Ляззат Танысбай, гендиректор телеканала «Астана»: Телевидению не обойтись без точечного государственного патронажа

Маргарита Бочарова, V ласть

На низкую конкурентоспособность казахстанской телевизионной продукции обращают внимание не только рядовые телезрители, но и высокопоставленные государственные служащие. Об особенностях государственного информационного заказа, отсутствии рекламодателей, критике телевидения и о своеобразной сетке вещания отечественных телекомпаний в интервью V ласти рассказывает генеральный директор телеканала «Астана» Ляззат Танысбай.

В чем, на ваш взгляд, заключаются главные проблемы современного отечественного телевидения?

Качественное телевизионное производство — это большие вложения, живые деньги, а их на внутреннем рекламном рынке — мизер. Для серьезных мировых брендов наша телевизионная аудитория слишком малочисленна. Казахстанский рекламный рынок довольно ограниченный. В прошлом году он составил всего 152 млн. долларов. В России же телеканалы в прошлом году заработали на рекламе около 5,5 млрд. долларов. При этом существенную долю нашего рекламного рынка — 30 процентов — «отъедает» ОРТ «Евразия», ретранслирующая российский «Первый канал» и создающая минимум собственных проектов. Помимо этого есть те же кабельные сети, которые оттягивают на себя тоже немалый объем рекламных денег, при этом ничего не производя.

Поэтому сегодня вкладывать в собственное производство могут позволить себе только общенациональные телеканалы, имеющие стабильные бюджеты, и пара-тройка частных телеканалов, которые, по замерам Gallup, имеют долю зрительской аудитории выше 10 процентов. Причем эти показатели формируются преимущественно за счет ретрансляции покупных сериалов и российских юмористических, развлекательных концертов. Это и вынуждает телеканалы делать выбор в пользу рейтингового, но в большинстве своем малоинтеллектуального ТВ-продукта, заполонившего отечественные телеканалы. Поэтому в эфирах казахстанских ТВ присутствует множество сериалов, постоянно повторяемых ситкомов и юмористических шоу «не первой свежести», за которые нас активно ругают. Но именно эти продукты приносят рейтинг, а соответственно и деньги рекламодателя. Вот такой, к сожалению, замкнутый круг.

Сейчас закуп готовой продукции значительно дешевле, чем производство собственных программ. К примеру сегодня на рынке средняя цена за показ серии рейтингового турецкого сериала варируется от 3000 долларов. В то время как, чтобы произвести собственный сериал, необходимо 30 000 долларов за серию.

Многолетние кулуарные разговоры о некорректности замеров Gallup’а также уже набили оскомину всему рынку. Привести на наш рынок альтернативную исследовательскую компанию опять же стоит немалых денег.

Сейчас за исключением детских, все республиканские телеканалы борются за одного и того же телезрителя. Являясь партийным каналом, мы в большей мере фокусируем свое внимание на социально-активной аудитории в возрасте от 18 и старше. Наш зритель — среднего возраста, двуязычный, образованный, разбирающийся либо желающий разбираться в политике, семейный, с чувством юмора. Этот портрет, конечно же, не моя прихоть, а результат специальных исследований.

За последние годы значительно увеличилась и доля тех, кто смотрит ТВ на государственном языке. Растет новое поколение. Рейтинги показывают, что канал «Астана» располагает достаточными ресурсами, чтобы активно бороться за казахоязычного зрителя. Стоит отметить, что «Астана» — один из редких телеканалов, которому удается соблюдать требования Закона в части вещания на государственном и русском языках. Мы активно используем новый формат — шоу на двух языках. С двумя ведущими — казахоязычным и русскоязычным. Например, «Саған Сенемін. Мой лучший», «Тайказан. Готовят все!». Это очень полезно для тех, кто учит язык.

В текущем сезоне вышел собственный благотворительный проект «Біз біргеміз» — «Мы вместе». Мои коллеги и я гордимся этим проектом. Нам удалось действительно стать мостиком между теми, кто нуждается в помощи, и теми, кто хочет и может помочь. Мы рассказываем о детях, которым нужно лечение, о родителях, которые не теряют надежду, о врачах, которые борются со страшными диагнозами, о тех, кто помогает, о малышах, которые ждут каждый день, когда их заберут из детского дома.

