Ответственность интернет-ресурсов в свете последних предложений государственных органов по реформированию казахстанского законодательства
Лоскутов И.Ю.
Генеральный директор
ТОО «Компания «ЮрИнфо»
Выступление на Круглом столе «Свободе слова - международные стандарты» (Астана, 9 сентября 2013 года)
Должен сразу оговориться по заголовку своего выступления, в той части, что интернет-ресурсы, сами по себе, могут являться лишь объектами разного рода правоотношений, но никак не субъектами, которые и несут ответственность в определенных законодательно рамках. В данном случае это выражение употребляется мной в том же обыденном смысле, какой вкладывают, говоря, например, об ответственности газеты, журнала или телеканала. Но, вот только в случае с традиционными СМИ мы всегда более-менее ясно представляем, какие именно лица, субъекты стоят за этими понятиями, и кто именно на самом деле будет привлечен к ответственности.
А вот что за субъект скрывается за понятием «интернет-ресурс», как его себе представляет законодатель?
Для получения ответа на этот вопрос нам, казалось бы, стоит просто обратиться к понятийному аппарату ЗаконаРеспублики Казахстан от 11 января 2007 года № 217-III «Об информатизации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2013 г.). Ведь именно в подпункте 21 статьи 1 этого закона содержится определение понятия «собственник интернет-ресурса» как «субъекта, в полном объеме реализующего права владения, пользования и распоряжения интернет-ресурсом». Впрочем, о том, как именно можно в полном объеме реализовать указанные права в отношении интернет-ресурса, этот закон скромно умалчивает. Да и в целом, данное понятие используется в законе лишь еще один раз, когда в пункте 3 статьи 21 говорится о том, что: «В случае признания судом информации, распространяемой по информационно-коммуникационным сетям, противоречащей требованиям настоящего Закона и других законодательных актов Республики Казахстан, уполномоченные государственные органы, операторы связи, собственники интернет-ресурсов обязаны приостановить либо прекратить распространение на территории Республики Казахстан продукции средства массовой информации либо выпуск средства массовой информации».
Единичны случаи использования данного термина и в иных нормативных правовых актах. Так, статья 17 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2013 г.) говорит: «Редакция, собственник интернет-ресурса обязаны соблюдать права на используемые объекты права интеллектуальной собственности, включая авторские, смежные и иные права на интеллектуальную собственность». Больше в законах он не используется вовсе.
На подзаконном уровне, лишь недавно, в Приказе Министра культуры и информации Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 138 «Об утверждении Правил аккредитации журналистов» указали, что в случае, если заявление на аккредитацию подается от собственника интернет-ресурса, то к нему также прилагается документ, подтверждающий право собственности на интернет-ресурс.
Здесь следует отметить, что вообще, в понятии интернет-ресурс, как комплексе имущественных и личных неимущественных благ и прав, можно выделить как минимум три составные части:
· право пользования доменным именем, а также отношения, связанные с предоставлением сетевого (IP) адреса;
· аппаратно-программный комплекс, его хостинг и связанные с ними отношения по использованию объектов интеллектуальной собственности;
· базы данных и информационное наполнение сайта (контент).
Учитывая это, совершенно непонятно каким должен быть такой документ, подтверждающий право собственности на интернет-ресурс - от чьего имени, в какой части, кто уполномочен его выдавать?
Других случаев использования термина «собственник интернет-ресурса» на подзаконном уровне не обнаружено
Заметим, что как только речь идет о практических вещах, используются совсем другие термины. Так, например, вСтандарте государственной услуги «Выдача и отзыв регистрационного свидетельства Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан» (утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 сентября 2012 года № 1241) (с изменениями от 21.05.2013 г.), говорится о владельце доменного имени интернет-ресурса, который может предоставить один из подтверждающих документов на свое право: сертификат о владении доменным именем; справку от регистратора домена; копию договора о регистрации доменного имени; публичную оферту о регистрации доменного имени; или любой другой подтверждающий документ.
В связи с этим, представляется, что конструкция «собственник интернет-ресурса» за 4 года, прошедшие с ее появления, показала себя полностью нежизнеспособной и оторванной от реалий.
Это важно отметить, поскольку в рамках данного круглого стола мы говорим о разного рода аспектах привлечения к юридической ответственности. В связи с чем, нам следует определиться и с юридическим составом правонарушения — системой признаков противоправного поведения, необходимой для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.
А кто у нас, по казахстанскому законодательству, должен быть признан правонарушителем, субъектом преступлений, связанных с использованием интернет-ресурсов? Что мы имеем, кроме крайне непонятной конструкции «собственника интернет-ресурса»?
Если рассматривать ее с позиций законодательства о СМИ, то мы должны автоматически приравнять собственника интернет-ресурса к собственнику СМИ, поскольку все интернет-ресурсы по Закону Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации» считаются СМИ. Согласно статье 6 данного закона, собственник СМИ, это: «физическое или юридическое лицо либо объединение физических и (или) юридических лиц, осуществляющие право владения, пользования и распоряжения средством массовой информации».
Хотя это вероятно и подходит более всего для конструкции «собственник интернет-ресурса», но объединение физических или юридических лиц к ответственности не привлечешь.
Невозможно привлечь к уголовной ответственности по действующему УК РК и его готовящейся новой редакции также юридическое лицо.
Получается, речь может идти лишь о возможной административной ответственности юридических лиц, а прочую ответственность будут нести некие физические лица. Но в качестве кого? Согласно все той же статье 6, собственник средства массовой информации вправе выступать в качестве редакции, редактора, журналиста, издателя, распространителя как в отношении собственного, так и других средств массовой информации на основе соответствующего договора. Однако на многих ли казахстанских сайтах можно обнаружить редакции или лиц, объявляющих себя главными редакторами? И следует ли расценивать модератора сайта, как лицо, дающее согласие на публикацию потенциально экстремистских материалов, влияет ли на его статус их премодерация или постмодерация и т.д.?
В пользу того, что законодатель вообще, и органы исполнительной власти в частности, не рассматривают всерьез собственника интернет-ресурса в качестве собственника СМИ говорит, например, и тот факт, что никто в отношении сайтов не контролирует соблюдение пункта 2 статьи 5 закона «О СМИ», которая запрещает иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей, паев) юридического лица - собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере. Приказ Министра связи и информации Республики Казахстан от 7 сентября 2010 года № 220 «Об утверждении Правил регистрации, пользования и распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет» (с изменениями от 21.10.2011 г.) требует лишь, чтобы серверное оборудование сайта с казахстанским доменным именем находилось на территории Республики Казахстан. А кому оно принадлежит, и кто является реальным собственником казахстанских сайтов, похоже, чиновникам безразлично.
А если бы они отнеслись к этому вопросу всерьез, им пришлось бы определяться и с тем, кто является собственником интернет-ресурсов казахстанского «электронного правительства» и прочих сайтов государственных органов. И, соответственно, кто будет нести ответственность за размещаемую на них информацию. А по содержанию этой информации, особенно размещаемой на блогах государственных сайтов, если в нее внимательно вчитаться, можно задать немало вопросов.
