Владимир Касютин: «Некоторые газеты исчезают. Но Интернет тут ни при чем»
Как сохранить читателя и заработать деньги — два извечных вопроса русской журналистики. О том, как это сделать, на Дальневосточном МедиаСаммите расскажет главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир Касютин. По признанию самого эксперта, он не будет слишком теоретизировать. Разговор коснется и экономики изданий. Все кейсы основаны на анализе реальных практик лучших газет России. О некоторых из них Владимир рассказал в интервью «Приморской газете».
— Владимир, вы остаетесь адептом печатных СМИ. Пока теоретики ломают копья, рассуждая, долго ли еще осталось жить «бумаге» и когда она окончательно уступит Интернету, вы ездите по стране и изучаете передовые практики лучших газет на местах. Это информация сегодня еще востребована?
— Я действительно не люблю рассуждений о печальном будущем печатных изданий. Газеты есть сегодня. Будут ли они завтра? Думаю, что в небольших городках и районных центрах газеты будут жить еще долго, в крупных городах — меньше, в столице, наверное, умрут первыми, слишком уж велик объем альтернативных и более оперативных источников информации. Но, поверьте мне, первыми из медиапространства исчезнут те газеты, которые не сумеют сохранить своего читателя. И Интернет будет ни при чем.
— В Китае, например, одна из центральных газет выходит только онлайн. Почему вы уверены, что в ближайшие годы аналогичных изменений не будет в России?
— В нашей стране особенное отношение к языку и четкое изложение мыслей всегда в цене. Не нахожу, что эти качества присущи российской онлайн-журналистике — слишком много в иИнтернете случайных людей. Хотя, конечно, есть сильные информационные каналы.
- Но у журналистов традиционных СМИ другое отношение к слову, стилю, этике в конце концов. Для них все еще актуальна пословица «Что написано пером, не вырубишь топором».
— Сейчас все чаще говорят: «Что написано клавиатурой, не вырубишь арматурой».
— Какая разница, если в итоге текст все равно ляжет на бумагу? И на ней останется. В интернет-издании, напротив, ошибку можно исправить в режиме реального времени. Это расслабляет. Молодые кадры становятся нетребовательными к фактам, слову и себе. А вот газетчики — они профессиональные журналисты. Среди них есть и высокие таланты, и обычные ремесленники, но каждый занимается своим делом, которое для него отнюдь не случайное. Я считал и считаю газеты некой основой, фундаментом медиа. Но это сегодня. Завтра все может измениться.
— Газеты все-таки теряют читателей. Так что же нужно для того, чтобы остановить этот процесс?
— От газеты читатель может отвернуться по нескольким причинам: если там неинтересный контент, невнятная верстка, путаная навигация, безликие иллюстрации, повторяющие, а не дополняющие текст. Плюс если у газеты высокая цена. Цена очень важна, особенно для маленьких городов.
Если, оценивая издание, вы видите хотя бы три пункта из вышеперечисленных, надо срочно
— Сложно делать хороший продукт, если сама газета попросту выживает при нынешней экономике.
— Значит, нужно на планерке обсуждать не экономику страны, а экономику своего издания. Я недавно разговаривал с редактором районной газеты. Издание выходит 4 раза в месяц, стоит 28 рублей. Редактор сетует на то, что два раза в месяц у него регулярные возвраты с точек распространения. То есть два раза — в дни, когда читатели получают аванс и зарплату на местном градообразующем предприятии, газету раскупают, а два раза — не берут. И он собирается поднять цену в рознице! Он добьется того, что газету вообще брать не будут, даже в день зарплаты.
По моему мнению, газета не должна сегодня стоить больше
— И что же делать редакциям?
— Об этом мы и будем говорить на МедиаСаммите. Признаюсь, у меня нет единого варианта решений. Зато есть анализ лучших практик коллег, тех, кто победил в конкурсе «10 лучших газет России». Эти практики ценны тем, что они не надуманы — они работают, они живут.
— По каким параметрам вы выбираете лучшие газеты? Можно ли вообще объективно оценить работу журналиста, верстальщика, редактора?
