устраивает. Тогда зачем все рушить? На мой взгляд, программа просто должна немного видоизмениться в сторону мультимедиа, но оставаться таким хорошим спокойным тележурналом для зрителя, который к ней привык.
Мне сейчас приходится работать на Ближнем Востоке. Там есть программа, которая сделана из трех кадров: сидят три человека, час разговаривают, а рейтинги к программы самые высокие по Ближнему Востоку. Просто программа посвящена актуальной теме, например, кому принадлежит вода в реке Нил. Для них вопрос воды, выживания, водных ресурсов не последнее место занимает.
Так и «Открытой Азии» удалось найти такие специфичные темы, которые касаются всех. Такие же и темы, которые ребята нашли для сюжетов нынешнего семинара. Тема машин – не привезешь уже просто так машину из Киргизии в Казахстан. Тема трансплантации. Ребята снимали, надеялись на успех, а героиня умерла. Хотели показать успешную историю, а получилось все по-другому. Тема «конца света», кто на ней наживается, и вообще об индустрии апокалипсиса. Все темы зрителю интересны, и я уверен, что они будут их обсуждать. Это резонансные темы, вне зависимости от того, как изменится программа.
У меня есть кое-какие идеи, как может измениться программа: надо давать больше географических привязок, в кадре хотелось бы больше рассказчиков. Это сложно, но к этому надо идти.
«Матрица» - программа вашего будущего
Очень смелая задумка – делать программу для тех, кто телевизор не смотрит, для молодых. Зачем им смотреть программу, если они в Интернете сидят? Ребята ответили на этот мой скепсис. Выяснилось, что Интернет часто мобильный, что скорость везде не та.
Мне нравится, что программа востребована региональными телекомпаниями.
На мой взгляд, сегодняшний зритель Матрицы – это завтрашний зритель «Открытой Азии». Это тот комплекс, которого как раз не доставало Интерньюсу. Может случиться даже так, что зрители «Матрицы» могут перетащить в цифровой мир зрителей «Открытой Азии», т.е. своих мам и пап.
Поэтому, на мой взгляд, эти программы – две стороны одной и той же медали. Мы с ребятами думали о том, как не просто повысить качественный уровень программы, но сделать некий мультимедийный комплекс, где и вебсайт присутствует, и новости присутствуют, и YouTube задействован.
Это программа вашего будущего и какой она будет через год, предсказать еще более сложно, чем «Открытую Азию». Потому что еще два года назад никто не думал, что можно сидеть в другом городе с девайсом в Интернете без всяких проводов и подключений.
Технологии очень быстро развиваются. Все меньше и меньше времени проходит от создания одного девайса до другого. Скажем, газеты-журналы – 200 лет прошло, журналы–радио – 50. А от I-Phоnе до I-Pad прошло всего лишь несколько лет. И каким будет медиапотребление года через три-четыре мы только догадываемся. Так что судьба этой программы, наверное, быть подверженной изменениям, как и любому мультимедийному медиа.