Нельзя не упомянуть и о так называемой процедуре приостановления либо прекращения распространения на территории Республики Казахстан продукции иностранного средства массовой информации в порядке особого производства. На сегодняшний день, в соответствии с ней, судами вынесены решения оп прекращении доступа к сотням, если не тысячам, сайтов. Получается факты распространения есть, общественные и государственные интересы затронуты, а виновных лиц, по сути, нет и к ответственности никто не привлекается. Хотя, если вдуматься, хозяева этих заблокированных иностранных сайтов никаких целенаправленных действий по распространению своих материалов именно на территорию РК не ставили, да и цели такой не имели. Просто природа Интернета такова, что информация, размещенная на любом сайте, по умолчанию доступна в любой точке земли, куда проведен Интернет. Действующая сейчас формулировка о «приостановлении либо прекращении распространения на территории Республики Казахстан продукции иностранного средства массовой информации» применительно к иностранным интернет-ресурсам технически неисполнима. Сервера (аппаратно-программные комплексы) иностранных интернет-ресурсов располагаются за пределами территории РК и поэтому казахстанские операторы связи могут лишь ограничить прямой доступ к ним по запросам обслуживаемых ими пользователей. В то же время, применение со стороны пользователей разного рода анонимайзеров, прокси-серверов, специальных программ (запретить которые технически невозможно), или применение со стороны блокируемых сайтов смены хостинга, IP-адресов, доменных имен и т.д., делает работу операторов связи по выполнению решения суда о прекращении распространения бессмысленной, впустую растрачивающей бюджетные средства, поскольку речь может идти лишь об иллюзии прекращения доступа. Кроме того, отсутствие прописанной на законодательном уровне единой системы учета решений об ограничении доступа к интернет-ресурсам затрудняет как практическую работу по их исполнению и дальнейшему мониторингу на уровне различных регионов республики, государственных ведомств, так и лиц, обязанных исполнять такие решения - операторов связи, регистраторов доменных имен, хостинг-провайдеров, контент-провайдеров, владельцев пунктов общественного доступа к сети Интернет и т.д.
Выход видится только в создании специального реестра, по образцу уже функционирующего в соседней России, и в последующем объединении его в единый, с соседними странами по Таможенному Союзу и постсоветскому пространству, поскольку граждане наших стран, по сути, находятся в едином информационном пространстве и меры, принимаемые в границах одной страны - малоэффективны.
Запрет на использование доменного имени с тем же или дублирующим названием, отмена регистрации доменного имени и запрет на использование в течение одного года доменного имени с тем же или дублирующим названием, неэффективно, поскольку может действовать только для казахстанских регистраторов. В то же время, как показывает практика никто и ничто не мешает нарушителям открывать интернет-ресурсы с тем же или дублирующим названием в не казахстанских доменах, открывать страницы с тем же или дублирующим названием в социальных сетях и т.д. Мониторинг этому не ведется и фактическое исполнение судебных решений никем не контролируется.
Думается, концептуально корень проблемы кроется в том, что идея о том, что любая информация, размещенная на сайте, есть продукция СМИ - была краеугольной в т.н. законе об Интернете 2009 года (Закон Республики Казахстан от 10 июля 2009 года № 178-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей». Перед его разработчиками тогда, вероятно, стоял вопрос о юридическом оформлении процедуры прекращения или ограничения доступа к запрещенной информации, распространяемой посредством сайтов. Поскольку закона об информации, или о доступе к информации, в РК нет и принимать его не собираются - у них остро встал вопрос, а куда же тогда помещать соответствующие нормы, в какой закон? Выход был найден в том, чтобы приравнять все сайты к СМИ и, соответственно, распространить на них ответственность как на СМИ.
По идее, последующая правоприменительная практика должна была на основе этих новых норм сформировать практическое представление о том, кто же является этим самым «собственником интернет-ресурса» и о законной процедуре привлечения его к ответственности. Однако, как мы все прекрасно видели из громких процессов последних лет, ничего подобного не произошло. Правоохранительные органы и суды автоматически считают собственником СМИ владельца доменного имени (а даже и не владельца, а лицо, записанное у регистраторов доменных имен, как подавшее заявку на регистрацию домена, это может быть программист, секретарь и т.д.), а для того, чтобы не возиться с кучей сайтов и традиционных СМИ, была придумана еще более нелепая конструкция «единого СМИ», существующего как бы в нескольких измерениях, для которого и вовсе не видно никакой основы в действующем законодательстве.
Все эти очевидные проблемы, возникающие в правоприменительной практике, казалось бы, должны были подвигнуть государственные органы при разработке новых законодательных инициатив задуматься о каких-то новых вариантах их решения. Но, похоже, пока никто на это решиться не может. Ведь, если краеугольный камень в основании старой конструкции, приравнивающей все интернет-ресурсы к СМИ, вынуть, разграничив интернет-СМИ (сетевые издания) и все прочие сайты, нерешенные концептуально вопросы возникают вновь.
В итоге в проектах новых редакций УК, УПК и КОАП РК мы не видим никаких новых норм о субъектах ответственности, юрисдикции, процедурах фиксирования и закрепления доказательств и т.д., учитывающих специфику Интернета. В проектах, подготовленных Министерством транспорта и коммуникаций РК (Проект Закона Республики Казахстан «Об информатизации» http://egov.kz/wps/portal/ContentDiscussion?contentPath=/egovcontent/discussionproject/discussionprojectlaw/zkp/discussion/discussion_law&lang=ru, Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан об информатизации», http://mtc.gov.kz/images/npa/PZRK_1607131724.doc), мы видим упор на регулирование «электронного правительства», процессов информатизации, прочие технологические моменты и полное нежелание заниматься вышеуказанными проблемами. В этом плане, показательно в данных законопроектах, предложение перебросить статьи по приостановлению и прекращению деятельности интернет-ресурсов в закон о СМИ.
То, как правоохранительные органы в сложившихся условиях собираются работать с интернет-ресурсами, думается, ярко представлено в предложенном недавно Генеральной прокуратурой РК проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму» (http://prokuror.gov.kz/rus/dokumenty/obshchestvennoe-obsuzhdenie-proekto...).
Данным проектом закона предлагаются новые понятия:
· пропаганда терроризма - умышленные действия, направленные на распространение идеологии насилия и информационных материалов, содержащих призывы к совершению акта терроризма либо обосновывающих или оправдывающих террористическую деятельность
· пропаганда экстремизма - умышленные действия, направленные на возбуждение социальной, национальной, родовой, сословной, расовой, религиозной розни, на оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан, а равно исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, сословной, национальной, родовой или расовой принадлежности.
Законопроектом запрещается на территории Республики Казахстан любое использование сетей и средств связи для осуществления пропаганды идеологии насилия и терроризма, экстремизма, издания, изготовления и (или) распространения террористических и экстремистских материалов. При выявлении таких случаев, уполномоченные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, получают право, в соответствии с законодательством Республики Казахстан приостанавливать деятельность любых сетей и средств связи. Приостановление будет производиться на основании соответствующего решения суда или самих органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на сетях связи. Возобновление деятельности возможно при отпадении обстоятельств, послуживших основанием для их приостановления, по решению тех же органов.
