Мереке Габдуалиев о конституционном праве на свободное передвижение и свободный выбор местожительства

Конституционное право гражданина на свободное передвижение по территории страны
и свободного выбора местожительства: 
постановка проблемы

Принятие Закона Республики Казахстан от 22 декабря 2016 года № 28—VІ ЗРК  внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму"[1] актуализировало вопрос о сущности и природе конституционного права гражданина на свободное передвижение по территории страны и свободного выбора местожительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Всеобщая декларация прав человека "каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства«[2].

В пункте 1 статьи 21 Конституции Республики Казахстан закреплено, что «каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом».

Термин «кроме случаев, оговоренных законом» означает, что данное право не является абсолютным и может быть ограничено законом«. Например, Закон Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года № 387 «О чрезвычайном положении» «устанавливает основания, сроки, порядок введения и действия чрезвычайного положения на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях, правовой режим чрезвычайной ситуации социального характера», когда право на свободу передвижения может быть ограничено[3].

Именно в таком понимании: режим чрезвычайного положения, режим чрезвычайной ситуации, состояние войны, т. е. в исключительных случаях, когда основы конституционного строя, права и свободы человека, безопасность государства, находятся под угрозой может быть ограничено конституционное право на свободное передвижение по территории страны и свободный выбор местожительства.

Во всех других случаях срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином. В пункте 1 статьи 39 Конституции указано, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».

Конституционное право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства является составной частью право каждого на личную свободу (п. 1 ст. 16 Конституции).

В пункте же 2 статьи 39 Конституции закреплено, что «ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 10, 11, 13—15, пунктом 1 статьи 16, статьей 17, статьей 19, статьей 22, пунктом 2 статьи 26 Конституции».

Для сравнения следует обратить внимание на аналогичную ситуацию, которая стала предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713» содержится следующая правовая позиция:

"Установление срока, по истечении которого гражданин обязан покинуть место пребывания, является вмешательством органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в гражданские, жилищные и иные правоотношения, складывающиеся на основе согласия сторон, и ограничивает конституционное право граждан на свободу выбора места пребывания и жительства.

Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином. Его установление государством недопустимо, поскольку означает ограничение свободы волеизъявления при выборе места пребывания«[4].

Помимо высказанных правозащитниками обоснованных замечаний по качеству закона (например, вопрос законности государственной пошлины за регистрацию[5]), Закон от 22 декабря 2016 года может в зависимости от конкретной жизненной ситуации нарушить и другие конституционные права граждан (право на свободу труда, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и др.). Данный закон содержит определенные политические и социально-экономические риски для страны.

Таким образом, возникшая ситуация может быть разрешена путем официального толкования пункта 1 статьи 21 Конституции Конституционным Советом Республики Казахстан. Как известно, субъектами обращения в Конституционный Совет по вопросу официального толкования норм Конституции являются: Президент Республики Казахстан, Председатель Сената, Председатель Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министр п. 1 ст. 72 Конституции).

Поскольку по факту регистрации граждан с момента вступления в действие нового закона еще не было ни одного судебного процесса, постольку обращение суда в Конституционный Совет по правилам статьи 78 Конституции в данном случае не возможно.

Габдуалиев Мереке Тлекович
кандидат юридических наук,
ведущий научный сотрудник
отдела конституционного, административного законодательства
и государственного управления
Института законодательства Республики Казахстан


[1] Закон Республики Казахстан от 22 декабря 2016 года № 28—VІ ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму» // «Казахстанская правда» от 27.12.2016 г., № 249 (28375)

[2] Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // http://adilet.zan.kz/rus/docs/O4800000001

[3] Закон Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года № 387 «О чрезвычайном положении» // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 3, ст. 18

[4] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713» // http://www.cikrf.ru/law/decree_of_court/pesolut27.html

[5] https://www.zakon.kz/4837956-kazakhstanskie-juristy-zajavili-o.html