За пять месяцев существования программы мы показали 11 деток — сирот, которые страдают различными заболеваниями. На сегодняшний день мы помогли обрести семью пятерым из них. Буквально на днях, благодаря спонсору-компании «Аллюр Авто» мы подарили Щучинскому дому ребенка автомобиль. Он был им жизненно необходим. Все, кто делает этот проект, можно сказать, наизусть знают адреса детских домов, интернатов для детей с ограниченными возможностями по всему Казахстану, где побывали наши корреспонденты. Хочу использовать эту возможность и проговорить. Вдруг ваши читатели тоже откликнутся. В Коксаекской школе-интернате для физически дефективных детей в ЮКО мечтают о собственной теплице. В Карагандинском доме малютки крыша требует капитального ремонта. Ищем спонсоров. Атыраускому дому малютки хотим подарить специальный аппарат — вертикализатор, это специальное приспособление для детей больных ДЦП.

Мы абсолютно уверены, что только такие проекты могут стать лицом канала, только они несут сообщение аудитории о позиции канала, планах, уровне. Я глубоко убеждена, телевидение должно не только информировать, развлекать, но и помогать!

Насколько Интернет включен в повседневную работу канала: это больше соперник за внимание аудитории или необходимый инструмент в продвижении контента?

Если выбирать, то, скорее, второе. Сейчас для нас интернет — дополнительный источник информирования телезрителей и информации о зрителях. В настоящее время наблюдается тенденция двойного просмотра, когда телезритель одновременно смотрит ТВ и, имея под рукой различные гаджеты, делится своим мнением, комментариями, ссылками заинтересовавшего его контента. Перетекания аудитории от ТВ в интернет, думаю, нет. Это разные люди. Малая часть из них смотрит и то, и другое. Но критика в адрес телевидения в интернете зачастую идет как раз от тех, кто ни одну программу от начала до конца ни на одном яростно критикуемом канале не видел.

Какие требования Вы предъявляете к собственному контенту, и всегда ли удается полностью им соответствовать?

Сейчас в эфире нашего канала есть множество программ собственного производства. К каждому проекту предъявляются высокие требования — он должен быть качественным, актуальным, интересным, понятным телезрителю. Вкусы аудитории меняются, конкуренты тоже не спят. Зрителей, в отличие от каналов, не становится больше. Это одна и та же аудитория, которая делится между электронными СМИ, и смотрит то, что хочет. Мы постоянно работаем над улучшением контента: изучение рынка, зрительских предпочтений, повышение квалификации сотрудников.

За последний год был несколько изменен формат телеканала, проведен ребрендинг, активно применяются новые подходы к организации телепроизводства. Внедрение этих новшеств, перестройка сложившейся системы — процесс непростой. Такие реформы всегда вызывают резонанс и, прежде всего, внутри коллектива. Тем не менее, большая часть сотрудников позитивно восприняла возможность изменить канал к лучшему, воплотить собственные идеи, научиться чему-то новому. Именно на таких людей мы делаем ставку и уже добились заметных успехов. Могу сказать, что компания движется в правильном направлении, потому что за последний год рейтинг нашего канала вырос в два раза.

Партийная принадлежность канала видна, скорее, по качеству, по некоей социальной ответственности нашего СМИ, чем по количеству проектов. Задача стоит такая: оставаясь ресурсом партии власти, создавать рейтинговое ТВ.

Сегодня в эфире телеканала «Астана» присутствуют информационные, развлекательные, познавательные программы. Свыше 60% эфира состоит из программ собственного производства. Большая часть из них создается сотрудниками нашего канала. Около 10% производится совместно со сторонними компаниями — аутсорсинг. Оставшиеся 40% контента — закуп, куда входят сериалы, художественные и мультипликационные фильмы, спортивные трансляции.

Особый уровень канала — прямые трансляции. Например, 8 Марта мы выдали в прямом эфире концерт Розы Рымбаевой «Жан анам. Мама». Очень важный момент — это был концерт с «живым» звуком. До нас прямую трансляцию концерта не правительственного, а просто ради настроения зрителей в праздник никто не делал.

Сейчас каналом разработана собственная сетка вещания, основанная на линейном программировании. То есть, в одно и то же время зрителю представляют один и тот же линейный продукт: кино, российский или турецкий сериал, детские фильмы, шоу, аналитику и т. д. По такому же принципу работают крупные успешные каналы по всему миру. Кроме того, наш контент делится на программинг будней, выходных и праздников.