Полное запрещение деятельности сетей и средств связи будет осуществляться по решению суда в порядке особого производства. Информационные материалы, распространяемые на территории Республики Казахстан и содержащие признаки терроризма и экстремизма, по заявлению прокурора признаются судом террористическими или экстремистскими по местонахождению прокурора, заявившего такие требования, или по месту обнаружения таких материалов с запрещением их ввоза, издания и распространения.
Для установления судом наличия в информационных материалах признаков экстремизма будет обязательно заключение судебной экспертизы.
Уполномоченный государственный орган в области связи будет незамедлительно направлять в государственную техническую службу указанные решения для исполнения.
Государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, будет вести единые списки организаций и информационных материалов, признанных судом террористическими и экстремистскими с размещением их на своем интернет-ресурсе.
В качестве альтернативы такому проекту, а также проекту Министерства транспорта и коммуникаций РК, предлагаются для обсуждения следующие поправки по регулированию статуса и ответственности интернет-ресурсов.
№ п/п |
Структурный элемент |
Действующая редакция |
Редакция проекта, подготовленного МТК РК |
Редакция предлагаемого НПО изменения или дополнения |
Обоснование
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года |
|||||
1 |
Оглавление, перечень в статье 289 и название главы 36-3 |
Отсутствует. |
Глава 36-3. Производство по заявлениям о признании информации, распространяемой интернет-ресурсами, незаконной |
История появления данной главы в ГПК и последующая судебная практика показывают, что по сути в ней речь идет исключительно о интернет-ресурсах, а не о других формах распространения СМИ, для которых есть давно известные и работающие способы недопущения распространения на территории РК. Также по действующему закону «О СМИ» продукция СМИ это «информация, размещенная на интернет-ресурсе». Специфика же Интернета такова, что информация, размещенная на любом интернет-ресурсе, открытом для свободного посещения пользователями, доступна в любом государстве мира. Поэтому она доступна для распространения на территории РК автоматически, а не потому, что идет целенаправленное вещание или доставка ее в Казахстан. Соответственно, имеющаяся сейчас в законодательстве РК формулировка «распространение на территории РК» для интернет-ресурсов бессмысленна, а предложенная формулировка в этой части разгружает ее от ненужных слов. Понятие «информация, противоречащая законодательным актам» заменяется на понятие «незаконная информация», содержание которого раскрывается ниже в предложенных поправках к закону «О СМИ». |
|
2 |
Статья 317-9 |
Статья 317-9. Подача заявления Заявление о признании продукции иностранного средства массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, содержащей информацию, противоречащую законодательным актам Республики Казахстан, незаконной подается гражданами и юридическими лицами, законные интересы которых были затронуты в продукции иностранного средства массовой информации, прокурором или уполномоченным органом по месту нахождения заявителя. |
Отсутствует. |
Статья 317-9. Подача заявления Заявление о признанииинформации, распространяемой интернет-ресурсами, незаконной подается гражданами и юридическими лицами, законные интересы которых были затронуты распространением данной информации, прокурором или уполномоченным органом по месту нахождения заявителя. |
См. обоснование к предыдущему пункту. |
3 |
|
Статья 317-10. Содержание заявления В заявлении о признании продукции иностранного средства массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, содержащей информацию, противоречащую законодательным актам Республики Казахстан, незаконной должно быть указано, какая информация подлежит таковому признанию, а также приведены доказательства, свидетельствующие о несоответствии информационной продукции законодательным актам Республики Казахстан. В заявлении должны быть изложены факты, подтверждающие распространение изложенной в заявлении информации. |
Отсутствует. |
Статья 317-10. Содержание заявления В заявлении должны быть указаны сведения о владельцах интернет-ресурса, на котором размещена незаконная информация, источник их получения, а также сведения о мерах, предпринятых заявителем по досудебному урегулированию ситуации. В заявлении также должно быть указано, какая именно информация подлежит признанию незаконной, ссылка на интернет-страницу, где она размещена, а также приведены доказательства, свидетельствующие о несоответствии информации законодательным актам Республики Казахстан.
|
См. обоснование к предыдущему пункту. Имеющаяся сейчас в законодательстве РК формулировка «распространение на территории РК» для интернет-ресурсов бессмысленна. Зато точное указание на то, с какого именно ресурса распространяется незаконная информация, имеет главное значение для рассмотрения дела. |
4 |
|
Статья 317-11. Решение суда по заявлению Суд, признав, что продукция иностранного средства массовой информации, распространяемая на территории Республики Казахстан, содержащая информацию, противоречащую законодательным актам Республики Казахстан, является незаконной, выносит решение о приостановлении либо прекращении распространения на территории Республики Казахстан продукции иностранного средства массовой информации. |
Отсутствует. |
Статья 317-11. Решение суда по заявлению Решение суда о признании информации, распространяемой интернет-ресурсами, незаконной, служит основанием для включения сведений о них в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц интернет-ресурсов и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать интернет-ресурсы, содержащие незаконную информацию» в порядке, установленном законодательством.
