«Ветер с улицы» разжег пламя ненависти
Публицисту и писателю, а также известному общественному деятелю Мурату Телибекову грозит срок от двух до семи лет за книгу, которую так и не издали. Вместе с тем ситуация показывает насколько в Казахстане развилась практика доносительства и как силовые органы взвалили на себя функцию мыслецензоров.
4 августа в Алматы состоялась пресс-конференция по делу председателя Союза мусульман Казахстана, в ходе которой помимо самого Мурата Телибекова его адвокат Серик Сарсенов и президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева выдвинули версию, почему книга, которую Мурат Телибеков пытался издать аж 23 года назад, стала неугодной сейчас.
В 1992 году Мурат Телибеков обратился в издательство «Кытап», чтобы опубликовать свой сборник прозы, стихов и пьес «Ветер с улицы». По вроде как техническим причинам книгу не опубликовали, а небольшой тираж был уничтожен, за что писателю была выплачена моральная компенсация.
И вот 7 апреля 2015 года Бостандыкским РУВД внезапно возбуждается уголовное дело по печально известной статье 174 ч 1. УК РК (Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) по поводу публикации, размещенной весной этого года на сайтах Zona. kz и некоем «Файлообменнике». Но прежде полиция назначила филологическую экспертизу, получив мнение эксперта, что в публикации содержатся выражения, оскорбляющие честь и достоинство казахской нации.
30 июня Телибекову вынесли постановление о привлечении его в качестве подозреваемого по уголовному делу — совершении умышленных действий с целью «осквернить честь и достоинство всех граждан Казахстана».
По поводу постановления свое мнение высказал один из лучших казахстанских адвокатов Серик Сарсенов:
— Вот они говорят: «Опубликована книга», но опубликована была не книга, а распечатка с этой книги на сайте. Телибеков действительно пытался издать книгу, но ее в типографии уничтожили. И в книге этих фигурирующих оскорбительных фраз нет! Мы требовали от органов предъявить ее с выходными данными об издательстве и тираже. Все факты показывают, что обвинения построены на голых фактах.
Также адвокат обосновал, почему с юридической точки зрения постановление безграмотное:
— Публикация была произведена в 2014 году. Привлекают же его к ответственности по новому Кодексу, вступившему в силу с 1 января 2015 года. Закон, усиливающий ответственность, не имеет обратной силы. Пишут, что было опубликовано в 2014 году, значит, обязаны привлечь по статье из старого кодекса. А в 2014 году была статья 164 со штрафом. Полагаю, следователи и, естественно, прокуроры, которые надзирают по этому делу, юридически безграмотны. Также в постановлении указано, что публикации на двух сайтах. Я стал это выяснять. Выяснилось, что на Zonakz никогда статей или оскорбительных фраз не было. Был допрошен директор сайта, и следователь был весьма расстроен, когда она подняла архив — никогда не было опубликовано. Был опубликован только комментарий «Жандоса Тура» на публикацию, выставленную на «Файлообменнике», прочитав ее там, он оставил комментарий на Zonakz. Для чего врет следователь в официальном документе? Я думаю, для того, чтобы создать, на мой взгляд, более убедительные факты, что М. Телибеков негодяй, оскорбляющий казахский народ! — возмутился адвокат.
И, в общем, этих доказательств следствию показалось более чем достаточно. Хотя никто не потрудился установить, кто разместил литературную собственность Телибекова в сети, да еще и с оскорбительными фразами, которых в книге не было.
Мурат Телибеков и Серик Сарсенов неоднократно просили предъявить книгу, чтобы найти в ней слова из публикации, унижающие казахскую нацию и народ Казахстана в целом. Но книгу, конечно же, не предоставили. Однако, по словам обвиняемого публициста, из типографии сигнальные экземпляры все-таки вышли, да притом разошлись во все государственные органы. Удивительным нонсенсом стал для Телибекова визит тех же органов накануне пресс-конференции:
— Узнав о том, что готовится пресс-конференция, ко мне пришли лица, представившись правоохранительными органами, принесли книгу. Неизвестно, где они ее нашли. Возмутившись провокацией и грубой фабрикацией этого дела, они протянули мою книгу, которую, по их словам, нужно показать общественности, — рассказал писатель.
Самое интересное, что срок давности за привлечение к ответственности за саму книгу прошел уже семь раз, учитывая год издания (1993). И статья, как утверждает адвокат, тогда была совершенно другая — до двух лет лишения свободы. Написав жалобу в прокуратуру, Сарсенов обратил внимание прокурора на нормы о сроках, а также обратной силе закона,
Мурат Телибеков уверен, что его хотят засадить за решетку
— Я считаю, что это всё-таки была попытка наказать меня. В книге нет ни одной фразы, инкриминируемой мне. Люди предупреждали меня, что мое поведение на экзаменационной комиссии было непозволительно дерзким. И, несомненно, реакция будет, и я буду наказан за эту непозволительную вольность. Это было похоже на публичную порку, чтобы другие люди не высовывались, впредь не позволяя себе подобные жесты в публичных местах.
Еще в феврале этого года группа «общественных деятелей» в количестве 15 человек, узнав о существовании крамольной книги организовала пресс-конференцию, где поведали о своем обращении по поводу публикации в КНБ и Генпрокуратуру с призывом осудить и... изгнать из страны Мурата Телибекова.
Прессозащитник Тамара Калеева вынесла свое тревожное заключение:
— Сама фабула инцидента позволяет предполагать, что главная цель этой инсценировки с обвинением не в том, чтобы наказать оскорбителя, а в том, чтобы закрыть рот неугомонному Мурату Телибекову. Чтобы он не смел высказываться по животрепещущим проблемам нашей жизни. Это очень опасно для нашего сообщества: сценарий так хорошо отработан, что его можно неплохо применить к любому пишущему и говорящему деятелю.
Своим мнением относительно того, чтобы следовало делать с безграмотными «цензорами» в форме, поделился в конце и Серик Сарсенов:
— На мой взгляд, нужно привлекать к уголовной ответственности всех работников правоохранительных органов: судов и госслужащих, которые нарушает постулат о верховенстве закона. Своими действиями, нарушая правосудие, на мой взгляд, эти лица посягают тем самым на честь и достоинство нашего президента. Потому что он является по конституции гарантом незыблемости прав граждан. Будучи подчинены ему и, нарушая законы, в первую очередь они оскорбляют честь президента. Если привлечь с десяток людей из правоохранительных органов, моментально наступит законность. И президент должен поддержать мое предложение.
Мурат Телибеков, известный своими критичными, а порой эксцентричными высказываниями, не может припомнить — говорил ли он когда-либо приписываемые ему фразы более двух десятков лет назад. Однако он не отрицает того, что порой допускает и нецензурные выражения, поскольку действительно болеет за страну и народ — и это видно даже по его книге. Вместе с тем, честь и совесть нации — Абай более чем критично отзывался о своих соплеменниках, и ничего — времена тогда были не столь гнусными, а доносительство было не в чести. Живи великий писатель сейчас, несомненно, ему была бы уготована скамья подсудимых по статье «за разжигание»...
Случай с Муратом Телибековым — первый такого рода в Казахстане. Книги запрещали, не издавали, объявляли источником радиации, за прочтение грозили уголовной ответственностью; могли посадить человека за критические высказывания о президенте или даже за атеистические взгляды. Но впервые человек может пойти под суд за написанное и неизданное два десятка лет назад произведение.
Возможно, пора пересмотреть творения Абая и тоже привлечь его посмертно?
Источник: http://www.bureau.kz/novosti/sobstvennaya_informaciya/veter_s_ulicy_razj...