Пристальное внимание к нашей отрасли со стороны нового госсекретаря, надеюсь, принесет свои результаты. Сейчас медиасфера на всех уровнях, вне зависимости от формы собственности СМИ, получила сигнал о том, что ситуация будет меняться. Тем более что о тех проблемах, которые были озвучены, рынок знает непонаслышке. Мы, медиа-менеджеры сталкиваемся с ними постоянно.

Государственный секретарь четко обозначил проблемы зависимости казахстанских телеканалов от иностранного контента, отсутствия качественных, современных программ в формате ток-шоу, дискуссионные площадки, репортаж, журналистское расследование и др.

Уже сейчас, в свете серьезной конкуренции, наблюдается некий бум телепроизводства. Телеканалы стали активнее производить крупные мегапроекты. И если раньше на казахстанском телерынке крупный проект был событием, то сейчас ряд каналов одновременно производит свои масштабные программы, делая их «якорными» и даже выстраивая вокруг них сетку программ.

Не стало исключением и создание сериалов. Если ранее это было прерогативой государственных каналов, бюджет и ресурсы которых позволяли регулярно снимать сериалы, то теперь к их созданию подключились и коммерческие телеканалы. Как только каналы начали осваивать это направление, вырос уровень и количество отечественных частных производящих телестудий, продакшн-центров.

Сейчас рынок ТВ-продакшна и в целом медиа-рынок активно развивается. Вокруг каждой продакш-компании формируется целая команда профессиональных операторов, осветителей, режиссеров, редакторов, продюсеров. Растут их опыт, знания. Этот процесс начался всего пять лет назад. Результаты, думаю, впереди.

Хочу заметить, что в нашем эфире присутствуют разные по формату проекты, которые, судя по рейтингам, популярны у аудитории. Дискуссионную функцию выполняет ток-шоу «Открытая студия», ведущий которого политолог, общественный деятель Нурлан Еримбетов и его гости — известные эксперты и специалисты в той или иной области — обсуждают актуальные, наболевшие и порой острые вопросы, волнующие наше общество. С апреля этого года на суд зрителей предстанет схожее по формату ток-шоу на казахском языке «Кеш емес» с ведущим, известным поэтом Калкаманом Сариным.

Проекты в жанре журналистского расследования на нашем канале представлены такими программами, как «Громкое дело» — хроника самых нашумевших криминальных преступлениях страны, "Ақиқат алаңы"-"Момент истины« — совместный проект телеканала «Астана» и Общественного Совета по борьбе с коррупцией при партии «Нур Отан» о реальных фактах коррупции.

Среди собственных программ — «Сырласу с Айгерим Сейфолла» и «Статус QUO c Динарой Сатжан». Эти ведущие хрупкие и женственные, но их вопросов побаиваются. Проект «Сырласу» сейчас пользуется большой популярностью у казахоязычной интеллигенции. За 40 минут вечернего интервью порой и знакомого человека узнаешь с новой стороны. Это и есть настоящий профессионализм интервьюера. И для гостей студии это большее испытание. С нашей ментальностью, не каждая известная персона может позволить себе смелость быть откровенным и рассказывать о своих скелетах.

Заслуженной любовью аудитории пользуется наше новое семейное развлекательное шоу — «Саған сенемін — Мой лучший». Формат — соревнование мужчин. Можно сказать — рыцарский турнир на современный лад. Приглашаются для участия пары. Кстати в первом сезоне — очень известные в стране. Изюминка в том, что женщины делают индивидуальные ставки на то, справятся ли их мужчины с заданием. Идея нам сразу приглянулась, поскольку за юмором и шоу есть главное — семейственность, супружество, сплоченность, доверие друг к другу, вера женщин, которая во все времена заставляет мужчин горы сворачивать.

Создание качественного конкурентоспособного продукта требует современного технического оборудования и аппаратуры. Введенный в эксплуатацию ультрасовременный медиацентр предоставляет государственным телеканалам, находящимся в нем, большие возможности для реализации любой креативной задумки при производстве телепрограмм. Это обязывать и нас быть в тренде и наращивать свою техническую базу. С прошлого года мы осуществляем практически полную техническую модернизацию канала, поскольку долгое время телеканал работал на морально и физически устаревшем оборудовании. Уже в конце этого года мы будем технически готовы к вещанию в HD формате. Будет упрощен процесс создания программ за счет использования безленточного производства.