|
Действующая сейчас формулировка о «приостановлении либо прекращении распространения на территории Республики Казахстан продукции иностранного средства массовой информации» применительно к иностранным интернет-ресурсам технически неисполнима. Сервера (аппаратно-программные комплексы) иностранных интернет-ресурсов располагаются за пределами территории РК и поэтому казахстанские операторы связи могут лишь ограничить прямой доступ к ним по запросам обслуживаемых ими пользователей. В то же время, применение со стороны пользователей разного рода анонимайзеров, прокси-серверов, специальных программ (запретить которые технически невозможно), или применение со стороны блокируемых сайтов смены хостинга, IP-адресов, доменных имен и т.д., делает работу операторов связи по выполнению решения суда о прекращении распространения бессмысленной, впустую растрачивающей бюджетные средства, поскольку речь может идти лишь об иллюзии прекращения доступа. Кроме того, отсутствие прописанной на законодательном уровне единой системы учета решений об ограничении доступа к интернет-ресурсам затрудняет как практическую работу по их исполнению и дальнейшему мониторингу на уровне различных регионов республики, государственных ведомств, так и лиц, обязанных исполнять такие решения - операторов связи, регистраторов доменных имен, хостинг-провайдеров, контент-провайдеров, владельцев пунктов общественного доступа к сети Интернет и т.д. Выход видится только в создании специального реестра, по образцу уже функционирующего в соседней России, и в последующем объединении его в единый, с соседними странами по Таможенному Союзу и постсоветскому пространству, поскольку граждане наших стран, по сути, находятся в едином информационном пространстве и меры, принимаемые в границах одной страны - малоэффективны. |
5 |
|
Отсутствует. |
Отсутствует. |
Статья 317-12. Последствия удаления незаконной информации с интернет-ресурсов В случае удаления незаконной информации с интернет-ресурса, суд по заявлению владельца интернет-ресурса, провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», новым решением отменяет свое ранее вынесенное решение. Это решение является основанием для исключения сведений в «Едином реестре доменных имен, указателей страниц интернет-ресурсов, содержащих незаконную информацию и сетевых адресов, позволяющих их идентифицировать». |
В действующем законодательстве не содержится процедуры отмены или изменения решения суда о приостановлении либо прекращении распространения на территории Республики Казахстан продукции иностранного средства массовой информации в связи с прекращением оснований для этого. Предусматривается процедура в соответствии с предложенной системой ведения реестра. |
Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан» |
|||||
6 |
Статья 23 |
Статья 23. Обеспечение информационной безопасности 6. Запрещается: 1) распространение на территории Республики Казахстан печатной продукции и продукции иностранного средства массовой информации, содержание которых подрывает национальную безопасность; 3) иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей, паев) юридического лица - собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере; |
Отсутствует. |
Статья 23. Обеспечение информационной безопасности 6. Запрещается: 1) распространение на территории Республики Казахстан в любой форме информации, подрывающей национальную безопасность; 3) иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей, паев) юридического лица - собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере (за исключением сетевых изданий);
|
1. С целью устранения привязки распространения запрещенной информации к определенной форме. 2. Поскольку доменными именами в казахстанском сегменте могут владеть и иностранные юридические и физические лица - существующая норма для интернет-ресурсов нереализуема на практике. |
Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации» |
|||||
7 |
Подпункт 4 статьи 1 |
4) средство массовой информации - периодическое печатное издание, теле-, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы; |
Отсутствует. |
4) средство массовой информации - периодическое печатное издание, сетевое издание, теле-, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического распространения массовой информации; |
Предлагается ввести понятие «сетевого издания» для интернет-ресурсов, поставленных на учет в качестве СМИ. Поскольку законодательство РК не содержит понятия «непрерывного публичного распространения» или просто «публичного распространения» информации, эти слова исключаются. Вероятнее всего, понятие «публичное распространение» было механически заимствовано еще из Закона Казахской ССР от 28 июня 1991 г. № 735-XII «О печати и других средствах массовой информации». Непрерывно означает: «1. Идя сплошным потоком; без промежутков. 2. перен. Не имея перерывов; не прекращаясь, беспрестанно». (Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.). Синоним этого слова - вечно, все время. На сегодня не имеется технических средств, которые могли бы обеспечить вечное, без перерывов, распространение информации. |
8 |
подпункт 5 статьи 1 |
5) продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, информация, размещенная на интернет-ресурсе; |
|
5) продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания; |
Корректируются признаки средства массовой информации с тем, чтобы к СМИ можно было относить интернет-ресурсы. |
9 |
подпункт 7 статьи 1 |
7) распространение продукции средства массовой информации - продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, выход в эфир радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ и размещение информации на интернет-ресурсах; |
Отсутствует. |
7) распространение продукции средства массовой информации - продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, выход в эфир радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ ипредоставление неограниченного доступа к сетевому изданию (вариант - иные действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц); |
В связи с тем, что отнюдь не любое размещение информации на интернет-ресурсе автоматически означает, что она предназначена для неограниченного круга лиц. |
10 |
подпункт 21 статьи 1 |
Отсутствует. |
Отсутствует. |
21) сетевое издание - интернет-ресурс, поставленный на учет в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом; |
Предлагается ввести понятие «сетевого издания» для интернет-ресурсов, поставленных на учет в качестве СМИ. |
11 |
подпункт 22 статьи 1 |
Отсутствует. |
Отсутствует. |
22) страница интернет-ресурса (далее также - интернет-страница) - часть интернет-ресурса, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем интернет-ресурса; |
В целях уточнения понятийной базы закона. |
12 |
подпункт 23 статьи 1 |
Отсутствует. |
Отсутствует. |
23) сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему; |
В целях уточнения понятийной базы закона. |
13 |
подпункт 24 статьи 1 |
Отсутствует. |
Отсутствует. |
24) владелец интернет-ресурса - владелец доменного имени, используемого для поименованного обращения к данному интернет-ресурсу; |
В целях уточнения понятийной базы закона. |
14 |
подпункт 25 статьи 1 |
Отсутствует. |
Отсутствует. |
25) провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети «Интернет»; |
В целях уточнения понятийной базы закона. |
15 |
подпункт 26 статьи 1 |
Отсутствует. |
Отсутствует. |
25) Незаконная информация - информация, распространение которой запрещено законодательными актами Республики Казахстан. |
С целью определения статуса незаконной информации. |
16 |
подпункт 2 статьи 4-2 |
Статья 4-2. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области средств массовой информации Правительство Республики Казахстан: 2) определяет порядок осуществления учета иностранных периодических печатных изданий, распространяемых в Республике Казахстан; |
Отсутствует. |
2) определяет порядок осуществления учетасетевых изданий, а также иностранных периодических печатных изданий, распространяемых в Республике Казахстан; |
В целях определения порядка учета сетевых изданий. |
17 |
подпункт 2 статьи 4-3 |
Статья 4-3. Компетенция уполномоченного органа Уполномоченный орган: 2) осуществляет постановку на учет периодических печатных изданий и информационных агентств; |
Отсутствует. |
2) осуществляет постановку на учет периодических печатных изданий, сетевых изданий и информационных агентств; |
В целях определения порядка учета сетевых изданий. |
18 |
статья 5 |
Статья 5. Право на создание средства массовой информации 1. Право на создание средства массовой информации принадлежит физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Средство массовой информации может быть создано как в форме юридического лица, так и в форме структурного подразделения юридического лица. Основанием для осуществления выпуска (выхода в эфир) продукции средства массовой информации, распространения сообщений и материалов информационного характера является свидетельство о постановке на учет теле-, радиоканала, периодического печатного издания и (или) информационного агентства. Данные требования не распространяются на интернет-ресурсы. 2. Запрещается иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей, паев) юридического лица - собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере. |
Отсутствует. |
Статья 5. Право на создание средства массовой информации 1. Право на создание средства массовой информации принадлежит физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Средство массовой информации может быть создано как в форме юридического лица, так и в форме структурного подразделения юридического лица. Основанием для осуществления выпуска (выхода в эфир) продукции средства массовой информации, распространения сообщений и материалов информационного характера является свидетельство о постановке на учет теле-, радиоканала, периодического печатного издания,сетевого издания и (или) информационного агентства. Интернет-ресурс теле-, радиоканала, периодического печатного издания, информационного агентства могут быть поставлены на учет в качестве сетевого издания. Интернет-ресурс, не поставленный на учет в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является. 2. Запрещается иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей, паев) юридического лица - собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере. Данные требования не распространяются на интернет-ресурсы. |
