ФЕАМ-2015: работа СМИ в условиях информационных войн
Главными темами форума европейских и азиатских медиа (ФЕАМ), который прошел в МИА «Россия сегодня» во вторник стала работа СМИ в условиях информационных войн и идеологического противостояния с Западом, а также поиск ответа на вопрос, какая журналистика адекватна сегодня. Кроме того, приехавшие в Москву главные редакторы и топ-менеджеры наиболее авторитетных и популярных СМИ из 14 государств постсоветского пространства (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Эстония) обсудили меры по обеспечению информационной безопасности, ведение медиабизнеса в условиях экономического кризиса, интернет как угрозу для традиционных СМИ, а также необходимость создания единого образовательного и информационное пространства в ЕАЭС.
Идеологическое противостояние с Западом
Тон дискуссии о работе СМИ в условиях информационных войн между РФ и Западом задала главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян, которая заявила, что непреодолимого идеологического противостояния, которое было во времена СССР, между русским и западным миром сейчас нет: сегодня России и Западу необходимо объединиться в борьбе против одной общей угрозы — «Исламского государства».
По ее мнению, «мир сейчас смотрит не в ту сторону, смотрит не в сторону настоящих угроз, которые угрожают всем нам.
«Когда я говорю всем нам — я говорю о цивилизованном мире в том виде, в котором мы его знаем последние столетия. Я считаю, что все события последних лет, некоторые даже последних недель — можно вспомнить трагическую гибель нашего самолета, который не долетел и не довез наших соотечественников с детьми, бабушками из Египта — все эти события указывают на то, что мы находимся, может быть, в начале, а, может быть, в процессе третьей мировой войны», — отметила главред RT.
И эта третья мировая война, подчеркнула Симоньян, «совсем не между привычными традиционными соперниками, чего мы всегда боялись, и о чем часто писали, и в парадигме чего мы все еще по-прежнему большей частью нашего сознания продолжаем существовать, а именно Россия против западного мира, или западный мир против России».
«Речь идет о настоящей, нового типа войне — между варварским трактованием нетрадиционного ислама и остальным цивилизованным миром. Мы, конечно, с остальным цивилизованным миром, уже сейчас отчасти, а будем, по моему частному мнению, еще больше по одну сторону баррикад», — сказала она.
«В этой ситуации тем более странной нелепой и глупой представляется информационная война, которая по-прежнему ведется между так называемым мейнстримом и российскими СМИ, теми СМИ, которые представляют российский взгляд на вещи», — добавила она.
Кто заинтересован в нестабильности Евразии?
Свою точку зрения на ситуацию высказал гендиректор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев, который считает, что нестабильность в Евразии отвечает интересам США, поэтому наивно призывать американцев на борьбу с террористическим «Исламским государством.
«Это наша старая болезнь: мы о Западе думаем лучше, чем он есть на самом деле. Мы сами Запад наделили такими качествами, которые ему на самом деле никогда не были присущи, в том числе благородство, честность. ИГИЛ не воспринимается угрозой для США. Ждать, когда США вдруг образумятся, протрезвеют и поймут, что ИГИЛ — это страшная угроза и поэтому надо сотрудничать, это абсолютная иллюзия. Этого не будет. Точно так же, как не случилось протрезвления Запада в связи с войной на Украине», — сказал Михеев.
Поэтому, продолжил эксперт, Россия может призывать весь Запад на «священную войну» с «Исламским государством», но возымеет ли это действие? «С европейцами еще можно на эту тему разговаривать, с американцами на эту тему говорить бессмысленно, потому что в этом случае мы принимаем их правила игры», — считает он.
Как отметил политолог, американцы находятся в ситуации, когда они действительно рискуют потерять монопольное лидерство в этом мире.
«Один из способов сохранить это лидерство — это ослабление конкурентов. Конкуренты ослабляются черед внесение нестабильности в их ситуацию. В Евразии находятся основные потенциальные конкуренты США, которые потенциально угрожают их лидерству. Поэтому нестабильность в Евразии отвечает интересам США», — резюмировал Михеев, добавив, что именно поэтому бесполезно призывать США объединиться для борьбы с ИГ.
В этой связи эксперт указал, что сейчас ситуация в информационном поле превратилась в «информационную войну», причем если раньше шел спор за трактовку фактов, то теперь факты просто изобретают и вокруг них развивается дискуссия.
Недостатки работы с НКО
Одним из недостатков работы в идеологическом противостоянии России с Западом на постсоветском пространстве генеральный директор МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселёв назвал плохую работу с общественными и некоммерческими организацию, в отличие от того, как это делают в США.
«То же самое касается и работы с общественными организациями. Я могу сказать, что мы не умеем этого делать так изощренно, как это делают американцы. Но, во-первых, мы учимся. Мы и СМИ международные делать не умели до недавнего времени, а сейчас умеем», — сказал он.
С ним согласилась главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян, которая также считает, что работа российский НКО и российских общественных организаций недостаточна.
