В соответствии с законом КР «О телевидении и радиовещании» от 2 июня2008 г. на телевизионные и радиовещательные организации, созданные с частной формой собственности, распространяются нормы вышеупомянутого закона. И неисполнение или несоблюдение норм этого закона со стороны телерадиоорганизаций влечет за собой приостановление или отзыв, полученной лицензии (ст.5). А это уже является основанием для прекращения вещания.
Поэтому создание наблюдательного совета для вас обязательная норма закона. Поэтому если телерадиоорганизация не имеет у себя наблюдательного совета, то она должна его создать. До принятия закона КР «О телевидении и радиовещании» такие требования не предъявлялись телерадиокомпаниям. Исключение составляла Общественная телерадиовещательная корпорация КР (ОТРК), но ее деятельность регулируется другим законом.
С принятием закона КР «О телевидении и радиовещании» все телерадиоорганизации должны были утвердить свои уставы и провести перерегистрацию в соответствии с требованиями закона в течение шести месяцев со дня вступления его в силу. Поэтому если Ваша телерадиовещательная компания была зарегистрирована до2008 г., то вы должны были привести свои учредительные документы в соответствие нормами закона. Если вы только создаетесь, то внимательно ознакомьтесь с этим законом, чтобы не допустить нарушений при подготовке документов.
В соответствии со статьей 16 закона предусматривается создание телевизионными и радиовещательными организациями наблюдательного совета. Он создается в следующем порядке:
1. одна половина состава назначается учредителями компании,
2. вторая половина избирается творческим коллективом.
Собрание коллектива организации сами выдвигают кандидатов в члены наблюдательного совета и сами избирают половину от общего количества его состава. Закон предоставляет право любому сотруднику предлагать свои кандидатуры в члены совета, а также быть избранным в его состав.
Количественный состав наблюдательного совета законом не устанавливается, поэтому каждая компания определяется с этим самостоятельно. Для примера, можно отметить, что ОТРК имеет 15 членов совета. Но учитывая требования закона в пропорциональном отношении, то ваш совет должен состоят из четного количества членов.
Для чего нужен наблюдательный совет? Исходя, из норм закона на совет возлагаются следующие функции (ст.16):
- контроль за соблюдением норм устава телерадиожурналистами;
- контроль за соблюдением прав телерадиожурналистов, требований о запрете цензуры и вмешательства в творческую деятельность телерадиоорганизации;
- рассмотрение вопроса об отстранении от руководства телерадиоорганизацией ее руководителя;
- иные функции и полномочия, предусмотренные как законом «О телевидении и радиовещании», так и Уставом самой телерадиоорганизации.
Другими словами наблюдательный совет нужен для того, чтобы отстаивать интересы сотрудников организации, осуществлять контроль за соблюдением их прав, требовать запрета цензуры, следить за нарушением положений устава компании, а также ограничивать вмешательства учредителей в творческую деятельность телерадиоорганизации. Относительно «вмешательства учредителей…», на это они имеют полное право, поскольку в законе предусмотрена запрещающая норма, ст. 16. «Учредители (участники) телерадиоорганизаций не вправе вмешиваться в творческую деятельность телерадиоорганизаций». И поэтому совет будет контролировать соблюдения учредителями этой нормы.
Как видим, компетенция совета не ограничивается рамками статьи 16. Следовательно, указание на «иные функции и полномочия…» предполагает, что вы должны их доработать и четко определить рамки всех полномочий.
Чтобы избежать вмешательства наблюдательного совета в деятельность других органов компании, следует разработать специальный документ, регламентирующий порядок выдвижения кандидатов и выборов членов совета, его количественный состав, компетенцию, порядок принятия решений и исключение из состава наблюдательного совета. Не забудьте определить срок деятельности членов наблюдательного совета. Как показывает практика, таким документом может быть положение.
Как юрист хочу обратить ваше внимание на один пункт из полномочий наблюдательного совета–«рассмотрение вопроса об отстранении от руководства телерадиоорганизацией ее руководителя». Поскольку в законе речь идет об «отстранении», а не об «увольнении», то предполагается, что окончательное решение, все-таки, остается за учредителем или тем органом, который по уставу назначал или избирал руководителя телерадиоорганизации. Но, не смотря на это, вопрос остается важным. И если этот вопрос не отрегулировать, то он будет еще и «хлопотным». Поскольку найдутся такие персонажи, кому будет выгодно настаивать на том, что «отстранение» — это и есть — «освобождение», «увольнение». Как показывает практика такие споры между учредителем и некоторыми членами наблюдательного совета, а возможно, и самим руководителем могут длиться годами.
Поэтому при подготовке документов серьезно подойдите к этому вопросу. Должны быть разработаны четкие критерии отстранения руководителя, в каких случаях совет может поставить такой вопрос на обсуждение, какой будет порядок принятия такого решения, т.е. процедура голосования, какие аргументы в защиту деятельности директора может выдвинуть учредитель и другие моменты.
Чем более детально будут разработаны внутренние документы, тем легче будет работать с ними, и без лишних проблем.
Надежда Алишева, Медиа эксперт Института Медиа Полиси