1. В целях разграничения интернет-ресурсов, являющихся СМИ и не являющихся таковыми. В настоящее время уже складывается практика, когда в соответствии с действующими формулировками законодательства, СМИ признаются он-лайн-казино (Решение Бостандыкского районного суда г.Алматы от 22 мая 2012 года № 2-2525/12 и прочие решения этого же суда) или книги на интернет-ресурсах (Решение Суда города Актобе от 17 июня 2013 года № 2-7381/13). 2. Поскольку доменными именами в казахстанском сегменте могут владеть также иностранные юридические и физические лица - существующая норма для интернет-ресурсов нереализуема на практике. |
19 |
п. 1 статьи 6 |
Статья 6. Собственник средства массовой информации 1. Собственник - физическое или юридическое лицо либо объединение физических и (или) юридических лиц, осуществляющие право владения, пользования и распоряжения средством массовой информации. |
Отсутствует. |
Статья 6. Собственник средства массовой информации 1. Собственник - физическое или юридическое лицо либо объединение физических и (или) юридических лиц, осуществляющие право владения, пользования и распоряжения средством массовой информации. Собственником сетевого издания признается владелец доменного имени, используемого для поименованного обращения к сетевому изданию в сети Интернет. |
Отражается специфика функционирования сетевого издания. |
20 |
Статья 10 |
Статья 10. Постановка на учет, переучет периодического печатного издания иинформационного агентства 1. Периодическое печатное издание и информационное агентство, действующие на территории Республики Казахстан, подлежат обязательной постановке на учет в уполномоченном органе. 2. Для постановки на учет, переучет собственник периодического печатного издания и (или) информационного агентства либо лицо, действующее по его уполномочию, подает заявление, отвечающее требованиям статьи 11 настоящего Закона. 3. При постановке на учет периодического печатного издания и (или) информационного агентства, а также при получении дубликата документа, удостоверяющего постановку на учет периодического печатного издания и (или) информационного агентства, взимается сбор в порядке, определяемом Налоговым кодексом Республики Казахстан. 4. Заявление об учете, о переучете периодического печатного издания или информационного агентства подлежит рассмотрению в течение десяти рабочих дней со дня поступления. По итогам рассмотрения заявления уполномоченный орган выдает собственнику периодического печатного издания или информационного агентства свидетельство о постановке на учет либо отказывает по следующим основаниям: 1) если уполномоченным органом ранее выдано свидетельство о постановке на учет периодическому печатному изданию или информационному агентству с тем же названием и распространением на той же территории либо сходным до степени его смешения с названием ранее созданного периодического печатного издания или информационного агентства; 2) если содержание заявления не соответствует требованиям статьи 11 настоящего Закона; 3) если не уплачен сбор за постановку на учет периодического печатного издания или информационного агентства; 4) если в заявлении о переучете периодического печатного издания или информационного агентства ввиду смены собственника не указаны номер и дата договора, подтверждающего передачу прав собственности на периодическое печатное издание или информационное агентство другому лицу; 5) если к постановке на учет заявлено периодическое печатное издание или информационное агентство с тем же названием (частью названия) и той же тематической направленностью, выпуск которых ранее прекращен судом, или заявлено периодическое печатное издание или информационное агентство, дублирующие название и тематическую направленность, а также в случае подачи заявления собственником или главным редактором (редактором) периодического печатного издания или информационного агентства, выпуск которых был прекращен решением суда, в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения суда. 5. Собственник периодического печатного издания сохраняет за собой право приступить к выпуску продукции периодического печатного издания в течение трех месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет. Собственник информационного агентства сохраняет за собой право приступить к распространению сообщений и материалов информационного характера в течение шести месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет. Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и (или) информационного агентства решением уполномоченного органа признается утратившим силу в случае пропуска срока выпуска продукции периодического печатного издания и (или) информационного агентства, а также прекращения выпуска продукции периодического печатного издания и (или) информационного агентства в течение трех месяцев, за исключением случаев приостановления судом выпуска периодического печатного издания и (или) информационного агентства. 6. Периодическое печатное издание и (или) информационное агентство подлежат переучету в случаях смены собственника либо изменения организационно-правовой формы, наименования, а также названия периодического печатного издания и (или) информационного агентства, языка издания либо материалов и сообщений, территории распространения, основной тематической направленности и периодичности выпуска. |
Отсутствует. |
Статья 10. Постановка на учет, переучет периодического печатного издания, сетевого издания и информационного агентства 1. Периодическое печатное издание и информационное агентство, действующие на территории Республики Казахстан, подлежат обязательной, а сетевое издание добровольной,постановке на учет в уполномоченном органе. 2. Для постановки на учет, переучет собственник периодического печатного издания, сетевого издания и (или) информационного агентства либо лицо, действующее по его уполномочию, подает заявление, отвечающее требованиям статьи 11 настоящего Закона. 3. При постановке на учет периодического печатного издания, сетевого издания и (или) информационного агентства, а также при получении дубликата документа, удостоверяющего постановку на учет периодического печатного издания и (или) информационного агентства, взимается сбор в порядке, определяемом Налоговым кодексом Республики Казахстан. 4. Заявление об учете, о переучете периодического печатного издания или информационного агентства подлежит рассмотрению в течение десяти рабочих дней со дня поступления. По итогам рассмотрения заявления уполномоченный орган выдает собственнику периодического печатного издания, сетевого издания или информационного агентства свидетельство о постановке на учет либо отказывает по следующим основаниям: 1) если уполномоченным органом ранее выдано свидетельство о постановке на учет периодическому печатному изданию, сетевого издания или информационному агентству с тем же названием и распространением на той же территории либо сходным до степени его смешения с названием ранее созданного периодического печатного издания, сетевого издания или информационного агентства; 2) если содержание заявления не соответствует требованиям статьи 11 настоящего Закона; 3) если не уплачен сбор за постановку на учет периодического печатного издания, сетевого издания или информационного агентства; 4) если в заявлении о переучете периодического печатного издания, сетевого издания или информационного агентства ввиду смены собственника не указаны номер и дата договора, подтверждающего передачу прав собственности на периодическое печатное издание, сетевое издание или информационное агентство другому лицу; 5) если к постановке на учет заявлено периодическое печатное издание, сетевое издание или информационное агентство с тем же названием (частью названия) и той же тематической направленностью, выпуск которых ранее прекращен судом, или заявлено периодическое печатное издание, сетевое издание или информационное агентство, дублирующие название и тематическую направленность, а также в случае подачи заявления собственником или главным редактором (редактором) периодического печатного издания, сетевого издания или информационного агентства, выпуск которых был прекращен решением суда, в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения суда. 5. Собственник периодического печатного издания сохраняет за собой право приступить к выпуску продукции периодического печатного издания в течение трех месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет. Собственник информационного агентства, сетевого издания сохраняет за собой право приступить к распространению сообщений и материалов информационного характера в течение шести месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет. Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, сетевого издания и (или) информационного агентства решением уполномоченного органа признается утратившим силу в случае пропуска срока выпуска продукции периодического печатного издания, сетевого издания и (или) информационного агентства, а также прекращения выпуска продукции периодического печатного издания, сетевого издания и (или) информационного агентства в течение трех месяцев, за исключением случаев приостановления судом выпуска периодического печатного издания, сетевого издания и (или) информационного агентства. 6. Периодическое печатное издание и (или) информационное агентство подлежат переучету в случаях смены собственника либо изменения организационно-правовой формы, наименования, а также названия периодического печатного издания и (или) информационного агентства, языка издания либо материалов и сообщений, территории распространения, основной тематической направленности и периодичности выпуска. Сетевое издание подлежит переучету в случаях смены собственника либо изменения организационно-правовой формы, наименования, а также названия. |