«Если мы говорим о деятельности общественных организаций и, может быть, даже правительственных структур, НКО, то, безусловно, активность российских организаций на постсоветском пространстве была значительно меньше по сравнению с западными. Это было по разным причинам, было время, когда это считалось ненужным, были периоды, когда на это не было денег, либо когда это не умели делать, но результат этот есть» — сказала Симоньян.
«И я могу предположить, что внутри это чувствуется как недостаток внимания. Мы отсюда понимаем, почему это так — здесь ошиблись, здесь недофинансировали, а внутри это чувствуется, что мы, вроде как, вам и не нужны, вот американский посол выходит из дома и с нами в шашки играет, а российских мы вообще не видим. Наверное, это тоже было, и если вы это так чувствуете, то, наверное, в этом есть и какая-то наша вина», — сказала главный редактор телеканала RT.
Мнение России хотят слышать на Западе
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, которая также приняла участие в форуме, выразила несогласие с тем, что на Западе не хотят слышать точку зрения России.
«Вы меня спросили, почему вы развернулись в сторону Запад, где вас не хотят слышать. Это большая ошибка, посмотрите статистику. Кто не хочет слышать? Вы почитайте комментарии, блоги, например, жителей Германии. У них другая точка зрения на то, что происходит нежели, официальная точка зрения (властей). Не то, что нас не хотят слышать, нам не дают говорить, не дают нашей позиции проходить. Но нас хотят слышать» — сказала Захарова.
«Мы пачками получаем письма, звонки, комментарии от иностранцев, которые говорят — почему вас не слышно, мы согласны с вами, у нас целые политические движения организуются, потому что мы видим, что-то, что говорят нам в наших странах, не соответствует действительности», — сказала официальный представитель МИД РФ.
Единое информационное пространство в ЕАЭС
Участники форума высказались также за создание единого образовательного и информационного пространства в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
«Мы сейчас очень серьезно должны подумать о едином образовательном пространстве и создании сетевого университета, потому что нужно готовить кадры с единым пониманием, с единой терминологией», — сказала заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Татьяна Москалькова.
Кроме того, по ее словам, в информационном пространстве ЕАЭС у государств-участников «должны быть единый категориальный аппарат, инструментарий».
«Например, принятый несколько лет назад модельный закон СНГ об интернете — сегодня у нас нет такого правового инструмента, который бы нас в этом информационном поле мог ориентировать и защитить от вызовов и угроз с одной стороны, и с другой стороны дать подняться градусу демократии», — пояснила депутат.
С подобным мнением выступил и директор национального информационного агентства «Кабар» (Киргизия) Кубан Таабалдиев.
«Единого органа информационного, как в СНГ в свое время была создана ТРК „МИР“, и которая достаточно успешно до сих пор существует и функционирует, такого пока в Евразийском союзе нет. Было бы очень эффективно и полезно, я думаю, для всех государств этого союза, чтобы такой орган появился, чтобы вся информация официальная исходила бы из одной точки и доходила бы до последнего жителя каждой страны», — отметил он.
Что ждет традиционные СМИ?
Отдельной темой стало обеспечение информационной безопасности и необходимость сохранения и поддержки традиционных СМИ.
«Государство должно выполнять самую свою главную функцию — обеспечение безопасности информационного пространства, а это значит делать все, чтобы сохранить традиционные СМИ, как делают и во Франции, и в Германии. Это и льготные подписки, и дотации на подписку, которые выделяются государствами по 500 миллионов евро именно для того, чтобы люди практически за бесплатно могли получать (газеты), это развитие почтовых услуг», — заявил главный редактор газеты «Московский комсомолец», председатель Союза журналистов Москвы (СЖМ) Павел Гусев.
По его мнению, власти должны поддерживать традиционные СМИ, чтобы они могли существовать наряду с интернет-СМИ.
«Когда мне говорят, что завтра все газеты умрут — вранье полное. Сегодня печатная пресса будет сохранена, во что бы то ни стало», — подчеркнул главред «МК». Гусев добавил, что всего 15% пользователей интернет-пространства в России, а это около 7—8 миллионов россиян, заходят в интернет-СМИ, которые зарегистрированы в Роскомнадзоре и официально работают как СМИ.
При этом аудитория традиционных СМИ — газет, журналов, телевидения и радио — порядка 100 миллионов человек. «И в этой ситуации кто-то пытается задурить голову высшему руководству страны, что традиционные СМИ погибли, что их массово покинула аудитория, что они никому не нужны и что на них не надо обращать внимание, что новые технологии все равно все перебьют?», — задался он вопросом.
Глава СМИ согласился с тем, что интернет как средство массовой коммуникации действительно оттягивает аудиторию от традиционных СМИ, но это происходит, в том числе, «в результате неправильной государственной политики в отношении традиционных СМИ».
РИА Новости http://ria.ru/media/20151110/1318232197.html#ixzz3rGKjljZO