Техническая модернизация требует от сотрудников новых необходимых знаний, чему мы придаем особое значение. Телеканал стал активнее привлекать профессиональных консультантов и тренеров для обучения персонала. Наши сотрудники посещают различные обучающие тренинги и семинары. И это дает свои плоды.

В целом, на этом этапе для развития отечественного телевидения не обойтись без грамотного, точечного патронажа со стороны государства, которое должно создать равные возможности для всех участников телеиндустрии, защитить отечественный рынок от внешних факторов. И только в этом случае казахстанское телевидение станет конкурентоспособным и будет производить качественный достойный продукт. В этом плане интересен опыт соседней Украины, где ввели трехлетнее ограничение на размещение рекламы в закупной продукции, что вынудило рекламодателей вкладывать средства в отечественное производство. В результате сегодня украинское телевидение не отстает по своему развитию от западных телеканалов.

Показателен и турецкий опыт развития телевидения. Там государственным каналам было запрещено покупать зарубежный контент, что также стимулировало создание своего продукта. В ряде стран зарубежья производство собственного телеконтента не облагается рядом налогов. В соседней России уже 12 лет как производство собственного кино и сериалов освобождены от налогообложения. Таким образом, существует множество эффективных механизмов развития телевидения, которые могут быть успешно применены и в наших реалиях.

Кстати, буквально на днях была зарегистрирована новая Ассоциация по развитию теле- и радиоиндустрии Казахстана, которая займется продвижением этих вопросов на нашем рынке. Учредителями ассоциации выступили пять республиканских, негосударственных телеканалов — «Астана», КТК, «31 канал», «7 канал» и СТВ. Мы с коллегами, руководителями телеканалов постараемся решать свои проблемы путем предложения законодательных инициатив.

Отдельное внимание нужно уделить и развитию отечественного радиовещания, на чем акцентировал особое внимание госсекретарь. Это коррелирует с текущими организационными процессами по развитию нашей радиостанции. 22 марта был осуществлен ребрендинг нашего радио с полным его переформатированием. Новая радиостанция «ORDA FM» — это в первую очередь столичное радио формата «CITY», где музыка гармонично переплетается с событиями из жизни Астаны.

А по какой причине телеканал «Астана», который Вы возглавляете, не участвует в государственном заказе, не принимает участие в конкурсах Министерства культуры и информации?

При принятии решения участия в том или ином конкурсе для нас важно произвести качественный продукт, поскольку это пойдет в эфир нашего канала. До этого года тарифы госзаказа, установленные министерством культуры и информации, были значительно ниже себестоимости реального производства. Цена за производство одного часа телепродукта в конкурсах МКИ ранее составляла 120 000 тенге, в то время как себестоимость в разы выше. Производство себе в убыток приводит к падению качества выпускаемого продукта и, как следствие, интереса зрителя и соответственно рейтинга телеканала. Сейчас МКИ активно работает над разработкой новых правил и тарифов госзаказа. Это станет хорошим стимулом для производства контента, который пока, к сожалению, коммерчески нерентабелен. К примеру, госзаказ дает возможность снимать документальные, библиографические, научно-познавательные проекты. Стоят такие программы дорого. Понятно, что они ориентированы на узкую аудиторию, а потому не дадут рейтингов. Но они важны.

Нужно всегда помнить, что перед телевидением стоит и просветительская задача. Такие проекты укрепляют сознание граждан, именно они остаются в памяти, а не сериалы или юмористические концерты иностранного производства. Как правило, каналы сначала наращивают рейтинги, укрепляют финансовую состоятельность, а потом позволяют себе что-то «для души». И, надо отдать должное, это прекрасно понимают сейчас в профильном министерстве. При сложившейся ситуации, когда МКИ по-новому подходит к вопросу госзаказа, расширив тематику, пересмотрев в сторону увеличения стоимость, как раз каналы имеют возможность предложить для госзаказа не развлекательное шоу, цена которого потом отобьется стоимостью рекламы, а качественную документалистику о культуре, науке. И такой подход со стороны государства опять же прямой путь к динамичному развитию отечественного медиа-рынка. В перспективе, пусть и не ближней, хочется видеть Казахстан не покупателем, а продавцом программ, сериалов, кино, новых идей и ТВ-форматов.