В целях определения процедуры добровольной постановки на учет сетевых изданий. |
21 |
Заголовок и пункт 1 статьи 11 |
Статья 11. Заявление о постановке на учет периодического печатного издания и (или) информационного агентства 1. В заявлении о постановке на учет периодического печатного издания или информационного агентства должны быть указаны: 1) фамилия, имя и отчество (при его наличии), индивидуальный идентификационный номер, место жительства собственника периодического печатного издания или информационного агентства - физического лица, наименование, бизнес-идентификационный номер, место нахождения, организационно-правовая форма собственника периодического печатного издания или информационного агентства - юридического лица; 2) язык (языки) периодического печатного издания, материалов и сообщений информационного агентства; 3) предполагаемая периодичность выпуска; 4) основная тематическая направленность; 5) территория распространения; 6) фамилия, имя, отчество (при его наличии) главного редактора (редактора); 7) адрес редакции. |
Отсутствует. |
Статья 11. Заявление о постановке на учет периодического печатного издания, сетевого издания и (или) информационного агентства 1. В заявлении о постановке на учет периодического печатного издания, сетевого издания или информационного агентства должны быть указаны: 1) фамилия, имя и отчество (при его наличии), индивидуальный идентификационный номер, место жительства собственника периодического печатного издания, сетевого издания или информационного агентства - физического лица, наименование, бизнес-идентификационный номер, место нахождения, организационно-правовая форма собственника периодического печатного издания, сетевого издания или информационного агентства - юридического лица; 2) язык (языки) периодического печатного издания, материалов и сообщений, сетевого изданияинформационного агентства; 3) предполагаемая периодичность выпуска; 4) основная тематическая направленность; 5) территория распространения (за исключением сетевых изданий); 6) фамилия, имя, отчество (при его наличии) главного редактора (редактора); 7) адрес редакции; 8) доменное имя интернет-ресурса для сетевого издания. |
В целях определения процедуры добровольной постановки на учет сетевых изданий. |
22 |
Пункты 6,7 статьи 13 |
Статья 13. Приостановление и прекращение выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации 1. Приостановление либо прекращение выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации возможно по решению собственника или суда. 2. Под приостановлением понимается временное прекращение выпуска одного или нескольких номеров изданий, выхода в эфир теле-, радиопрограмм, теле-, радиоканалов, а также распространение продукции средства массовой информации. Приостановление выпуска средства массовой информации либо распространение продукции средства массовой информации допускается на срок не более трех месяцев. 3. Основаниями для приостановления выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации в установленном законом порядке являются: разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, распространение информации, пропагандирующей суицид, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, пропаганда или агитация культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, распространение теле-, радиопрограмм, теле-, радиоканалов, а также демонстрация киновидеопродукции порнографического и специального сексуально-эротического характера, использование средства массовой информации в целях нарушения условий проведения предвыборной агитации, осуществления иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами и международными организациями деятельности, препятствующей и (или) способствующей выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах, проведения агитации в период ее запрещения, принуждения к участию или отказу от участия в забастовке, нарушения законодательства Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций, об авторском праве и смежных правах в сети Интернет, а также нарушение требований, предусмотренных статьей 3, пунктом 6 статьи 10, а также повторное нарушение в течение года требований статей 15 и 16 настоящего Закона. 4. Основаниями для прекращения выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации являются: пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, пропаганда экстремизма или терроризма, публикация материалов и распространение информации, направленной на разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды, а также неустранение причин приостановления выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации в установленный срок. 5. В случае приостановления либо прекращения выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации по решению собственника либо суда в уполномоченный орган направляется уведомление. Прекращение выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации влечет аннулирование свидетельства о постановке на учет. 6. Отсутствует. 7. Отсутствует. |
Статья 13. Приостановление и прекращение выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации 1. Приостановление либо прекращение выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации возможно по решению собственника или суда. 2. Под приостановлением понимается временное прекращение выпуска одного или нескольких номеров изданий, выхода в эфир теле-, радиопрограмм, теле-, радиоканалов, а также распространение продукции средства массовой информации. Приостановление выпуска средства массовой информации либо распространение продукции средства массовой информации допускается на срок не более трех месяцев. 3. Основаниями для приостановления выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации в установленном законом порядке являются: разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, распространение информации, пропагандирующей суицид, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, пропаганда или агитация культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, распространение теле-, радиопрограмм, теле-, радиоканалов, а также демонстрация киновидеопродукции порнографического и специального сексуально-эротического характера, использование средства массовой информации в целях нарушения условий проведения предвыборной агитации, осуществления иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами и международными организациями деятельности, препятствующей и (или) способствующей выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах, проведения агитации в период ее запрещения, принуждения к участию или отказу от участия в забастовке, нарушения законодательства Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций, об авторском праве и смежных правах в сети Интернет, а также нарушение требований, предусмотренных статьей 3, пунктом 6 статьи 10, а также повторное нарушение в течение года требований статей 15 и 16 настоящего Закона. 4. Основаниями для прекращения выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации являются: пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, пропаганда экстремизма или терроризма, публикация материалов и распространение информации, направленной на разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды, а также неустранение причин приостановления выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации в установленный срок. 5. В случае приостановления либо прекращения выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации по решению собственника либо суда в уполномоченный орган направляется уведомление. Прекращение выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации влечет аннулирование свидетельства о постановке на учет. 6. В случае признания судом информации, распространяемой по сетям телекоммуникаций, противоречащей требованиям настоящего Закона и других законодательных актов Республики Казахстан, уполномоченные государственные органы, операторы связи, собственники интернет-ресурсов обязаны приостановить либо прекратить распространение на территории Республики Казахстан продукции средства массовой информации либо выпуск средства массовой информации. 7. Решение суда о приостановлении распространения продукции средства массовой информации либо выпуска средства массовой информации, когда средством массовой информации является интернет-ресурс, влечет запрет на использование доменного имени с тем же или дублирующим названием на срок не более трех месяцев. Решение суда о прекращении распространения продукции средства массовой информации либо выпуска средства массовой информации, когда средством массовой информации является интернет-ресурс, влечет отмену регистрации доменного имени и запрет на использование в течение одного года доменного имени с тем же или дублирующим названием, регистрация которого отменена решением суда. |