— Да, можно. Параметры этих оценок давно выработаны, несмотря на то что, например, верстка столичного издания в корне отличается от верстки районной газеты. В любом случае у хорошей газеты должен быть свой шаблон, композиционная модель, удобная навигация. При оценке текстовых материалов мы обязательно обращаем внимание на количество ньюсмейкеров и экспертов. Обязательно оцениваем язык, стиль (смотрим, соответствует ли он жанру материала) и заголовки. Газета с изящными заголовками — настоящая редкость. Комиссия обращает внимание на количество писем в газету. Смотрит, ведет ли редакция работу с аудиторией, проводятся ли конкурсы, акции, есть ли в ее портфеле общественно значимые проекты.
В этом году экспертное сообщество конкурса ввело новый параметр оценки — экономический. Мы просим показать бухгалтерию, анализируем ее и выясняем, какие действия предпринимает редакция, чтобы добиться финансовой устойчивости.
— Это единственное новшество?
— Есть еще одно. Для экспертов важно, участвует ли коллектив редакции в жизни журналистского сообщества. Зачастую опытные журналисты больше открыты для тех, с кем работают по заданию редакции. Именно с интервьюируемыми они пускают в ход все возможные «фишечки» и наработки, весь свой опыт и пыл. При этом не считают нужным делиться ими с коллегами, ревниво хранят профессиональные секреты. Но взаимопомощь и обмен идеями — очень важные вещи, как на уровне отдельно взятой редакции, так и в масштабе города, края, региона. Поэтому с нового года мы и ввели новый параметр оценки.
— Не могу не похвастаться. В Приморье есть не только отделение Союза журналистов, которое активно работает с редакциями, но даже Клуб редакторов. Члены клуба собираются в среднем раз в месяц, членство свободное.
— Как вы определяете темы своих заседаний?
— Организаторы, Союз журналистов, заранее опрашивают редакторов всех СМИ и составляют список наиболее актуальных вопросов. Приглашают экспертов, которые могли бы дать на них ответы: юристов, экономистов, специалистов в рекламе, пиаре, политике, представителей Роскомнадзора и так далее. Остается время для свободного общения.
— Это просто замечательно. Думаю, что те члены Клуба редакторов, которые не пропускают ни одного заседания и помогают коллегам советами, имеют все шансы победить в конкурсе «10 лучших газет России». Давно замечено: те, кто открыт для других, очень требователен к себе.
— А как работает судейство?
— Десять экспертов оценивают работу редакций по балльной системе. Общее количество баллов складывается, и высчитывается результат. Побеждает тот, кто набрал наибольшее количество баллов. По сути своей этот конкурс — своеобразная доска почета. Лучшие редакции получают профессиональное признание, а журналистское сообщество — кейсы для изучения, набор практик для трансляции и обмена опытом.
— А отрицательный опыт вы транслируете? Из серии «Как делать не надо»?
— Нет, зачем? По сути, ошибки одни и те же: небрежность в подаче материала, неоправданно большие тексты, отсутствие в газете человеческих историй, размытость жанров.
— Разве границы жанров размывает не время?
— Жанры размывает внутренняя недисциплинированность и отсутствие выстроенной работы в редакции. Да, наша работа трижды творческая, но в каждой уважающей себя редакции должна быть масса организационных документов.
— Вы имеете в виду устав, учредительные документы, правила внутреннего распорядка?
— Не только. Должны быть прописаны правила верстки, правила публикации иллюстраций, требования к иллюстрациям и подписям к ним. Нужен рубрикатор, жанровый справочник редакции. Именно разработанный, а не скачанный из Интернета. Иногда такой набор документов называют модным словом «брендбук». У большинства редакций ничего подобного нет. Именно у таких редакций быстро стареющие новости и материалы на полосу ни о чем. В таких газетах подпись под фотографией заставляет задумываться: «А зачем она вообще?» Именно в таких изданиях мало людей и их судеб, потому что делается все с колес и как попало. Я искренне советую всем руководителям газет: распишите процесс создания газеты в деталях.
Эльвира Гажа, Приморская газета