Ваш телеканал привлекает значительную часть своей аудитории, во многом, благодаря эффективной работе информационной службы. Насколько сложно в современных казахстанских реалиях поддерживать эту планку, ведь ни для кого не секрет, что доступ к информации особенно в условиях ЧС значительно осложнен?

Наш телезритель должен получать именно объективную информационную картину. Но, к сожалению, не всегда удается представить все точки зрения, и причина проста: одна из сторон, как правило, в категоричной форме отказывает в интервью, в получении важного комментария. Даже в том случае, когда мы направляем соответствующий запрос. Кстати, это касается не только силовых органов, которые создают информационный вакуум, и тем самым порождают различного рода слухи. Подобное поведение, похоже, становится нормой и для руководителей учреждений здравоохранения, образования, руководителей частных компаний. Особенно если речь идет о фактах коррупции. Например, если кто-то из сотрудников больницы или школы брал взятки или весьма халатно отнесся к выполнению своих прямых обязанностей, что в итоге привело к негативным последствиям, то очень часто руководители данных учреждений уходят в глухую оборону. И в данной ситуации ничего не остается, как давать мнения пострадавших людей, независимых юристов, экспертов. Но самой проблемы это не снимает.

Если говорить о случаях ЧС, то здесь мы всегда стараемся давать официальную точку зрения, выверенную информацию. Сенсаций в таких ситуациях не бывает. И надо работать по принципу «не навреди». И осознавать свою ответственность перед телезрителем. Особенно, когда речь идет о крупной аварии, или землетрясении, или о возможной эпидемии. Известно, у информационных агентств в этом плане больше простора. Они могут дать любую информацию касательно кадровых перестановок или какого-то чрезвычайного события со ссылкой на свой «информированный источник». И эта новость потом забурлит в интернете, в соцсетях. Мы себе позволить этого не можем.

Доверие к новостям телеканала «Астана», я считаю, вызвано тем, что они находятся в «золотой середине» между той «чернухой», которой в погоне за рейтингами часто злоупотребляют одни каналы, и чрезмерным позитивом новостей других каналов.

Кроме этого, значительную долю просмотра Вам приносят прямые трансляции со спортивных мероприятий: с соревнований по боксу или хоккею. Намерены ли вы продолжать эту тенденцию? Действительно ли это может стать «золотой жилой» для канала?

Сразу же хочется отметить, что прямые трансляции очень затратны и требуют серьезных технических и кадровых ресурсов. Несмотря на это наш канал продолжает традицию показа всех матчей сезона столичного хоккейного клуба «Барыс», включая выездные игры. Периодически в нашем эфире транслируются захватывающие соревнования по боксу с участием казахстанских спортсменов. В целом спорт пользуется достаточной популярностью у аудитории, что подтверждается неплохими рейтингами, хотя мы не считаем спортивные трансляции «золотой жилой». Да, хоккейные трансляции имеют свою сложившуюся стабильную аудиторию, но они популярны в большей мере среди телеаудитории северных регионов страны. Точно так же у каждого вида спорта своя узкая аудитория. Поэтому спортивные трансляции — это в основном прерогатива чисто спортивных каналов.

Как часто лично Вы смотрите другие телеканалы, и есть ли у Вас любимые программы?

В моем рабочем кабинете целая стена из мониторов, на которых вещают все основные телеканалы. Много лет отдаю предпочтение «Euronews», «Discovery», канал «РБК» тоже смотрю с удовольствием и для пользы дела. Работа на телевидении выработала привычку смотреть телевизор профессиональным взглядом — замечаю недочеты или наоборот беру на заметку удачные идеи и решения. Всегда интересно понимать, почему одну программу караулят в эфире, а с другой «уходят» на третьей минуте. В нашей сфере в плане форматов уже практически все придумано, но бывает и «забытое старое», появляются интересные ребята, настоящие звезды, которые могут то, что до них не делали. И моя задача как телевизионного менеджера, чтобы эти люди работали на нашем канале.

Источник: Vласть