Статья 13-1. Прекращение распространения массовой информации сетевыми изданиями, а также иными интернет-ресурсами 1. В целях ограничения доступа к интернет-ресурсам, содержащим незаконную информацию, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц интернет-ресурсов, содержащих незаконную информацию и сетевых адресов, позволяющих их идентифицировать» (далее - реестр). 2. В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц интернет-ресурсов, содержащих незаконную информацию; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать интернет-ресурсы, содержащие незаконную информацию. 3. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. 4. Уполномоченный орган, в порядке и в соответствии с критериями, которые определяются Правительством Республики Казахстан, может привлечь к формированию и ведению реестра оператора реестра - организацию, зарегистрированную на территории Республики Казахстан. 5. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, являются: 1) решения уполномоченных законодательными актами органов, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, в отношении интернет-ресурсов распространяющих незаконную информацию и не являющихся сетевыми изданиями; 2) вступившее в законную силу решение суда о признании незаконной информации, распространяемой интернет-ресурсами и сетевыми изданиями. 6. Решение о включении в реестр может быть обжаловано владельцем интернет-ресурса, провайдером хостинга, оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», в суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения. 7. В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы интернет-ресурса в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца интернет-ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления незаконной информации с интернет-страниц, где она содержалась либо интернет-страниц целиком. 8. В течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы интернет-ресурса в реестр владелец интернет-ресурса обязан удалить незаконную информацию с интернет-страниц, где она содержалась либо интернет-страницы целиком. В случае отказа или бездействия владельца интернет-ресурса провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому интернет-ресурсу в течение суток. 9. В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем интернет-ресурса мер, указанных в пунктах 7 и 8 настоящей статьи, сетевой адрес, позволяющий идентифицировать интернет-ресурс, содержащий незаконную информацию, включается в реестр. 10. В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать интернет-ресурс, содержащий незаконную информацию, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому интернет-ресурсу. 11. Уполномоченный орган или привлеченный им в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи оператор реестра исключает из реестра доменное имя, указатель страницы интернет-ресурса или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать интернет-ресурса, на основании обращения владельца интернет-ресурса, провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению незаконной информации, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения о включении в реестр доменного имени, указателя страницы интернет-ресурса или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать интернет-ресурса. 12. Порядок взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к «Интернет», устанавливаются уполномоченным органом. Провайдер хостинга и владелец интернет-ресурса не несут ответственность перед третьими лицами за ограничение доступа к информации и (или) ограничение ее распространения в соответствии с требованиями настоящего закона. |
Согласно предложениям МТК РК статья дополнена нормами из действующего Закона РК «Об информатизации» в связи с отношением данных норм к предмету регулирования специального законодательного акта - Закона РК «О средствах массовой информации». Однако не все интернет-ресурсы могут быть автоматически отнесены к СМИ. В связи с чем, возникает необходимость выделения специальных норм относительно случаев распространения массовой информации не через СМИ. Это означает необходимость введения в правовое регулирование дополнительных законодательных норм по регулированию оборота информации, учитывающих существенное изменение способов распространения информации и отвечающих современным условиям ее движения в сети «Интернет», зачастую сопоставимого по широте охвата аудитории с деятельностью средств массовой информации. При этом доступность технических возможностей для злоупотреблений со стороны неопределенного круга лиц при отсутствии достаточных мер, позволяющих такие злоупотребления пресечь, повысила риск причинения вреда интересам личности и государства. Существующая система, когда уполномоченные государственные органы, операторы связи обязаны приостановить либо прекратить распространение на территории РК незаконной продукции средства массовой информации либо выпуск средства массовой информации технически неисполнимо (см. обоснование к изменениям в ГПК). Запрет на использование доменного имени с тем же или дублирующим названием, отмена регистрации доменного имени и запрет на использование в течение одного года доменного имени с тем же или дублирующим названием, неэффективно, поскольку может действовать только для казахстанских регистраторов. В то же время, как показывает практика никто и ничто не мешает нарушителям открывать интернет-ресурсы с тем же или дублирующим названием в не казахстанских доменах, открывать страницы с тем же или дублирующим названием в социальных сетях и т.д. Мониторинг этому не ведется и фактическое исполнение судебных решений никем не контролируется. Предложенная система ведения единого реестра незаконной информации позволит эффективнее бороться с указанными явлениями. |
23 |
Статья 19 |
Статья 19. Право на опровержение 1. Гражданин или юридическое лицо вправе требовать в судебном порядке опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию. 2. Если сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или юридического лица распространены в средствах массовой информации они должны быть бесплатно опровергнуты в тех же средствах массовой информации. В случае, если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву с обязательным сообщением адресатам о несоответствии действительности содержащихся в этом документе сведений. Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом. 3. Требование гражданина или юридического лица о публикации опровержения либо ответа в средстве массовой информации рассматривается судом в случае, если орган массовой информации отказал в такой публикации либо в течение месяца не произвел публикации, а также в случае его ликвидации. 4. Гражданин или юридическое лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. |
Отсутствует. |
Статья 19. Право на удаление и прекращение распространения информации, а также опровержение 1. Граждане и юридические лица вправе требовать удаления и (или) прекращения распространения в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах незаконной информации или информации, нарушающей их законные права. В требовании должно быть указано, какая именно информация подлежит удалению или прекращению распространения, ссылка на продукцию средства массовой информации либо интернет-страницу, где содержится незаконная информация, суть нарушения прав, а также доказательства, свидетельствующие о несоответствии распространенной информации законодательным актам Республики Казахстан. 2. Если сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или юридического лица распространены в средствах массовой информации или на интернет-ресурсе они должны быть бесплатно опровергнуты в тех же средствах массовой информации, а также способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей интернет-ресурса. Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом. 3. Требование гражданина или юридического лица о признании информации незаконной, удалении и (или) прекращении ее распространения), публикации опровержения либо ответа в средстве массовой информации или на интернет-ресурсе рассматривается судом в случае, если должностными или иными лицами, выполняющими управленческие функции в средствах массовой информации и интернет-ресурсах, было в этом отказано, либо в течение месяца не было произведено необходимых действий, а также в случае ликвидации средства массовой информации или интернет-ресурса. 4. Требования о возмещении убытков, причиненных распространением незаконной информации, рассматриваются в порядке, установленном законодательными актами. |
С целью определить границы ответственности СМИ и информационных посредников за распространение информации, запрещённой законом или нарушающей права третьих лиц, реализовать в законодательстве процедуру досудебного взаимодействия СМИ, информационных посредников и третьих лиц. |
24 |
Статья 25 |
Статья 25. Основания ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации 1. Распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина или организации (государственного органа, общественного, творческого, научного, религиозного либо иного объединения граждан и юридических лиц), воздействие средствами массовой информации на суд влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан. 2. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации несут виновные в этом должностные лица государственных органов и иных организаций, а также собственник, распространитель, главный редактор (редактор) средства массовой информации, авторы распространяемых сообщений и материалов. 2-1. Собственник, главный редактор (редактор) средства массовой информации несут установленную законодательными актами Республики Казахстан ответственность за распространение сообщений и материалов, содержащих пропаганду или агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости, насилия и порнографии, независимо от источника их получения. 3. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста влечет установленную законами Республики Казахстан ответственность. |
Отсутствует. |
Статья 25. Основания ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации Нарушение требований настоящего закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
|
Согласно п. 3 статьи 19 Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-I «О нормативных правовых актах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2013 г.): «Текст нормативного правового акта не должен содержать положения декларативного характера, не несущие смысловой и правовой нагрузки». Распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина или организации, воздействие средствами массовой информации на суд, а также иные правонарушения и преступления, влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан. Дополнительное указание на это представляется излишним, поскольку в соответствующих законодательных актах подробно описано - кто, как и в соответствии с какой процедурой несет ответственность. |
25 |
Статья 26 |
Статья 26. Случаи освобождения от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности Главный редактор (редактор), а равно журналист не несут ответственности за распространение в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности: 1) если эти сведения содержались в официальных сообщениях и документах; 2) если они получены от рекламных и информационных агентств или пресс-служб государственных органов; 3) если они являются дословным воспроизведением официальных выступлений депутатов представительных органов, должностных лиц государственных органов, организаций и граждан; 4) если они содержались в авторских выступлениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом; 5) если эти сведения содержались в обязательных в соответствии со статьей 18 настоящего Закона сообщениях. |
Отсутствует. |
Статья 26. Случаи освобождения от ответственности за распространение незаконной информации 1. Собственники, должностные и иные лица, выполняющие управленческие функции в средствах массовой информации и интернет-ресурсах, несут ответственность за распространение незаконной информации на общих основаниях, при наличии вины, с учетом особенностей, установленных пунктом 2 настоящей статьи. 2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи освобождаются от ответственности при соблюдении следующих условий: 1) ели информация, предоставленная другим лицом, распространялась без изменений (за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи информации) либо в отношении нее оказывались услуги поиска; 2) если для определения незаконности распространения информации требовались специальные познания (научные знания, проведение экспертиз, исследований и т.п.); 3) если были своевременно приняты меры, предусмотренные законодательством, для удаления или прекращения дальнейшего распространения незаконной информации. |
Такой подход вытекает из общих принципов юридической ответственности, необходимое основание которой образует наличие состава правонарушения и, соответственно, вины как элемента его субъективной стороны. Наличие вины - общий и общепризнанный принцип юридической ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. закреплено непосредственно в законе. Приведенное регулирование соотносится с правом каждого свободно распространять информацию любым законным способом, которое признается и защищается Конституцией РК (статья 20), Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 19), а также - применительно к распространению информации через сеть Интернет - в ряде других международно-правовых актов. Так, согласно подпункту «а» пункта 2 Совместной декларации о свободе выражения мнения и Интернете (принята 1 июня 2011 года Специальным докладчиком Организации Объединенных Наций (ООН) по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение, Представителем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по вопросам свободы средств массовой информации, Специальным докладчиком по вопросам свободы выражения мнений Организации американских государств (ОАГ) и Специальным докладчиком по вопросам свободы выражения мнений и свободного доступа к информации Африканской комиссии по правам человека и народов), ни одно лицо, которое предоставляет лишь технические интернет-услуги, такие как обеспечение доступа или поиск, передача или кэширование информации, не должно нести ответственности за созданный другими лицами контент, который был распространен при помощи этих услуг, если это лицо не вносило в него изменений и не отказывалось выполнить судебное решение об удалении данного контента в случаях, когда оно имеет возможность это сделать. Информация, распространяемая посредством сети Интернет, размещается на сайтах, ресурсы которых, как правило, технически и технологически объективно доступны неопределенному кругу лиц, что не исключает возможность их анонимного использования, в том числе в противоправных целях. Тот факт, что противоправные действия с применением ресурсов сети Интернет совершены неизвестным лицом, не отменяет общего принципа, в силу которого ответственность за эти действия несет именно правонарушитель. Вместе с тем владельцы интернет-ресурсов объективно ограничены в возможности определять законность информации, размещаемой на сайте третьими лицами, при том что возложение на них такой проверки означало бы отступление от конституционных гарантий свободы слова и введение цензуры. Поэтому они не могут быть безусловно обязаны удалять любую информацию, если ее законность небесспорна, в частности не установлена судебным решением, уполномоченным государственным органом или заключением экспертизы, а следовательно, в таких случаях до принятия судебного решения или решения уполномоченного государственного органа на них не может быть возложена и ответственность за отказ удалить соответствующую информацию с сайта, что не исключает применения иных правовых средств, включая меры по обеспечению иска, позволяющих, в частности, приостановить ее распространение до принятия окончательного решения по судебному спору. |
26 |
Пункт 1 статьи 15 |
Статья 15. Взаимодействие операторов связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 1. Операторы связи, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Казахстан, обязаны в соответствии с законодательством Республики Казахстан обеспечивать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на сетяхсвязи, организационные и технические возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий на всех сетях связи, доступ к служебной информации об абонентах, а также принимать меры по недопущению раскрытия форм и методов проведения указанных мероприятий. Требования к сетям и средствам связи для целей проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также правила взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, и организаций при внедрении и эксплуатации аппаратно-программных и технических средств проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникаций Республики Казахстан определяются Правительством Республики Казахстан. Операторы связиобязаны устанавливать на сетях связинеобходимые технические средства, обеспечить соответствие своего оборудования установленным требованиям, а также в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, осуществлять сбор и хранение в течение двух лет служебной информации об абонентах. |
Статья 15. Взаимодействие операторов связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 1. Операторы связи и владельцы сетей связи, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Казахстан, обязаны: 1) обеспечивать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на сетяхсвязи, организационные и технические возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий на всех сетях связи; 2) осуществлять сбор и хранение служебной информации об абонентах в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан; 3) обеспечить доступ к служебной информации об абонентах, а также принимать меры по недопущению раскрытия форм и методов проведения указанных мероприятий; 4) обеспечить за счет собственных средств наличие в составе своего телекоммуникационного оборудования функций для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с требованиями к сетям и средствам связи для целей проведения оперативно-розыскных мероприятий и в порядке, определяемыми Правительством Республики Казахстан; 5) обеспечить персональную регистрацию абонентов в соответствии с правилами, определяемыми Правительством Республики Казахстан, и осуществлять оказание услуг связи только при наличии регистрационных данных об абоненте; 6) приостанавливать работу абонентского устройства в своей сети на территории следственных изоляторов и исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также на границе территорий, прилегающих к ним. |
Статья 15. Взаимодействие операторов связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 1. Операторы связи и владельцы сетей связи, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Казахстан, обязаны: 1) обеспечивать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на сетях связи, организационные и технические возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий на всех сетях связи; 2) осуществлять сбор и хранение служебной информации об абонентах в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан; 3) обеспечить доступ к служебной информации об абонентах, а также принимать меры по недопущению раскрытия форм и методов проведения указанных мероприятий; 4) обеспечить за счет собственных средств наличие в составе своего телекоммуникационного оборудования функций для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с требованиями к сетям и средствам связи для целей проведения оперативно-розыскных мероприятий и в порядке, определяемыми Правительством Республики Казахстан; 5) обеспечить персональную регистрацию абонентов в соответствии с правилами, определяемыми Правительством Республики Казахстан, и осуществлять оказание услуг связи только при наличии регистрационных данных об абоненте; 6) приостанавливать работу абонентского устройства в своей сети на территории следственных изоляторов и исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также на границе территорий, прилегающих к ним; 7) осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством интернет-ресурсов, в порядке, установленном законодательными актами. |
В целях закрепления обязанности осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством интернет-ресурсов, в порядке, установленном законодательными актами. |